Коломиец Дмитрий Викторович
«НГК»: Краснодарский край буквально лихорадит из-за проблем с получением полисов автострахования. Ни в одном из российских регионов нет таких очередей в офисы страховых компаний, как на Кубани. Мы хотим понять, в чем причины ажиотажа. Кто виноват в том, что количество автолюбителей края, которые ездят с просроченными полисами, увеличивается с каждым днем. Есть ли выход из создавшегося тупика?
К сожалению, представители некоторых страховых компаний, представленных в крае, неожиданно для нас проигнорировали приглашение редакции. Чего испугались страховщики? Почему не захотели поделиться своим видением происходящего на Круглом столе.
По мнению автолюбителей, ситуацию в крае с автострахованием без натяжки можно назвать коллапсом. При этом через кол-центры в офисах компаний невозможно дозвониться до руководителей региональных филиалов. Представьте, какие проблемы возникают у автовладельцев, попавших в дорожно-транспортное происшествие, когда они пытаются связаться со своей страховой компанией.
В интернете в большинстве случаев размещена устаревшая информация о местонахождении той или иной компании, а иногда – недействующие телефоны. Классический пример: одна из приглашенных нами на дискуссию компания «Росгосстрах», на работу которой в Краснодарском крае больше всего жалоб и нареканий со стороны автолюбителей. В головной офис, который, по информации на официальном сайте РГС, должен находиться на Красной, 184, дозвониться невозможно. При личном посещении офиса удалось выяснить, что головной офис находится по другому адресу: Орджоникидзе, 47, в здании Сбербанка, куда просто так не зайдешь – на входе вооруженный охранник и турникет. Нам даже не удалось узнать имени руководителя отделения компании в Краснодарском крае. На сайте тоже такой информации нет.
За 14 дней до начала круглого стола, начиная с 1 апреля, мы пытались связаться с офисами почти 20 компаний, работающих на страховом рынке Краснодарского края. Восьми из них нам удалось-таки разослать приглашения: это уже упомянутый «Росгосстрах», «СОГАЗ», «РЕСО-Гарантия», «МАКС», «Уралсиб», «ВСК», «Согласие» и «Альфастрахование». Откликнулись только две последние, но в итоге, как вы видите, готовым к откровенной дискуссии оказался только представитель компании «Альфастрахование».
Нам совершенно непонятна позиция Центробанка, представители которого, поначалу с радостью восприняли наше предложение побеседовать о проблемах ОСАГО за круглым столом, даже пообещали пригласить спикера из центрального офиса ЦБ РФ. Но за два дня до даты проведения круглого стола редакцию «НГК» по телефону поставили в известность, что Центробанк не может принять участие в его работе.
Стоит заметить, что ЦБ РФ сегодня – это едва ли не единственная государственная структура, наделенная полномочиями контрольно-надзорного органа, действующего на рынке страховых услуг, если не считать прокуратуру, которая тоже, кстати, была приглашена. Именно Центробанку с этого года переданы полномочия антимонопольной службы (ФАС) и Роспотребнадзора, курировавших страховой бизнес до недавнего времени, а в 2013 году полномочия контрольной структуры – Госстрахнадзор – также были переданы Центробанку. ЦБ РФ, таким образом, получил широчайшие полномочия в этом сегменте финансового рынка, но судя по тому, что происходит в автостраховании на Кубани, пользоваться своей властью почему-то не спешит.
Получается, что просроченный страховой полис, либо отсутствие оного, автоматически делает законопослушных граждан нарушителями административного законодательства. А потому круглый стол, на который мы собрались, называется «Автострахование на Кубани: есть ли выход из тупика?»
Дмитрий КОЛОМИЕЦ, депутат городской Думы Краснодара: Сегодня тупиковая ситуация с автострахованием возникла не только в краевом центре. Схожие проблемы возникли в таких крупных городах края, как Новороссийск, Анапа, Тимашевск, Сочи. Я провел собственный мониторинг и пришел к выводу, что жалобы на деятельность страховых компаний в части оформления полисов ОСАГО поступают от автомобилистов со всего края. То есть можно сделать вывод, что проблема эта возникла не стихийно, а скорее всего носит системный характер, и у нее наверняка есть конкретные виновники. Но мне бы не хотелось, чтобы дискуссии, подобные этой, сводились к поиску виновников. Может быть, в ходе свободного обмена мнениями, мы сможем найти какие-то действенные инструменты, способные «разрулить» ситуацию, возникшую на страховом рынке края, напомню, еще в начале февраля этого года. Сегодня – апрель. Ничего в лучшую сторону не изменилось. Сначала появились очереди, потом оказалось, что нет в наличии полисов, потом страховщики стали жаловаться, что не хватает специалистов, и, вообще, заявили, что ОСАГО как страховой продукт не выгоден для частных страховых компаний и обществ.
