Лидер краевого отделения КПРФ, руководитель фракции коммунистов Законодательного Собрания Н.И. Осадчий
в начале своего выступления отметил, что проблемы нередко кроются не
столько в качестве законов, сколько в практике их применения в ходе
конкретных избирательных кампаний. Так, к примеру, на недавних выборах
депутатов Думы города Краснодара кандидаты от КПРФ были зарегистрированы
избирательной комиссией, однако вскоре последовали иски соперников по
ряду одномандатных округов, и решениями судов регистрация
кандидатов-коммунистов была отменена. Почему-то члены комиссий и судьи
одни и те же факты: есть все необходимые документы или их нет –
толковали по-разному. Поскольку иски были однотипными, есть все
основания полагать, что они все инициировались из одного центра, и к
этому причастна партия власти.
Однако, подчеркнул Н.И.Осадчий, как
показал опыт нескольких последних кампаний по выборам органов местного
самоуправления в Краснодарском крае, и в самом законодательстве есть
такие положения, которые создают соблазн и благоприятную почву для
злоупотреблений и нарушений. В связи с этим необходимо внести ряд
изменений в законы. Если невозможно это сделать на краевом уровне, то
следует обратиться к федеральным законодателям.
Далее Н.И.Осадчий изложил несколько конкретных предложений, выработанных КПРФ.
«Первое.
Недопустимо, чтобы в избирательных комиссиях различного уровня
возникала такая ситуация, когда и председатель, и его заместитель, и
секретарь комиссии принадлежат к одной и той же политической партии,
являются ее членами или выдвинуты ею. Речь идет, конечно, о правящей
партии – «Единой России».
Второе. Недавно из законодательства была
исключена норма о досрочном голосовании, которое создавало условия для
злоупотреблений. Но на прошедших выборах возникла другая проблема:
голосование «на дому». В Краснодаре 10 октября через переносные урны
проголосовало, как говорят официальные цифры, более 42 тысяч
избирателей, или почти 20 процентов от общего числа принявших участие в
голосовании. И это не может не вызывать вопросов, так как на участках
использовалось по четыре, пять и более переносных урн, и обеспечить
общественный контроль в таком случае практически невозможно. Отсюда
следует, что необходимо законодательно ограничить количество урн: одна
на избирательном участке.
Третье. Давно уже назрело, чтобы, как во
многих странах, стационарные урны для голосования в помещениях
участковых избирательных комиссий были прозрачными. Тогда в любой момент
видно, сколько бюллетеней уже находится в урне, и очень трудно будет
осуществлять «вбросы», которые порой происходят».
В дальнейшем на
совещании выступили представители ЛДПР, «Патриотов России» и «Яблока».
Они в основном поддержали оценки и предложения лидера краевого отделения
КПРФ, а также обратили внимание на некоторые другие аспекты
законодательства о выборах и выборной практики: на работу со списками
избирателей, сбор подписей для выдвижения кандидатов от непарламентских
партий, неравные условия для политических партий, проявления
административного ресурса.
С прозвучавшими критическими замечаниями
не согласились члены фракции «Единой России» и чиновники из
администрации края. Особенно болезненной была их реакция на суждения об
«адмресурсе» и льготных выборных условиях для правящей партии.
Вместе
с тем при подведении итогов совещания было сказано, что все сказанное
участниками дискуссии будет внимательно изучено и осмыслено в
Законодательном Собрании. При необходимости будут подготовлены и
законодательные инициативы в Государственную Думу РФ.
Поживем – увидим.