Министерство ТЭК и ЖКХ Краснодарского края продолжает продавливать проект по переброске твердых бытовых отходов из одних районов в другие, несмотря на проваленный эксперимент по вывозу сочинского мусора и скандалы со строительством т.н. «межмуниципальных полигонов»
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (ТЭК и ЖКХ) провело в минувший четверг некие «общественные обсуждения» проекта «Территориальной схема обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края» — примерно то же самое власти Кубани выносили на слушания ещё три года назад, и, вроде как, эта т.н. «схема» давно должна уже работать и обеспечивать решение проблемы с ТБО — одной из главных социально-экологических проблем Краснодарского края.
Напомним, что в 2013 году, ещё в бытность губернатора Ткачёва и его первого зама Вадима Лукоянова, кубанские власти затевали коррупционную аферу, суть которой сводилась к тому, что чиновники намеревались учредить ОАО со стопроцентным участием администрации Краснодарского края, которое бы получило всю полноту полномочий по управлению ТБО — от санитарной очистки населённых пунктов до реализации вторсырья и управления мусорными полигонами. Проще говоря — «приватизировало» бы весь образующийся в регионе бытовой мусор и стало бы фактическим монополистом в отрасли, навязывая населению и частному бизнесу какие угодно тарифы и устанавливая собственные правила игры (предлагалось, в частности, ввести повышенные — по сути, запретительные — требования к мусороуборочным компаниям, обязав их модернизировать парк грузовой техники и обустраивать по некоему «единому стандарту» пункты сбора ТБО, что означало бы неизбежный уход с рынка мелких и средний фирм).
Центральным стержнем «ткачёвской» схемы явились т.н. «межмуниципальные полигоны ТБО», на которые, по задумке чиновников, должны сводиться не подлежащие сортировке отходы из других районов. В этих же муниципальных образованиях, как предполагалось, должны были появиться и мусоросжигательные заводы.
К концу 2013 года в тестовом виде схема была реализована в Сочи и Белореченском районе. В последнем муниципальном образовании был построен новый полигон ТБО (строился в крайней спешке, без соблюдения установленных законом процедур), куда начали вывозить якобы «сортированный» мусор из Сочи, где перед проведением Олимпиады-2014 российские власти продекларировали принцип «ноль отходов».
«Ноль отходов» по-кубански свёлся, однако, к тому, что из Сочи стали возить за 300 километров всё тот же смешанный мусор (включая органику), который подвергался лишь поверхностной сортировке с отбором высоколиквидного вторсырья. Впрочем, ныне немалая часть сочинского «нулёво-отходового» мусора вообще не доезжает до Белореченского полигона: его частично сваливают на территории самого Большого Сочи, частично в Туапсинском районе (часть сочинского мусора завозилась даже на свалку в Горячем Ключе, которая давно не справляется с собственным мусором и постоянно горит, отравляя город-курорт).
Хотя власти твердили обратное: мол, ТБО из Горячего Ключа, Туапсинского и Апшеронского районов тоже будут свозиться на Белореченский полигон. Прошло три года, но обещанного жители этих муниципальных образований так и не дождались. Более того: Белореченский полигон ТБО даже не смог решить мусорную проблему самого Белореченского района! Местный мусор по-прежнему свозится на незаконную свалку возле села Верхневеденеевского.
Прекрасно видя печальные итоги аферы с сочинским «нулём отходов», кубанские власти не только не отказались от идеи «межмуниципальных полигонов», но и вовсю стали продавливать строительство таких объектов в Абинском и Крымском районах, где ситуация чуть не дошла до социального взрыва: в обоих муниципальных образованиях пришлось в экстренном порядке отказываться от первоначальных вариантов размещения мусорных полигонов.
Прошло три года, и на колу опять мочало: всё тот же Научно-исследовательский институт прикладной и экспериментальной экологии (НИИПиЭЭ) КубГАУ, который до этого состряпал никуда не годную «Единую динамическую схему транспортировки, переработки и управления отходами производства и потребления на территории Краснодарского края», в этом году нарисовал, по сути, то же самое, только назвав это «Проектом территориальной схемы обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Краснодарского края» (зачем нужно было заказывать НИИПиЭЭ дважды одну и ту же работу за немалые, очевидно, бюджетные деньги — решительно не понятно).
«Проект территориальной схемы…» практически в точности копирует содержание «Единой динамической схемы…» — вплоть до расположения мусорных полигонов. Примечательно, что даже в Крымском районе, где в прошлом году местные жители добились отказа властей от строительства полигона ТБО на территории Кеслеровского сельского поселения, в «новой» схеме в качестве места расположения гипотетического полигона опять значатся окрестности села Кеслеровское.
Остается непонятен и статус самого мероприятия, проведённого под патронажем министра ТЭК и ЖКХ Краснодарского края Александра Волошина. B сообщении на сайте министерства говорится одновременно как об общественных обсуждениях (которые обычно проводятся в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности — ОВОС), так и о публичных слушаниях (проводимых по градостроительным вопросам и вопросам местного значения).
Выступавшие на «обсуждениях-слушаниях» чиновники, включая самого Волошина, а также примкнувший к ним руководитель краснодарского ОАО «Мусороуборочная компания» (якобы выражавший «мнение отрасли») Валерий Облогин в один голос твердили, что регион вот-вот настигнет мусорная катастрофа, если срочно не согласиться на предлагаемую краевой администрацией и НИИПиЭЭ схему, приводили в подтверждение своих слов действительно ужасающую статистику — например, что из 203 зарегистрированных мест временного размещения ТБО (попросту — свалок) имеют лицензию всего 13.
Экологов, впрочем, интересовали не теоретические измышления сотрудников НИИПиЭЭ или жилищно-коммунальных чиновников, а ответы на конкретные вопросы:
— почему в условиях откровенного провала сочинско-белореченского эксперимента краевые власти упорно пытаются тиражировать этот неудачный опыт на другие районы?
— почему вместо полноценной глубокой сортировки сочинских ТБО имеет место бутафория и показуха?
— почему часть мусора из Сочи по пути в Белореченский район оседает на незаконных свалках в Туапсе, Горячем Ключе и самом Сочи?
— кто и каким образом отбирал места расположения «межмуниципальных полигонов ТБО», почему никто не поинтересовался мнением жителей районов, которые, по задумке чиновников, должны превратиться в «мусорные центры»?
«Никаких внятных ответов на эти и другие вопросы мы так и не получили. Это наглядно показывает компетентность должностных лиц, которые занимаются в крае проблемой ТБО: вместо того, чтобы решать ее, как в цивилизованных странах: создавать экономические стимулы для бизнеса, вовлекать в повторный оборот как можно больше вторичных ресурсов, развивать раздельный сбор ТБО на уровне населения, поощрять общественные и частные коммерческие инициативы в этой сфере — они изобретают велосипед. Возить опасные несортированные отходы туда-сюда за 200-300 километров, обложив население повышенными тарифами на вывоз мусора и отдав всё это на откуп непрозрачной компании-монополисту — такого нет ни в одной стране и ни в одном российском регионе, это чисто кубанское «ноу-хау». Жителям Краснодарского края нужно консолидированно выступить против «мусорной» аферы краевых властей и всех этих дурацких «схем», прокомментировали итоги слушаний представители Экологической организации.
|