Сейчас край вынужден пожинать печальные плоды этих проблем: автовладельцы махнули на все рукой, и сегодня по дорогам края тысячи граждан колесят на машинах без страховых полисов.
«НГК»: Как раз по теме круглого стола мы попросили отдел информации и пропаганды краевого управления ГИБДД предоставить нам некоторые комментарии, и вот что нам прислали: «Согласно статистическим данным Госавтоинспекции Краснодарского края, в период времени с 01 января 2015 года по 31 декабря 2015 года за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.37 КоАП РФ «Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» сотрудниками полиции было привлечено к ответственности 47 833 нарушителя. Сравнивая периоды с 01 января по 31 марта 2015 года с аналогичным периодом текущего года, необходимо отметить, что в 2015 году к административной ответственности было привлечено 8 817 нарушителей, а в 2016 году 22 349, то есть количество нарушений по данной категории административных дел возросло.
Таким образом, сотрудникам полиции в процессе несения службы часто приходится сталкиваться с водителями, не выполнившими требования об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, к которым в свою очередь незамедлительно применяются соответствующие меры реагирования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, помимо того, с водителями ведется разъяснительная работа с целью профилактики и недопущения подобных нарушений впредь».
КОЛОМИЕЦ: Все-таки я бы хотел подчеркнуть, что большинство автомобилистов – это добропорядочные граждане, и если кто-то из них оказался без страхового полиса, то не с них надо спрашивать, а с тех, кто это все устроил в крае, надо досконально разобраться в создавшейся на Кубани ситуации. В том числе, и с привлечением правоохранительных органов, которые, к сожалению, не изъявили желание участвовать в нашей дискуссии.
Но все же очень много вопросов к страховым компаниям. И не только по выдаче полисов. Например, при аварийной ситуации. Не всегда страховщики объективно оценивают сумму ущерба при дорожно-транспортном происшествии. Я сам в этом убедился, когда шесть лет назад попал в ДТП. Тогда страховая компания оценила причиненный ущерб моей машине в три раза ниже реального. И вот этой ситуацией весьма умело пользуются автоюристы, которые предлагают свои услуги по выколачиванию денег со страховых компаний. А это еще один вопрос и к страховщикам, и к правоохранителям.
Как только человек попадает в ДТП, ему тут же звонят автоюристы. Ребята, а как они узнают номер вашего телефона и откуда им известно, что вы попали в аварию? Кто-то «сливает» информацию либо из страховых компаний, либо из ГИБДД, либо это на совести службы аварийных комиссаров.
Возможно, что один из путей решения проблемы с автострахованием – это реальная стоимость страховки ОСАГО. Реальная и для автовладельцев, и для страховщиков. Но если увеличивать ее стоимость, то надо это делать так, чтобы она была прозрачной, чтобы страхователь понимал, за что он платит и на что может рассчитывать при страховом случае.
Еще один момент, о котором в формате круглого стола нельзя не упомянуть, это случаи мошенничества со страховыми полисами. Возникшей на страховом рынке проблемой очень быстро воспользовались разного рода проходимцы и жулики. Они за относительно невысокую цену торгуют поддельными полисами, и люди на это ведутся, потому что не хотят стоять в очередях в офисы страховых компаний и не хотят переплачивать за страховку.
Уже настал тот момент, когда надо бить тревогу, чтобы нас услышали и законодатели, и правоохранители, и представители страхового бизнеса. Упустим время – доведем страховой рынок до такого состояния, что автовладельцы перестанут вообще доверять страховым компаниям, а компании просто начнут массово уходить с рынка автострахования. Это, кстати, происходит уже сейчас.
