С тем фактом, что российская экономика медленно, но верно
сползает в рецессию, уже не спорит даже правительство, судя по прогнозам
того же Минэкономразвития. В новом году к существующим бедам
отечественной промышленности - произволу монополий, коррупционным
поборам и недостатку денег на развитие, добавится еще и сокращение
госрасходов на национальную экономику.
Поэтому, как прогнозируют независимые эксперты, в 2013 году даже при
сохранении среднегодовых цен на нефть в диапазоне 110-115 долларов за
баррель, темпы роста экономики сожмутся. По итогам года ВВП России
вырастет всего на 2,3-2,5%, что станет худшим показателем с кризисного
2009 года. Реальная инфляция подскочит до 10-12%, а российская валюта
имеет все шансы обесцениться до 34,5-35 рублей за доллар. Все это крайне
негативно скажется на доходах населения и будет способствовать
расширению имущественной пропасти, а также социальной напряженности в
стране.
Своим прогнозом на 2013 год с «СП» поделился экономист Владислав Жуковский.
- Дальнейшему падению темпов роста отечественной экономики будут
способствовать сразу несколько рисков. Риск первый – это опережающие
темпы роста импорта по сравнению с приростом экспорта товаров из России,
что будет усиливать отток иностранной валюты в рамках внешнеторгового
баланса и ослаблять рубль. С этим тесно связан второй риск: практически
наверняка сохранится ситуация с чистым оттоком капитала за рубеж, хоть
его масштабы несколько и сократятся - с 60-63 млрд в 2012-ом, до 45-50
млрд долларов в 2013 году. Тем не менее, это также будет способствовать
ослаблению рубля.
«СП»: - Что еще будет влиять на снижение курса российской валюты?
- Третий риск, который вытекает из двух предыдущих. По итогам года
чистые инвестиционные убытки российской экономики увеличатся с нынешних
50 млрд до 55-57 млрд долларов на фоне удорожания кредитных ресурсов в
иностранной валюте, необходимости рефинансирования внешних долгов и
расширения дивидендных выплат иностранным акционерам. Кстати,
большинство из них являются российскими гражданами с оффшорной
пропиской. Это также будет оказывать давление на курс российского рубля.
Четвертым риском является дальнейшее расширение дефицита во внешней
торговле услугами – с нынешних 35,9 до 45-47 млрд долларов по итогам
2013 года. Вместе с ростом отрицательного сальдо баланса оплаты труда
(разницы в размере зарплат, переведенных российскими гражданами,
работающими за рубежом, и зарплат, отправленных иностранными рабочими из
России, прим. ред.), которое вырастет с 9,5 до 11-12 млрд долларов, это
заметно прибавит показатель вывоза валюты из российской экономики, 70%
которой поступает за счет распродажи невосполнимых нефтегазовых
ресурсов. Что тоже будет давить на рубль, который по итогам года может
опуститься до 35 рублей за доллар.
«СП»: - И Банк России не примет мер, чтобы поддержать падающий рубль?
- Дело в том, что Центробанк, который практически полностью свел всю
эмиссию национальной валюты к притоку в Россию иностранной валюты в виде
нефтедолларов, иностранных кредитов, спекулятивного капитала, как
никогда заинтересован в девальвации рубля. И в этом заключается пятый
риск российской экономики. Судя по всему, в нынешней ситуации он даже
будет готов пожертвовать своей главной целью, прописанной в законе «О
Центральном банке РФ» - обеспечением устойчивости национальной валюты.
Причина в том, что в настоящий момент цены на североморскую смесь Brent в
рублевом эквиваленте составляют порядка 3,3 тыс. рублей за баррель, что
является недостаточным уровнем для поддержания необходимого объема
денежного предложения в стране. И Банк России уже сегодня на ежедневной
основе поддерживает вливание в финансовую систему порядка 3 трлн рублей.
При сохранении нынешних цен на нефть, он будет заинтересован в
ослаблении рубля по отношению к доллару до 35-35,5 рублей.
«СП»: - Выходит, Центробанк России играет против российского рубля?
- И не только он. Шестым и, пожалуй, самым главным риском является то,
что в обесценении рубля заинтересовано и Министерство финансов России,
которое обязано изыскать дополнительные доходы в бюджет для исполнения
предвыборных обещаний президента. Но сделать это чиновники хотят без
радикального оздоровления бюджетной системы. Не желая повышать качество
бюджетной системы, снижая масштабы воровства и нецелевого использования
бюджетных ресурсов, увеличивая собираемость налогов с сегодняшних 70% до
общеевропейских 85%, не желая повышать налоговую нагрузку на сырьевые
отрасли, спекулятивные и торгово-посреднические операции, министерство
финансов не имеет других возможностей пополнения бюджета, кроме
обесценения рубля. В результате чего в казну будет поступать больше
рублей от обмена нефтедолларов.
«СП»: - Получается, что ситуация в экономике России совсем безрадостная?
- В данной ситуации радуют только две вещи. Первая – у России все еще
есть запас прочности, который позволит ей при более-менее адекватном
государственном управлении продержаться на плаву 3-4 года при нынешних
ценах на нефть, и как минимум 1-1,5 года в случае падения цен на нефть
до 75-80 долларов за баррель. В настоящий момент объем золотовалютных
резервов России превышает 520 млрд долларов, что эквивалентно 130%-ам
годового федерального бюджета. В условиях сползания мировой экономики в
новую фазу глобальной рецессии и разрастания кризисных явлений в мире,
это создает хоть и временные, но существенные преимущества для России.
Во-вторых, насколько можно судить, в высших коридорах власти происходит
медленное, но верное осознание тупиковости того пути, по которому вели
Россию идейные наследники «младореформаторов» и «прорабов перестройки»
на протяжении последних одиннадцати лет. Не случайно президент Путин
впервые за многие годы подверг критике действия Центробанка,
превратившегося, судя по его действиям, в филиал ФРС США, и ставшего
удавкой на шее российской экономики.
«СП»: - Значит, надежда на лучшее все-таки есть?
- Конечно, «надежда умирает последней», но с каждым годом все больше
«умирает». Потому что все эти пространные разговоры и обещания власти мы
слышим далеко не первый год, а механизм их реализации в условиях
разгула коррупции, произвола монополий и сокращения бюджетного
финансирования экономики, науки, образования и здравоохранения,
по-прежнему остается неопределенным. Хотя у России еще есть какое-то,
весьма ограниченное по продолжительности время для радикальной смены
проводимой социально-экономической политики и перехода к самостоятельной
национально ориентированной стратегии развития.
Сейчас на уровне слов, предвыборных тезисов и пожеланий уже появились
позитивные сдвиги, осталось лишь на деле реализовать тот колоссальный
потенциал, которым обладает Россия. И который должен быть направлен на
повышение уровня жизни российских граждан и рост конкурентоспособности
отечественной экономики, а не на обогащение узкого круга приближенных к
коррумпированным чиновникам монополистов и олигархов.