Обухов Сергей Павлович
Член Президиума, секретарь ЦК КПРФ,
депутат Государственной Думы, д.полит.наук
В общем сборе кубанских депутатов-коммунистов приняли участие депутаты, выдвинутые КПРФ в состав Советов сельских и городских поселений, муниципальных районов и городских округов, Законодательного Собрания края и российской Государственной Думы, а также секретари местных партийных Комитетов, не являющиеся депутатами.
С.П.Обухов:
- Здесь, в зале Кубанского Дома союзов собрались две сотни победителей - депутатов КПРФ, избранных в ходе муниципальных выборов 14 сентября, - отметил С.П.Обухов. - Здесь все те, кто несмотря на давление административного ресурса, преодолел его. Здесь коммунисты и наши сторонники, которые вчистую обыграли соперников-нуворишей, соривших на выборах деньгами.
Вы победили, заслужив доверие избирателей. И этим все сказано. Теперь главное - его оправдать.
Некоторые итоги выборов
В целом по России, региональная кампания 14 сентября проходила в условиях, когда страна ощутила на себе дыхание близкой войны, реальные санкции и нарастание вооруженных конфликтов по всему периметру нашей границы.
Хотя и ослабла, но осталась на повышенном уровне победная эйфория – «Крым наш!», всколыхнувшая патриотические чувства и мобилизовавшая значительную часть общества вокруг президента, по сути, выступающего в роли военного вождя, который приступил к возрождению чуть ли не СССР и воссоединению русского мира.
В политической жизни страны в чистом виде реализуется бонапартистский сценарий, когда нарастание внутриполитических противоречий купируется с помощью внешнеполитической экспансии. В русской истории уже были такие всплески в 1904 и 1914 гг.. Но спустя уже несколько лет, вроде бы невиданный авторитет императора и всплеск патриотических чувств граждан после военных неудач, на фоне тотального чиновничьего воровства, неэффективности и коррупции обернулся против недавнего кумира революционной ситуацией.
Естественно, анализ и прогноз развития ситуации вокруг Новороссии, Крыма, последствий санкций для дестабилизации внутриполитической ситуации не входит сегодня в мои задачи.
О пропагандистской анестезии партии власти
Прорежимные социологи отчитались на днях о том, что среди российских граждан сохраняется высокий уровень социального оптимизма, одобрения деятельности Путина и партии власти. Более того, граждане якобы не замечают ни ускоренного роста цен, ни нарастания социальных проблем. Будто бы даже извечные проблемы в сфере ЖКХ, образования и здравоохрания теперь воспринимаются гражданами не так воспаленно.
Может быть и действует пропагандистская анестезия на избирателей. Но острые социально-экономические проблемы никуда не делись, а только усугубились. Особенно на фоне западных санкций, которые уже ощутимо бьют по олигархам из путинского окружения.
Кстати, потеря вилл из-за санкций дружками президента в Италии как то совпала с внесением в Думу законопроекта о компенсации из бюджета лицам, которых зарубежные суды лишили собственности или вкладов. Но почему-то до сих пор "Единая Россия" так и не определилась со стратегией компенсации советских вкладов, которые спалили Ельцин и Гайдар. Соответствующие законы, принятые КПРФ в первой и второй Думах отменили, а обещанного нового механизма единороссы и правительство Медведева так и не предложили.
Объективные предпосылки для обострения межклановых схваток
Нас депутатов-коммунистов меньше всего тревожит, что какой-нибудь ротенберг или ковальчук не досчитался одной из вилл на Западе. Сегодня тревожно за наши резервы и фонды, куда десятилетие скачивали нефтегазовые доходы страны. Тем более сейчас, когда поступила информация о том, что из 400 млрд. долларов резервов порядка 200 млрд Россия не сможет использовать и вывести с Запада из-за санкций.
Депутатами-фракции КПРФ, в том числе и с моим участием, внесен законопроект, который требует изменение "бюджетного правила" и устанавливает, что сначала государство должно полностью профинансировать социальные и иные обязательства, а уж потом накачивать резервы.
Кстати, недавно газета "Известия" опубликовала любопытный материал под заголовком :"Вы победили, Геннадий Андреевич!" Здесь речь идет о том, что уже даже на заседании либерального правительства Медведева вынуждены признать правоту позиции КПРФ по необходимости использования в интересах развития страны резервных фондов, раскупоривания бюджетных кубышек, хранящихся на Западе.