Алексей ЖУРАВЛЕВ, руководитель управления экономической безопасности Южного регионального центра СК «АльфаСтрахование»: Я бы хотел, прежде всего, акцентировать ваше внимание на том, что страховой рынок как в стране, так и в нашем регионе сформировался давно, и игроки на этом рынке в большинстве своем порядочные компании, дорожащие своей репутацией. Вряд ли кто-либо из страховых компаний занимается таким делом, как передача персональных данных на своих клиентов третьим лицам, потому что это тоже вопрос репутации. Так что «слив» контактов автовладельцев идет из других источников. Это объясняется довольно просто. В страховой компании, пока туда не обратится клиент, пострадавший в ДТП, не могут знать об аварии. А куда звонят в первую очередь участники ДТП, если нет травмированных? По телефону «02» – в полицию. Сотрудники ДПС могут приехать на место аварии быстро, а могут часа через два, а то и больше. Но почему-то раньше их на месте оказываются аварийные комиссары, а потом начинаются звонки от автоюристов. Значит, где-то оттуда утечка идет.
С другой стороны, граждан ведь никто не обязывает оставлять свои контактные телефоны на протоколе. Тогда никто вам и не позвонит. Более того, если при ДТП нет пострадавших или погибших, участники в состоянии сами составить схему, заполнить европротокол, если они сами определились с тем, кто виноват, то вообще не обязательно вызывать сотрудников ДПС. Они могут самостоятельно обратиться на ближайший стационарный пост ГАИ, где уже оформить надлежащим образом дорожно-транспортное происшествие.
Не все так однозначно с оценкой повреждений автомобиля. Порой и сами водители, попавшие в ДТП, выдают желаемое за действительное, указывая повреждения автомобиля таким образом, чтобы объемы страховых выплат были значительно выше фактических. Но мы в своей деятельности руководствуемся единой методикой оценки повреждений транспортного средства. Но для того чтобы оценка была объективной, необходимо произвести осмотр автомобиля, который клиент должен предоставить нашим экспертам. Если машина после аварии на ходу, то он ее пригоняет к офису компании, если нет, то наши эксперты выезжают туда, где машина находится. И тут никакого обмана быть не может. Фиксируются на фото все видимые повреждения.
А вот если вопросом страховых выплат занимается автоюрист, то все выглядит гораздо сложнее. Автоюристы, как правило, работающие по доверенности от владельца транспортного средства, никогда не предоставляют автомобиль на осмотр нашим экспертам, страховую сумму они зачастую указывают сильно завышенную, и дело сразу же передают в суд. И тогда мы вместо того, чтобы защищать интересы своего клиента, вынуждены вступать с ним в судебные тяжбы. Точнее, не с ним, а с его представителем по доверенности. В таких случаях в выигрыше остается только автоюрист, потому что в большинстве случаев наши суды выносят решения не в пользу страховых компаний. Такая тенденция в судах дает нам основания полагать, что между автоюристами и судьями существует некая договоренность. А это, согласитесь, ненормально.
«НГК»: Это не просто «ненормально». Если вы подозреваете судей и автоюристов в сговоре, то это может «тянуть» как минимум на должностное преступление коррупционной направленности.
ЖУРАВЛЕВ: Да у меня вообще сложилось такое впечатление, что ни судам, ни правоохранительным органам нет никакого дела до той ситуации, которая сложилась в страховом бизнесе. Они обратили внимание только тогда, когда пошла волна возмущения по поводу выдачи полисов ОСАГО. А то, что в крае кто-то регулярно выбрасывает на рынок поддельные полисы, до поры до времени никого не интересовало. Мы еще в 2013 году забили тревогу, когда в Новороссийске в ходе контрольной закупки выявили поддельные полисы с печатями СК «Альфастрахование». В ходе операции с участием сотрудников возглавляемого мною управления были задержаны лица, торговавшие этими полисами, изъято свыше 10 тысяч бланков с печатями (как сами полисы, так и квитанции, бланки договоров и пр.). Что в итоге? В полиции оформили человеку – местному жителю – явку с повинной. Он признался, что заказал эти бланки по интернету в Москве. К слову сказать, оригинальные пронумерованные бланки полисов печатаются в типографии «Гознак». Изъятые в Новороссийске были очень высокого качества, но отпечатаны типографским способом либо в Москве, либо в Китае, и номера на них идентичны тем, что были в наличии у нашей компании.
«НГК»: Участники этой мошеннической схемы понесли наказание?
ЖУРАВЛЕВ: Нет. Уголовное дело по факту мошенничества было возбуждено, но в связи с тем, что подозреваемый дал признательные показания, ему была оформлена явка с повинной, и дело было прекращено.
