Ну вот мы и в Пекине. Аэропорт. Первые впечатления, что мы стали свидетелями жизни огромного муравейника. Аэропорт восхитил огромными, свободными, удобными терминалами с безупречной логистикой, и несмотря на масштабы аэропорта, перемещение не вызывает никаких затруднений. Повсюду чистота и аккуратность.
По пути к месту назначения обратил внимание на транспортную логистику. Китай растет не только в ширину, но и в высоту. Многие объекты приковывают взгляды своим строительным решением. В этой стране принцип строительства отработан до мельчайших нюансов. Сначала выбирается свободная территория, затем составляется подробный индустриальный план развития территории. Определяется ее "целевое" назначение, какая отрасль государственной экономики будет в этом месте развиваться. В план обязательно включаются социальные, культурные и бытовые объекты.
Планируется строительство учебных заведений, которые будут подготавливать необходимых специалистов. Такой принцип действует на территории любой провинции, любого города, а если перенести на российскую действительность - любого населенного пункта. Например, если принимается решение развивать деревообрабатывающее производство с полным циклом, включая производство мебели, выстраивается схема осуществления грузопотоков.
Строятся автомобильные, железные дороги, аэропорты, если это прибрежная зона — портовые сооружения. Планировка происходит с учетом развития территории до 2050 года. Следующий этап — планировка жилых объектов для людей, которые будут заниматься строительством инфраструктуры. Затем осуществляется поэтапная планировка ввода в эксплуатацию объектов. После разработки подробного плана развития экономической зоны начинается расчистка территории.
Если в данном месте находятся «трущобы» — людей переселяют в благоустроенное жилья в уже застроенные территории. Начинается строительство. Прокладываются инженерные сети, дороги, строиться полностью вся инфраструктура. И только после этого начинается возведение строительных объектов. Строительство ведется сразу микрорайонами.
Высотки в Китае сегодня растут как грибы. Высокая организация и культура строительного процесса на лицо. Это большое отличие от подходов к строительству в нашем государстве. И этому нужно учиться. Изначально видеть, что будет на конкретной территории и как она будет развиваться.
Строительные материалы, которые на сегодняшний день используются в Китае — это самые последние разработки в области химии, керамики, высокотехнологичных продуктов связанных с защитой от воздействия неблагоприятных условий окружающей среды (т. е. температурный баланс, переходы через 0).
Если говорить о дорогах, то их качество достаточно хорошее. Дороги широкие, многополосные, практически везде оснащены разделительными барьерами между полосами встречного движения транспорта. Не до конца решен вопрос с автомобильными парковками. На сегодняшний день в Китае работает порядка 12 заводов, занимающихся производством высоко технологически механизированных парковок. Но, 70% выпускаемой продукции уходит за пределы страны. Потребителями являются — Япония, Корея и Европа. 10% от общего производства переправляются в Америку.
Именно поэтому мощностей для покрытия своих потребностей им не хватает. На сегодняшний день в Китае на 6 человек приходится 1 автомобиль. В планах организация транспортной инфраструктуры таким образом, чтобы на 1 квартиру приходилось 1 парковочное место. По этому нормативу уже сегодня строятся жилые здания.
Три года назад таких нормативов не существовало, поэтому пандусные парковки, которые также широко применяются в нашей стране, не могут в полной мере выполнить предназначенную функцию в связи с тем, что для их строительства требуется достаточно много места. А в мегаполисах Китая с землей дефицит. Поэтому китайцы пошли по пути Сингапура, Японии, Гонконга и Кореи и стали заниматься строительством подземных и наземных механизированных парковок. Вопрос с автомобильными пробками сегодня в Китае не стоит остро. Но эта проблема начинает расти вместе с ростом численности автомобилей.
Лозунг Коммунистической партии Китая, как руководящей партии государства звучит так: «Не просто дать возможность жить гражданину Китая, а обеспечить китайцам качественную жизнь». Китай — это страна, которая строит социализм. В этой стране еще очень много трудностей. Отсутствует бесплатное среднее образование. Бесплатным является только начальное образование (по 8 класс включительно). За среднее образование китайцам приходится платить. Да, сумма эта символическая, кроме того идет софинансирование, направляются дотации, но полностью бесплатное среднее образование отсутствует. Стоимость обучения за 6 месяцев составляет 200 юаней. Если перевести на российский рубль, то это — 1000 рублей за полгода.
Техникумы, училища, институты тоже предоставляют только платное образование. Но, в Китае разработана схема по которой банки предоставляют студентам кредиты с возможностью полного расчета по окончанию обучения. Стипендии также отсутствуют. Однако существует система обучения за пределами Китая, и в этом случае государство осуществляет софинансирование обучения.
Подходя к вопросам трудоустройства населения Китая хочется отметить, что китайцы очень трудолюбивы. Наша делегация посетила три провинции, минимальная средняя заработная плата здесь составляет порядка 5 000 юаней в месяц. В переводе на российские рубли — приблизительно 15 000. Живут они не богато, но соотношение заработной платы и цен на продукты питания приемлемо для жизни.