Сегодня очень тревожная ситуация, когда внешний долг России и корпораций уже серьезно превышает наши резервы. На этом фоне и в условиях санкций обостряется борьба пропутинских кланов за все более сокращающиеся ресурсы. Сечин из "Роснефти" и Евтушенков из "Системы" борются за "Башнефть". Сечин и Якунин из РЖД - за средства из ФНБ. ВТБ и прочие госкорпарации - за бюджетную поддержку...
Нам твердят про консолидацию околопутинских олигархов и элиты. Но в условиях нехватки ресурсов различные кланы объективно будут "пожирать" друг друга и неизвестно чем это обернется для внутриполитической ситуации и нынешней якобы стабильности.
Проблемы бюджета-2015
Сегодня вопрос номер один - это бюджет на 2015 год. От того как он будет сверстан на федеральном уровне зависит и доля пирога, что будут делить депутаты и на муниципальном уровне.
В выступлениях муниципальных депутатов КПРФ остро звучит тема бедственного положения в здравоохранении, которое на селе, а теперь уже и в райцентрах урезали под самый корень. Регионы много недополучают, и в итоге, например, это ведет к фактическому сворачиванию сети доступных медицинских учреждений.
Наметки нового федерального бюджета показывают, что "Единой Россией" и правительством Медведева запланировано дальнейшее ухудшение ситуации.
В правительстве заявляют: бюджет 2015 будет представлен с сокращением на медицину на 21,3% - 421,4 млрд и образование на 6% до 611,2 млрд. Финансирование стационарной медпомощи упадет на 35% - с 250 до 162 млрд.
Говорят, это теперь полномочия регионов. Но при этом бюджетный дефицит регионов будет погашаться из Федерации в размере на 13,3%, меньше, чем в нынешнем году. Субсидии сократятся до 678,5 млрд. И это в условиях, когда обьем государственного долга субъектов Российской Федерации на 1 января 2014 года составил 1,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с 1 января 2013 года на 28,6%.
Кстати, в структуре долговых обязательств субъектов Российской Федерации увеличилась доля кредитов у кредитных организаций (до 39,8%), что может отрицательно повлиять на устойчивость не только бюджетной системы Российской Федерации, но и банковской системы.
Ситуацию в регионах осложняет неисполнительность исполнительной власти. Как отмечает Счетная палата, главные распорядители федерального бюджета поздно распределяют межбюджетные трансферты, которые предназначены в бюджеты субъектов из федерального бюджета. Это приводит к образованию значительных сумм остатков. На 1 января 2014 года такой объем неиспользованных средств в связи с поздним перечислением в бюджеты регионов составил 200,3 млрд. руб.
Требование КПРФ - смена курса
Фракция КПРФ в Госдуме, депутаты-коммунисты в Законодательном собрании края последовательно требуют смены социально-экономического курса.
У нас есть все для динамичного развития – земли, люди, традиции производства, огромный внутренний рынок, доступ на внешние рынки. Единственная вещь, которой нам не хватает - наличие грамотной экономической политики.
Да, в условиях западных санкций, риторика Правительства РФ по экономическим вопросам меняется, но не превращается в конкретные дела.
Например, в то время как все развитые страны, нацеленные на развитие промышленности, стремятся снизить ставки по кредитам, Центробанк только за этот год три раза повысил ставки в общей сложности более чем на 60%. При такой политике дорогих кредитов заниматься модернизацией производства невозможно.
Сегодня наблюдается полное отсутствие механизмов ответственности управленческой элиты. Все институты государства выстроены под колониальное управление. Коррупция, неэффективность и бездарность управления - это бичь нынешней партии власти.
И первоочередной задачей видится выстраивание эффективной государственной системы, адекватной целям сегодняшнего и завтрашнего дня. Это возможно только через формирование коалиционного правительства национальных интересов, проводящего не либеральный, а левоцентристский государственный курс. На это нацелены антикоррупционные инициативы КПРФ. В этом направление - наши законопроекты о государственной промышленной политике, изменению "бюджетного правила", социальной защите наиболее обездоленных - "детей войны".
КПРФ виновата перед страной, что не достучалась до избирателя со своей альтернативой и не добилась смены власти и ротации элит.
Об импортозамещении и продовольственной безопасности
О неэффективности либерального правительства Медведева свидетельствует множество примеров.
Вот много разговоров о том, что рост цен на продукты в России ускорился почти вдвое. Депутаты фракции КПРФ предложили законопроект о госрегулировании цен на ключевые продукты питания. Из правительства в ответ на нашу инициативу только отмахиваются.
А между тем проблема нарастает. Министерство экономического развития России повысило оценку роста цен на продовольственные товары в 2014 году до 12-13 процентов. Об этом говорится в опубликованном министерством прогнозе социально-экономического развития страны до 2017 года. Ранее прогноз составлял 7,2-7,4 процента.