В прошлом году к нам обратились более 300 граждан по поддельным полисам с печатью СК «Альфастрахование». Естественно, мы отказали этим лицам в страховых выплатах, и они обратились в суд. Суды мы выиграли, после чего по факту выявления фальшивых полисов обратились в полицию, которой было возбуждено только пять дел. Из них до суда не дошло ни одного. Сотрудниками нашего управления были собраны материалы по реализации фальшивых полисов, мы установили источники продажи, способы реализации. Я написал в прокуратуру порядка 10 обращений с просьбой провести прокурорскую проверку по этим противоправным действиям. Результат нулевой – сплошные отписки.
Мы и по сей день продолжаем работать по выявлению поддельных полисов, хотя мошенники нам не причиняют экономический ущерб. Это больше сказывается на репутации компании. Страдают от мошеннических действий прежде всего граждане, приобретающие эти полисы. Зачастую они даже и не знают, что приобрели фальшивку. Например, кто бы мог подумать, что напротив КРЭО ГАИ на ул. Лизы Чайкиной кто-то может продавать фальшивые полисы? А там фирма несколько лет этим занималась.
«НГК»: Алексей Александрович, как вы охарактеризуете соотношение поддельных и подлинных полисов на страховом рынке края: их стало больше или меньше? Есть ли у вас информация, фальшивки с печатями каких компаний чаще встречаются?
ЖУРАВЛЕВ: Пик массового вброса поддельных полисов пришелся на 2013-2014 годы. Среди фальшивок чаще всего попадаются полисы с печатями страховых компаний, входящих в первую десятку самых крупных игроков страхового рынка.
С начала 2016 года количество поступающих в обращение поддельных полисов ОСАГО резко снизилось. Это скорее всего объясняется тем, что страховые компании стали чаще обращаться в органы правопорядка с заявлениями по данному факту.
«НГК»: расскажите на примере вашей компании, каким образом Центробанк контролирует деятельность страховых организаций в плане предоставления услуги по автострахованию?
ЖУРАВЛЕВ: Они проводят проверки, но как часто – не знаю, поскольку не уведомляют заранее о предстоящей проверке. Причем, вполне могут провести скрытую проверку под видом клиента. Таким образом можно выявить, не навязывают ли страховщики своему клиенту при заключении договора ОСАГО дополнительные виды страхования, что противоречит законодательству. Нас недавно тоже проверяли, но в СК «Альфастрахование» навязывание к полису ОСАГО каких-либо «нагрузок» не практикуется. ОСАГО для нашей компании – это не основной страховой продукт, поэтому нам нет особого смысла прибегать к подобного рода ухищрениям.
«НГК»: Вы сказали, что нередко автовладельцы обращаются после ДТП не напрямую в свою страховую компанию, а заключают договор с автоюристами. А если ваш клиент обратился сразу к вам, но по какой-то причине не согласился с заключениями ваших экспертов относительно суммы причиненного ущерба, что ему делать дальше?
ЖУРАВЛЕВ: Я уже говорил, что мы, как и все без исключения страховые компании, при определении размеров причиненного ущерба автотранспортному средству руководствуемся единой методикой, прописанной в законе об ОСАГО (в течение 5 дней клиент должен предоставить автомобиль для осмотра и оценки повреждений). Этим же законом определен максимальный срок урегулирования дела по страховым выплатам – 20 дней, 5 дней дается на досудебную претензию. Если клиент не согласен с заключением экспертов по ущербу, то он обращается в суд, который может назначить независимую экспертизу, и оценка независимых экспертов может не совпасть с нашей. Дальше все зависит от решения суда. Но стоит ли оно того?
Если же автовладелец полагается на помощь автоюриста в получении денег на ремонт машины, то здесь работает другая схема. Во-первых, автоюрист накручивает в несколько раз стоимость ущерба, причем необоснованно, нам машину после ДТП не показывают, хотя сам клиент это обязан сделать. Автоюрист направляет в суд заявление о взыскании со страховой компании выплаты, пени и пр. Суд назначает экспертизу, но уполномоченный судом эксперт дает заключение на основе данных, предоставленных автоюристом, даже не утруждая себя осмотреть транспортное средство. В итоге суд может согласиться с доводами автоюриста и вынести соответствующее решение в пользу владельца машины, но деньги получит не он, тот самый автоюрист, в то время как налоги со всей суммы, назначенной судом, придется платить именно владельцу машины. Такую деятельность этих так называемых автоюристов следует расценивать как мошенническую, но вся беда в том, что они официально получают доверенность от владельца авто и действуют от его имени. То есть с точки зрения закона все абсолютно легально.
