Вот и аукнулись реформы образования: наличие диплома профпригодность не гарантирует. И в правительстве считают это нормальным.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИНТРУДА, вышедшая 13 мая на трибуну Госдумы, чтобы осчастливить общество очередным перлом правительственного законотворчества, ничтоже сумняшеся, заявила: "Необходимо реально оценить практические способности работника. Это не просто диплом. Надо посмотреть, что работник на практике может выполнить". С этой целью, по идее кабмина, будет создана система независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам. В специально созданных центрах работники либо по велению работодателя, либо по собственному трудно объяснимому хотению, но в любом случае добровольно, подчеркивают чиновники-законотворцы, смогут сдать экзамен на профпригодность. Причем, надо понимать, свидетельство о квалификации окажется главнее диплома.
Откровенно говоря, так и подмывает посоветовать членам правительства начать с себя. Хотя толку, пожалуй, от этого не будет. Времена меняются, и стандарты меняются вместе с ними. По советским меркам, нынешнему правительству за растрату национального достояния и социальных завоеваний выставили бы, несомненно, коллективный "неуд". А вот нынешние управленческие стандарты ошибкой это не признают, продвигая в жизнь теорию большого хапка: кто больше своровал, тот и молодец.
Правительственная законодательная инициатива навевает ассоциации с детским стишком С. Маршака про дурака, который "начинает не с начала, а кончает, как попало". Самый злободневный вопрос трудового законодательства - это уравнивание минимального размера оплаты труда с прожиточным минимумом, что власть намеревалась сделать еще к 2014 году. Вместо этого правительство, как тот герой стихотворения, строит дом с потолка, решив стимулировать граждан к трудовым свершениям установлением квалификационных планок. Вера Ганзя полагает, что создание новой структуры приведет к оттоку профессиональных производственных кадров в непроизводственную сферу, увеличив и без того громадную армию офисных служащих. "Проверять-то легче, чем работать", - пояснила депутат. Новые рабочие места для чиновников потребуют и новых материальных затрат, добавила Тамара Плетнева. Да и ситуация на промышленных предприятиях сегодня такая, считает она, что речь идет не о квалификации рабочих, а о дешевой рабсиле, которая находится зачастую только среди не шибко профессионально подготовленных гастарбайтеров. Борис Кашин обратил внимание на абсурдность и вредоносность вытекающего из законопроекта вывода о том, что любой нормативный правовой акт, принятый правительством, будет превалировать над законом. А пристегивание президента к любому вопросу (Национальный совет по квалификациям при президенте будет координировать работу всех заинтересованных сторон и органов власти) ведет к безответственности, подчеркнул депутат. Николай Рябов назвал министерскую идею сумасшествием. "Люди не могут устроиться на работу, а тут создается какая-то дармоедская организация", - заметил он. Всесторонний анализ законопроекта сделал Николай Коломейцев. При социалистической экономике существовал разработанный научно-исследовательскими институтами и проверенный практикой единый тарифно-квалификационный справочник, где было расписано, какую работу может выполнять специалист в соответствии со своей квалификацией и разрядом. В 1991 году у нас в стране было 4328 ПТУ и 514 институтов, в каждом из которых действовали свои аттестационные комиссии, присваивавшие выпускникам квалификацию, напомнил депутат. В эти комиссии входили не только преподаватели учебных заведений, но и руководители предприятий. Кроме того, крупные предприятия имели свои учебные центры, аттестационные комиссии которых пересматривали и повышали разряды рабочим, прошедшим обучение. Сегодня эта система разрушена. Разве могут 50 созданных в 2015 году центров оценки квалификации заменить ее, даже при том, что потенциал "кузницы кадров" существенно сократился?
Если в 1991 году ПТУ готовили 1 миллион 240 тысяч специалистов, то сейчас учебные заведения профтехобразования, коих осталось на всю страну одна тысяча, ежегодно оканчивают лишь 400 тысяч человек. А по поводу того, кому придется оплачивать услуги экзаменаторов, все ясно. Правительство заявляет о двух источниках финансирования своей затеи: засчет средств работодателя, если оценка квалификации работника проводится по его инициативе, и из кармана работника, если он вдруг сам пожелает пройти эту процедуру. В первом случае это просто-напросто увеличит себестоимость продукции. Во втором - в очередной раз приведет к ограблению работяг. Причем второй вариант наиболее реалистичен, поскольку правительство и не скрывает, что внедрение оценки квалификации позволит снизить ежегодные расходы работодателей и бюджетов всех уровней в среднем на 3,5 миллиарда рублей.
Законопроект был принят голосами "единороссов".
Критика со стороны фракции КПРФ продолжилась и в ходе рассмотрения двух так называемых антитеррористических законопроектов. По предложению их авторов, трех депутатов-"единороссов" и одного сенатора, уголовное законодательство пополнилось новыми составами преступлений, устанавливающими ответственность за несообщение о преступлении террористического характера, содействие экстремистской деятельности, а также за совершение акта международного терроризма. Под актом международного терроризма понимается совершение вне пределов России взрыва, поджога и прочих действий, посягающих на жизнь, безопасность, неприкосновенность граждан России с целью нарушения мирного сосуществования государств и народов. Законопроект предлагает расширить составы преступлений, по которым для детей с 14 лет наступает уголовная ответственность, включив сюда обучение в специальных лагерях по подготовке боевиков и террористов, членство в террористическом сообществе и др.