Минэкономразвития отмечает, что попавший под санкции сырьевой и продовольственный импорт был, как правило, дешевле отечественного сырья. Это сдерживало рост цен на продукцию российских сельхозпроизводителей и переработчиков.
Отечественное производство также менее рентабельно. Доля сырья в издержках мясной и молочной промышленности составляет от 70 до 85 процентов. В то же время Минэкономразвития прогнозирует, что и в остальных группах товаров и услуг рост цен будет выше, чем ожидалось ранее, поэтому ускорение инфляции окажется столь сильным.
7 августа Россия объявила о запрете на поставки мясной продукции, овощей и фруктов, морепродуктов и охлажденной рыбы, молока и молочных продуктов из стран Евросоюза, Австралии, Канады, Норвегии и США. Эмбарго стало ответом на санкции, направленные против России в связи с ситуацией на востоке Украины.
Да, начался быстрый, но далеко не эффективный передел рынка импортного продовольствия (около 45 миллиардов долларов). Представляете, каждый год вместо своего крестьянина наше правительство на 1, 7 трлн руб. кормит зарубежного фермера. При этом вся программа импортозамещения в АПК до 2020 г. в половину меньше, чем эти годовые траты.
Да, открылся рынок ожиданий финансовых вливаний в отечественный АПК. Но ведь мы собираем урожай лишь раз в год. А для села еще важна и техника, и удобрения, и система сбыта... Заводам же нужно время, чтобы увеличить производство. Да, и не забывайте, что 70 процентов тракторов в России – импортные.
Нет в России такого склада, с которого можно сразу купить фрукты. Сад – минимум пять лет от саженца до урожая. Виноград – восемь лет от посадки лозы. Говяжьи отбивные тоже появляются на девятый год от первых инвестиций - это ведь не старую корову зарезать...
И если за последние 10 лет ситуация с производством зерновых, производством мяса птицы, свинины серьезно улучшилась и можно говорить о приближении к показателям, определенным Доктриной продовольственной безопасности, то по молоку, говядине, овощам, фруктам – ситуация не улучшилась.
Либеральное правительство видит только один механизм поддержки села - субсидирование ставок по кредитам. Но тем самым оно не столько поддерживает село, сколько кормит ненасытную утробу банкиров.
КПРФ считает, что реальные условия для импортозамещения в сельском хозяйстве возможны при решении нескольких проблем, за которое либералы правительстве не хотят даже браться.
Например, нужно вновь вернуть в сельхозпроизводство заброшенные 40 млн га сельхозугодий. О чем постоянно, с каждой трибуны требует наш лидер Г.А.Зюганов. Нужно сбить спрос на сельскохозяйственную землю как площадку для строительства и извлечения сверхприбылей. Надо поддержать обслуживающую кооперацию по аналогии с тем, что сделали в 2006 г. в отношении кредитных кооперативов. Тогда «Россельхозбанк» становился ассоциированным членом сельских кредитных кооперативов. Теперь же государству нужно делать взносы в кооперативные предприятия по хранению зерна, овощей, фруктов, в мясобойни, в лаборатории по оценке качества и охлаждению молока и т.д. Это приведет к росту доходов участников кооперативов и через короткое время – росту производства мелких и средних производителей. Не нужно думать, что мелкие производители – это только фермеры: в России около 70 процентов всех сельскохозяйственных организаций относятся к субъектам малого предпринимательства.
Обязательно ввести прямые субсидии сельхозпроизводителям, минуя посредников в лице местных администраций и других структур. Купил трактор – получи половину от государства, построил мелиорацию – получи еще. А то субсидирование процентной ставки, да еще на 15 лет, да еще с пролонгацией время от времени - это поддержка, в первую очередь, банков.
КПРФ и общественный запрос на альтернативу партии власти
Надежд на перемену курса при нынешнем правительстве - никаких.
Одна из причин – классовый характер правительства и его курса либеральных реформ. Зависимость власти от интересов крупного капитала сказывается как во внешней политике, в решениях в связи с кризисом на Украине и внутри страны
В целом ситуация может и ухудшится, есть предпосылки к обострению противоречий – как между олигархическими группировками, так в коридорах власти. Это может политически отразиться и на Краснодарском крае, который обладает богатым потенциалом развития и потому представляет собой «лакомый кусок» в межклановой борьбе.
В любом случае в обществе постепенно вызревает запрос на альтернативу партии власти, и КПРФ должна достойно ответить на этот исторический вызов.