Зарема БАРЧО, адвокат, автоюрист: В жизни далеко не всегда так все гладко происходит, как рассказал уважаемый Алексей Александрович. Начну с самого начала, то есть с момента совершения ДТП. Владелец автомобиля, попав в аварию, сразу же обращается в свою страховую компанию, которая вдруг заявляет клиенту, что его полис не действителен. Тогда он обращается за помощью к юристам, поскольку страховщик отказывает ему в выплате, признав полис недействительным. В течение 30 дней страховая компания должна ему предоставить официальный мотивированный отказ в выплате страховой суммы. Вот коллега говорил, что срок 20 дней, но в реальной ситуации, на моем опыте, могу сказать, что многие страховые компании ориентируются именно на срок в 30 дней. Если страховщик, мягко говоря, не совсем объективно подходит к оценке ущерба своему клиенту, как ему поступать? Обратиться к юристу, адвокату и отстаивать свои интересы в суде – это его законное право. Я не утверждаю, что все автоюристы – сплошь порядочные люди, но и страховые компании далеко не все мягкие и пушистые. Вот вам классический пример. «Росгосстрах», из-за которого и возник такой ажиотаж. Но несправедливо винить только эту компанию в создавшейся ситуации. Ответственность должны в равной степени делить и Центробанк, и РСА, и правоохранительные органы, и все игроки на рынке ОСАГО.
Что касается поддельных полисов, то гражданам полезно будет знать, что подлинность полиса легко устанавливается. Надо лишь зайти на сайт РСА – Российского союза страховщиков – и ввести там номер вашего полиса. По номеру вам предоставят информацию о полисе и страховой компании, выдавшей его.
Станислав БАБИН, заместитель председателя Общественного совета при губернаторе Краснодарского края: У меня сложилось впечатление, что все эти проблемы с выдачей полисов ОСАГО возникли не случайно, и акции протеста, устраиваемые по этому поводу, как-то не похожи на стихийные. Странно, что все эти волнения граждан (пенсионеры, фермеры, дольщики, теперь вот автовладельцы) – все происходят последовательной чередой, друг за другом. Как будто стоит за этим некий режиссер. А градус в обществе повышается, и на это нельзя не обращать внимание.
Я недавно по поручению губернатора выезжал в один из офисов «Росгосстраха», изучал ситуацию на месте. Оказалось, что все происходит точно так, как на днях писали в некоторых СМИ и в социальных сетях. Стоят в очереди человек 150-200, периодически устраивают перекличку в очереди. Я подъехал к офису страховой компании на ул. Ставропольской в середине дня – к этому времени полисы ОСАГО получили только три человека, а одна из женщин в очереди сказала мне, что приходит уже второй день, и номер ее очереди – 169.
Несколько месяцев назад я попал в ДТП. Долго ждали сотрудников ГАИ, но быстрее приехали аварийные комиссары. Все быстро осмотрели, сфотографировали, нарисовали схему, заполнили протокол. Я подписал, оставил свои контакты. Затем, как полагается, обратился в свою страховую компанию – «ВСК». Там осмотрели машину, произвели оценку повреждений. Все достаточно быстро, в течение двух-трех дней. А потом начались звонки. Человек пять, наверное, автоюристов предлагали свою помощь. Просили выслать фотографии автомобиля, спрашивали, в какую сумму оценен ущерб, и предложили мне в несколько раз больше, чем была дана оценка страховой компанией. Объяснили это довольно просто: отсудим эти деньги у страховой. У них такой бизнес.
Конечно, я на это не пошел. Получил деньги и в частной мастерской произвел ремонт, правда, пришлось немножко переплатить. Ну, это вот такой частный случай, произошедший непосредственно со мной. А что касается автострахования как процедуры, то я бы хотел выступить с таким предложением. Согласитесь, что-то ненормальное в том, что стоит в очереди 200 человек, а за день обслуживают только двух-трех. Это ненормально! Поэтому я предлагаю с помощью «Новой газеты Кубани», которая организовала и подготовила этот круглый стол, выйти на краевую власть с просьбой рассмотреть вопрос об организации оформления договоров ОСАГО в многофункциональных центрах. Там будет этим заниматься уполномоченный сотрудник и оформлять договоры ОСАГО. А страховую компанию может выбрать сам клиент.
