–
В последнее время НЛС начал активно развивать международные связи.
Почему в этом году для своей первой поездки за рубеж российские
лифтовики выбрали именно Южную Корею? –
Поскольку идёт процесс интеграции России в международное экономическое
пространство, нам следует быть готовыми к тому, что доступ на
отечественный рынок будет открыт для всех мировых игроков. Мы должны
знать, по какому пути идут ведущие лифтовые державы и взять у них всё
самое лучшее для развития отечественной индустрии. Ранее нам удалось
изучить опыт лифтовиков Китая, Великобритании, Финляндии и Германии, а
Южная Корея до последнего времени оставалась terra incognita. Хотя с
лифтами Sigma корейского производства мы хорошо знакомы, и они
пользуются у нас спросом. Как известно, в конце октября 2011 года в
Москве прошло Пленарное заседание ИСО/ТК 178 «Лифты, эскалаторы и
пассажирские конвейеры», организатором которого выступил НСЛ СРО. На нём
мы познакомились с представителями Корейского института безопасности
лифтов (Korea Elevator Safety Institute,KESI), они пригласили нас
посетить Сеул. Члены Комитета НОСТРОЙ по системам инженерно-технического
обеспечения зданий и сооружений решили принять это предложение. Совет
НОСТРОЙ поддержал эту инициативу. Для НЛС и НП СРО «МОЛО», участвующих в
проекте создания в России сети механизированных парковочных систем
(МПС), было интересно познакомиться с опытом Сеула по решению проблемы
дефицита автостоянок. Помимо этого, большое внимание мы уделили
лифтовому хозяйству – производству современных моделей лифтов, внедрению
инновационных разработок. – Можно ли сравнивать транспортную ситуацию в Москве и Сеуле? –
У двух столиц схожая дорожная сеть и практически одинаковое число
жителей и приезжих – более 15 млн человек. Десять лет назад ситуация в
Сеуле была ещё хуже, чем в Москве. Южнокорейская столица интенсивно
застраивалась высотными зданиями. Сейчас это крупный современный город,
который, в первую очередь, ассоциируется с небоскрёбами. Когда корейская
столица начала «захлёбываться» от автомобилей, перед муниципальной
властью встали две конкретные задачи. С одной стороны, следовало
освободить улицы города от заторов, а с другой – найти способы парковки
автомобилей во дворах, около офисов и торгово-развлекательных центров.
Местные власти начали решать проблему с создания в своей администрации
специального Департамента по управлению парковками. У российской
делегации была возможность в мэрии Сеула встретиться с директором
Департамента Кан Хонги и обсудить с ним условия взаимовыгодного
сотрудничества. Для России создание подобной структуры – удивительный
факт, в наших министерствах, ведомствах, местных администрациях не
существует не только управления или отдела, но даже специалиста, который
бы отвечал за развитие лифтового или парковочного хозяйства. И это
показывает отношение государства к решению подобных проблем. Первым
шагом Департамента стала очистка территории от ненужных заборов и
устройство во дворах «карманов» для парковок автомобилей, как это сейчас
делается в Москве. Затем сеульские власти приняли закон, согласно
которому для одной семьи во дворе дома должно предоставляться одно
парковочное место. Ещё одно важное решение – повышение штрафов за
неправильную парковку.
После подготовительных мер в городе началось точечное сооружение
парковочных систем. При этом использовались парковки различных типов – и
обычные стационарные: подземные и наземные, МПС. Поскольку плотность
застройки в городе довольно высокая, предпочтение было отдано последним.
МПС возводились строго в соответствии с архитектурой фасадов жилых и
офисных зданий, чтобы не нарушать облика
города. Поэтому, если бы не латинская буква «Р», определить, где
основное здание, а где пристройка, было бы сложно. Следующим шагом стало
включение механизированных паркингов в единую диспетчерскую систему,
которая обеспечивает круглосуточный контроль над их эксплуатацией.
Механизированные паркинги – это действительно эффективное решение для
таких мегаполисов как Сеул, Москва, Санкт-Петербург, Краснодар и других. – А бизнесу выгодно заниматься паркингами? –
Для ознакомления с производством лифтов и МПС мы посетили завод Hyundai
и штаб квартиру корпорации LG, вклад которой в южнокорейскую экономику
составляет порядка 25 % ВВП в год. И на этих производствах мы убедились,
что в этой стране для успешного ведения бизнеса созданы благоприятные
условия во всех отраслях экономики. Деятельность как крупнейших, так и
небольших компаний на рынке максимально прозрачна. Работа известна не
только контролирующим органам, но и любому гражданину. Там невозможно
получить сверхприбыль и «прогореть», поскольку в стране действуют
госгарантии, которые используются в случае сложной ситуации на том или
ином предприятии. Взаимоотношения между властью и бизнесом основаны на
партнёрстве. Государство создаёт благоприятные условия для развития
частных компаний, а они, в свою очередь, участвуют в реализации
социальных проектов, обеспечивают рабочие места, наконец, в полной мере
платят налоги. Неслучайно, что при возникновении проблемы дефицита
машиномест, в Сеуле именно муниципальная власть организовала
департамент, который и сыграл главную роль в создании нормативно
правовой базы и развитии сети автостоянок. Главное в этих
взаимоотношениях – то, что и государство, и бизнес действительно
работают на благо людей, на повышение их жизненного уровня. У нас это
избирательная декларация, а в Южной Корее – реальность. В этой стране
понимают, что всё делают для себя, значит, и услуги, и продукты, в
которых нуждается общество, должны быть выполнены на самом высоком
уровне. Когда в государстве делается акцент на социальную
направленность, оно процветает. Ведь если благосостояние людей растёт,
они лучше работают. Примеров достаточно – Швеция, Германия,
Великобритания, Объединённые Арабские Эмираты и т.д. У нас же ситуация
совершенно иная – наши олигархи и чиновники устраивают за высокими
заборами «микромиры блаженства» для себя, и никого из них не смущает,
что на остальной территории страны нет условий для нормальной жизни.
Наше государство пассивно. Не смотря на значительную социальную
потребность в МПС, подготовкой нормативной базы и продвижением проекта
занимаются вовсе не министерства и ведомства, а бизнес под эгидой НП СРО
«МОЛО». Именно мы начали изучать зарубежный опыт, готовить стандарты и
законодательные инициативы. И вместо того, чтобы помочь, госструктуры
редко идут навстречу – идею очень трудно реализовать. Конечно,
большую помощь нам оказывают депутаты Госдумы, в первую очередь,
Константин Ширшов. Именно благодаря ему лифтовая и парковочная темы
стали одними из самых обсуждаемых в Экспертном совете при Комитете ГД по
промышленности, но в целом там очень настороженно относятся ко всему новому. – Сколько времени может понадобиться для создания сети МПС в России? –
Боюсь, не менее 10 лет. Именно столько, сколько понадобилось Южной
Корее. В России приходится начинать всё с нуля. У нас нет пока никаких
документов, регламентирующих деятельность в сфере МПС. Руководство KESI
пообещало нам предоставить все документы, необходимые для создания таких
паркингов. После их изучения мы будем готовить и продвигать свои
проекты законов. И когда они будут приняты на федеральном уровне, то
сама жизнь заставит всех специалистов – проектировщиков, архитекторов,
строителей, собственников – создавать сеть МПС. Мы не говорим, что
механизированные паркинги – это панацея от всех бед. Нет, Россия
нуждается во всех видах автостоянок, и к решению проблемы необходимо подходить комплексно.
Беседовал Валерий Горбачев Ежемесячный информационно-аналитический журнал ЛИФТИНФОРМ/№4 (175) 2012 |