ЗАСТЫВШИЕ ЧЕРТЫ
Обычай
делать посмертные маски появился в Египте еще во времена фараонов.
После ухода в мир иной их бальзамировали, однако технологии еще не
позволяли сохранять лица покойных. Проблему решили с помощью слепка на
застывающей поверхности.
Древние
считали, что облик человека в момент смерти показывает, кем он был на
самом деле при жизни, выражение лица умершего открывает подлинное
содержание его души.
Автором
ленинского слепка, сделанного в 1924 году в Горках, стал мастер Сергей
Меркуров. Благодаря ему удалось сохранить черты лица таких
знаменитостей, как Лев Толстой, Владимир Маяковский, Максим Горький,
Сергей Есенин. Всего скульптор за свою жизнь «посмертно» видел около 300
великих людей.
«Приступив
к работе, я хотел поправить голову Ильича, склонить ее немного набок, –
вспоминал Сергей Меркуров. – И, когда коснулся шеи покойника, мне
показалось, что пульсирует сонная артерия. Отняв руки и попросив увести
Надежду Константиновну Крупскую, позвал врача. Тот пояснил, что это
пульсируют мои пальцы: «Нельзя так волноваться…»
Именно
с маски началась работа скульптора над памятниками Ленину. Один из них
был изготовлен для советского павильона на Всемирной выставке в
Нью-Йорке в 1937 году – специалисты считают его лучшим монументом
Ильичу. Сегодня он, изготовленный из полированного красного гранита,
стоит в центре Киева.