Если этот вопрос проработать со страховщиками, представителями власти, почему бы не попробовать пустить ОСАГО через МФЦ? Добровольное страхование – пожалуйста: заходите в любую страховую компанию и там оформляйте. А ОСАГО можно было бы направить по такому руслу. Мне кажется, таким образом можно сразу отсечь все негативные явления, которые возникают с ОСАГО в последнее время.
«НГК»: Станислав Иванович, скажите, а как отреагировал губернатор на ситуацию, сложившуюся в крае с автострахованием? Он ведь не просто так поручил вам разобраться с этим?
БАБИН: Ну вы же понимаете, что органы власти не могут вмешиваться в дела бизнеса, а страхование – это частный бизнес преимущественно.
Виталий МЕЩЕРЯКОВ, председатель комиссии по общественному контролю и экспертизе Общественной палаты Краснодарского края: Мне кажется, что решение тех проблем, о которых сегодня мы с вами говорим, зависит от желания страховых компаний изменить ситуацию к лучшему. Ведь у населения сложился стереотип: сунешься в страховую компанию – погрязнешь в рутине. У граждан нет уверенности, что в случае ДТП они смогут получить страховые выплаты в достаточном объеме. Поэтому проще прибегнуть к помощи юристов, дать им денег, и они высудят для клиента у страховой компании по максимуму.
Какой выход остается у страховщиков, если их через суды собственные клиенты наказывают, если правоохранители и органы государственной власти не хотят вникать в суть проблемы, связанной с автострахованием? Они решили просто не проявлять активности в части предоставления услуг ОСАГО. Отсюда и ажиотаж такой был создан в крае с невыдачей полисов, с длинными очередями у офисов «Росгосстраха».
На самом деле, ситуацию можно было не доводить до такого абсурда, и это должны были сделать сами страховщики. Надо просто организоваться: договариваться с СТО, с населением. Вести разъяснительную работу, наконец, чтобы у автовладельцев сформировалось мнение, что страховая компания не враг, а помощник в решении его проблемы. Граждане должны быть уверены в том, что, заплатив за полис ОСАГО не пять, а тринадцать тысяч, они реально застрахованы и вправе рассчитывать на то, что в случае ДТП они получат такую страховую сумму, которой будет хватать на ремонт машины. А чаще всего как бывает? Человек попал в ДТП, ему требуется на ремонт автомобиля 150 тысяч, а страховщики насчитают на 70. Как ему выкручиваться? Всегда найдутся те, кто захочет извлечь из этого выгоду – автоюристы. Они помогут ему выбить необходимые 150 тысяч. Но при этом обдерут страховую компанию на значительно большую сумму.
То есть надо выстраивать работу на страховом рынке так, чтобы граждане убедились в том, что им выгоднее не покупать какой-то левый полис по дешевке, а заключать страховой договор с компанией. Надо проявлять настойчивость в отношении полиции, прокуратуры, которые, судя по вашим рассказам, Алексей Александрович, не проявляют расторопность в борьбе с мошенниками, торгующими поддельными полисами. Это же немыслимо, когда из трехсот выявленных случаев реализации фальшивок ОСАГО никто не был привлечен к ответственности! Значит, так старались...
Кстати, насчет организации работы Станислав Иванович предложил интересную идею с МФЦ. А почему не попробовать?
ЖУРАВЛЕВ: Да, это интересная идея. Но при ее разработке надо учитывать много факторов. Например, в МФЦ должны быть представлены все страховые компании, работающие на территории Краснодарского края. Этого требует антимонопольное законодательство.
Во-вторых, неясно: где клиент должен производить оплату? Ведь без предъявления квитанции об оплате никто вам полис не выдаст.
В-третьих, у нас в городе всего восемь или девять МФЦ, а офисов страховых компаний, где оформляют ОСАГО, гораздо больше, но очереди есть. Не будет ли еще больше очередей в МФЦ?