Юрий Синельщиков показал изменение уголовного законодательства в отношении 14-летних в ретроспективе: если в советские времена эти подростки несли уголовную ответственность по 10 составам преступлений, сейчас - по 22, то в соответствии с предложениями "медведей" перечень таких преступлений расширится до 32 составов. По мнению депутата, эти изменения уголовного законодательства должны были выноситься на обсуждение Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству с участием Уполномоченного по правамребенка, Генеральной прокуратуры, МВД и других ведомств.
Этого сделано не было.
Кроме того, законопроект содержит многочисленные перекосы. Например, за пособничество в совершении преступлений террористической направленности предлагается установить более строгое наказание, чем за само совершение такого преступления. То же самое касается и содействия экстремистской деятельности. Законопроект вносит принципиально новый состав: "несообщение о достоверно известных преступлениях". При этом размер наказания за это преступление по проекту будет выше, чем за укрывательство особо тяжких преступлений. За зарубежные теракты в отношении граждан России авторы предусматривают более суровые санкции, чем за теракты на территории нашей страны.
Возражения у членов фракции КПРФ вызвало и положение о лишении российского гражданства лиц, получивших его как второе, которые были осуждены за террористические преступления. Поддерживая идею усиления ответственности за преступления, связанные с терроризмом, фракция КПРФ не может согласиться с указанными нововведениями, подчеркнул Ю. Синельщиков. Он заметил, что увеличение санкций вообще малоэффективно в борьбе с такими преступлениями. Более действенными здесь были бы, по его мнению, отмена моратория на смертную казнь и конфискация имущества. Соответствующий законопроект фракции КПРФ уже несколько месяцев находится в профильном комитете Госдумы.
О других уголовных и административных делах, а также о том, как понимает честные выборы "партия власти", рассказал в своем выступлении в часе политических заявлений Владимир Родин. В предчувствии горячей осенней выборной битвы власть загодя включила на полную катушку механизм административного подавления инициатив депутатов и населения, полагая, видимо, что, только заткнув рот активистам Компартии, они смогут обеспечить победу "Единой России". География преследования коммунистов ширится с каждым днем. В Новороссийске, чтобы активист КПРФ не попал на встречу с мэром города, на него чуть было не состряпали уголовное дело за... повреждение цветочного горшка работницы городскойадминистрации. Все первомайские праздники провел под арестом в сочинской кутузке помощник депутата Госдумы Алексей Горячкин по обвинению в сопротивлении полиции, которое заключалось в съемке на видео действий полиции по разгону собрания жителей. В Краснодаре за неисполнение указания полиции убрать лозунги с требованием отставки мэра города административному преследованию подверглись член бюро Краснодарского крайкома КПРФ Анатолий Топчий и один из руководителей территориального отделения Союза советских офицеров Александр Габелия. 10 мая в Вологде сотрудниками ФСБ был задержан на несколько часов член КПРФ, активист движения "Антиплатон". В его квартире был произведен обыск, изъяты все материалы, касающиеся нарушений в работе системы "Платон". На следующий день в Вологде было совершено вооруженное нападение на сторонника КПРФ, представленного для включения членом ТИКа с решающим голосом от КПРФ.
Один из руководителей вологодской общественной организации "Защита", отстаивающей интересы граждан в системе ЖКХ, Олег Куницин был дважды ранен и после операции сейчас находится на лечении.
Происходящее в Москве также не оставляет никаких сомнений, что в планах московской мэрии места для честных выборов нет, отметил В. Родин. Вот уже около двух месяцев организованной массовкой срываются встречи депутатов Госдумы с населением. На юго-востоке столицы полиция не вмешивается даже тогда, когда группа молодчиков выносит в буквальном смысле слова депутатов со встреч с избирателями, ломает звукоусилительную аппаратуру, организует забрасывание металлическими предметами участников встреч с балконов и из окон домов. Эти приемы возвращают нас в "бандитские 90-е".
Около года В. Родин тщетно ждет информации о возбуждении уголовных дел по факту нападений на него и его помощника. Оба нападения произошли на публичных слушаниях при обсуждении проектов планировки территории. В первом случае оно было совершено сотрудником управы Ломоносовского района Москвы, а во втором - сотрудником частного охранного предприятия без опознавательных знаков на глазах у генерал-майора, начальника управления полиции Западного административного округа. В этом же ряду и избиение охранниками на глазах у полиции под запись видеокамеры молодого врача-педиатра, участника акции протеста против строительства дороги в Раменках, и побоище, устроенное 15 декабря полицией Москвы по указке чиновников на Пушкинской площади, где депутаты проводили встречу с избирателями по вопросу платных парковок. Стали нормой листовки без выходных данных, фальшивки, выходящие с логотипом партийных газет коммунистов, шельмование избирателей. И все это, видимо, и есть подготовка власти к честным выборам.
Офицерова Татьяна
|