Кроме того, государство не предоставляет своим гражданам бесплатного жилья. Однако существует ипотечная система приобретения жилья и кредитная, по которой процентная ставка составляет 4-6% годовых, сроком кредитования до 15 лет. Поэтому каждая семья, в которой работают оба взрослых могут приобрести жилье в кредит. Считаю нужным подчеркнуть, что себестоимость строительства 1 кв. м. в Китае значительно ниже, чем в нашей стране.
Что касается формирования бюджетов. Государство создает все условия для развития промышленности. За счет чего это происходит? В КНР существует два уровня налогообложения: государственный и провинциальный (территориальный). 9 частей общего консолидированного бюджета принадлежат территориальному бюджету, и только 1 часть - государственному бюджету. В нашей стране все происходит с точностью до наоборот. Все средства собранные региональным бюджетом передаются в федеральный, а из федерального бюджета целевыми программами распределяются по регионам. В Китае же средства на развитие инфраструктуры направляются непосредственно из местного бюджета.
В КНР очень интересная система построения бизнеса и прежде всего производственных предприятий. Руководство государства объявляет конкурс на развитие территорий. Инвестор выкупает землю, на которой будет воздвигнуто предприятие. При этом инвестор становится резидентом Китая. И в случае, если объект располагается в экономической зоне (срок действия особой зоны 4-5 лет) предприятие не облагается государственным налогом, а только провинциальным. При этом в конце года предприятию за счет средств государственного бюджета компенсируются те затраты, которые оно понесло уплачивая местный налог. Государство в данном случае выигрывает благодаря привлечению инвестиций и созданию новых рабочих мест. У инвестора тоже появляется преимущество — возможность оформить кредит в китайском банке по упрощенной схемы с процентной ставкой 4-6% годовых. Это серьезные средства. Но фактически эти средства, которые Китай вкладывает в собственное развитие. Эти деньги работают на Китай для предприятий, работающих на территории Китая.
На сегодняшний день большая обеспокоенность Китая вызвана тем, что 44% ВВП страны находится в депозитных вкладах юридических и физических лиц. Причина появления такого большого количества неработающих денег заключается в том, что Китай на сегодняшний день практически лишен социального обеспечения по старости (пенсий). Еще 5 лет назад количество пенсионеров едва превышало 2,1%. Сегодняшняя реальность 9,6%. Это количество пенсионеров превышает количество граждан нашей страны. И количество пенсионеров в Китае с каждым годом будет увеличиваться, соответственно и депозитные средства, которые население Китая откладывает на старость, тоже вырастут. Несмотря на мощнейший экономический рост страны, китайская экономика оказывается в трудной ситуации. С одной стороны пенсионеры, с другой демографический прирост населения. В связи с этим обременение социальностью возрастает. Сохранять стабильность и наращивать качество уровня жизни населения в таких условиях становится намного труднее. Да качество жизни в КНР улучшается, продолжительность жизни увеличивается, но и нагрузка за ответственность у государства перед своими гражданами становится намного больше.
Китай преступил к этапу своего саморазвития. Еще 10 лет назад инвестиционное предприятие на территории Китая принадлежало только инвестору. Сегодня по достижению 5-летнего срока развития предприятия государство может приобретать его акции, контролировать производство. Однако инвестор сохраняет за собой право сбыта товара за пределами КНР.
Наша делегация посетила предприятия, учредителями которых являются российские граждане. Это высокотехнологичные станкостроительные предприятия. Их разработчиками являются российские ученые. В КНР поставляются базовые детали, которые оснащаются дополнительными компонентами, произведенными на территории Китая. Это позволяет значительно снизить себестоимость выпускаемой продукции. В среднем она составляет порядка 8 тыс. долларов. Себестоимость аналогичного станка, выпущенного в России составит приблизительно 20 тыс. долларов.
Вот таким я увидел Китай. Это конечно лишь малая часть осмысленного мной. Для осознания всех нюансов экономики этой страны, безусловно, необходимо посетить ее не один раз. Безусловно, Китай нужно знать. Безусловно, нужно уважать эту страну с очень сильно и быстро меняющейся историей, но с маленьким этапом развития. Фактически страна вступила в эпоху индустриализации всего 30 лет назад. Современный Китай предлагает на территории нашей страны открыть филиалы своих промышленных предприятий. КНР к этому готова. Китайцам есть что показывать и что рассказывать. Еще раз отмечу, что мы посетили только три провинции Китая. Но уже сейчас я вижу насколько нам не хватает разумного и честного подхода к людям, живущим в нашей стране, которые не могут себя реализовать из-за того, что механизмы государственной поддержки настолько отстают от тех интеллектуальных и физических возможностей, которые есть у нашего народа.
Уже сегодня известно, что тремя китами, на которых будет развиваться Китай станет строительство железнодорожного транспорта, самолетостроение и кораблестроение. Китай ищет свою нишу в мировом сообществе, при этом имеет очень высокие амбиции.
Китаем нужно заниматься.