КОЛОМИЕЦ: Это у нас в Краснодаре их восемь или девять, а сколько МФЦ в Отрадненском районе или Белой Глине? Да, с МФЦ интересная идея, но она не решит возникшей сегодня проблемы. А мы так с вами и не выяснили, почему сейчас возникают очереди. Тут, чуть раньше, заметили, что все это похоже на саботаж. Правильно. Это и есть саботаж. Но отчего он происходит, кто его устраивает? Почему ни правоохранительные органы, ни Центробанк не могут до сих пор взять ситуацию под контроль?
Вместе с тем, страховые компании продолжают уходить с рынка ОСАГО, потому что им становится невыгодно заниматься этим видом автострахования. В начале прошлого года на рынке ОСАГО присутствовало более ста компаний. К началу 2016 года их стало на 20 меньше.
Так, может, надо сделать так, чтобы для страховщиков ОСАГО стало выгодным? Пусть будет полис стоить дороже, но человек будет знать, что в беде не останется. Я понимаю, что это уже вопросы федерального уровня, и здесь следует подумать о внесении ряда изменений в закон об ОСАГО, но это должно исходить отсюда, от нас, чтобы к нам прислушались в Государственной Думе, в Правительстве. То есть пока не поздно, надо найти такое решение, при котором и страховщики, и автовладельцы будут взаимно заинтересованы друг в друге.
ЖУРАВЛЕВ: Видите ли, для многих страховых компаний ОСАГО – это не основной вид услуг. Например, в нашей компании доля ОСАГО составляет менее 5% от всех видов страхования, которые мы предлагаем. Тот же часто упоминаемый «Росгосстрах» занимает более 70% рынка всех страховых услуг, в том числе, и по ОСАГО. Они делают погоду в страховом бизнесе, и мы все ориентируемся именно на эту компанию. Поэтому. Если у них возникли проблемы с выдачей полисов, то значит, других компаний это в той или иной степени коснется.
Но все-таки, что касается ОСАГО, то самый ощутимый удар по экономике страховых компаний наносит деятельность автоюристов. На примере нашей компании могу привести такую статистику: за прошлый год только 40% наших клиентов обратились напрямую в компанию за страховыми выплатами, а 60% действовали через автоюристов.
В 2015 году ущерб страховых компаний от деятельности автоюристов составил 15 млрд рублей. Этим и объясняется нежелание страховщиков связываться с ОСАГО.
КОЛОМИЕЦ: Вот и я говорю о том, что необходимо выработать такие меры на федеральном уровне, чтобы ОСАГО не становился обузой, каким-то балластом для страховщиков, а стал доходной частью их бизнеса. И такие встречи за круглым столом могут стать отправной точкой для решения подобных проблем.
«НГК»: Благодарим всех участников круглого стола за живой заинтересованный диалог. Считаем сегодняшний круглый стол первым приближением к решению проблемы. Надеемся на то, что наша публикация не останется без внимания правоохранительных органов и администрации Краснодарского края. Надеемся получить от них ответы по сути поднятых сегодня проблем.
Записал Сергей ЛАДОЖСКИЙ
ПОКА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР: Редакция обратилась к руководителю Росреестра по Краснодарскому краю с вопросом: «Виктор Викторович, прокомментируйте, пожалуйста, предложение советника губернатора – организовать выдачу полисов автострахования в многофункциональных центрах края. Возможно ли это в принципе?
В.В. Колодяжный: «Актуальной проблемой для владельцев транспортных средств на территории Краснодарского края являются очереди при приобретении полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) – это страхование риска нанесения водителем ущерба жизни, здоровью или имуществу третьих лиц при использовании транспортного средства.
Решение проблем с очередями при получении многих государственных и муниципальных услуг удалось решить с помощью многофункциональных центров.
Организация предоставления государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров по предоставлению услуг осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В МФЦ оказание услуг осуществляется согласно перечням, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления».
Предоставление государственных услуг федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов в многофункциональных центрах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии, заключенных федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов с уполномоченным многофункциональным центром.
В соответствии с соглашениями о взаимодействии в многофункциональных центрах может быть организовано предоставление иных государственных услуг федеральными органами исполнительной власти и органами государственных внебюджетных фондов.
Включение в перечень оказания в многофункциональных центрах услуг по приему и выдаче документов для организаций, осуществляющих страховые услуги, позволило бы решить проблемы многих автовладельцев».
http://ngkub.ru/obshchestvo/tupik-po-versii-osago