Готова ли была государственная лесная служба
к борьбе с огненной стихией в условиях засухи? К сожалению, нет. Дело в
том, что в соответствии с новым Лесным кодексом, принятым и
утверждённым в 2007 году, Федеральная служба лесного хозяйства как
самостоятельный орган управления была ликвидирована. Утраченная
самостоятельность, сниженная ответственность ослабили остроту реакции и
оперативную способность аппарата. Ныне действующее Агентство лесного
хозяйства изо всех сил старалось упредить распространение пожаров,
ликвидировать их. Но коварство природы остаётся настолько острым и
огромным по своим масштабам, что справиться двум-трём руководителям,
действенно организовать предупредительные и защитительные меры при
разрушенной системе управления и кадров — невозможно. Об этом публикация
в газете «Правда».
НА НАШ ВЗГЛЯД, этот вывод в первую очередь надо
сделать из происшедшего: существующее Агентство лесного хозяйства
(Рослесхоз), действующее на основании Лесного кодекса 2007 года,
отвечающее в соответствии с ним за ведение лесного хозяйства в России и
прежде всего за обеспечение надежной охраны лесов от пожаров, оказалось
недееспособным из-за малочисленности ответственных работников и
развалившейся структуры управления лесным хозяйством снизу доверху.
Численность руководящего состава и главных специалистов в верхнем
эшелоне управления настолько незначительна, что они не в состоянии
обеспечить оперативный контроль взаимодействия государственных ведомств,
организаций и предприятий народного хозяйства.
Трагизму природного бедствия способствовало и то, что
за последние три года по существу была разрушена государственная лесная
стража, ликвидированы лесхозы и не созданы полноценные лесничества. Не
был своевременно отработан механизм взаимодействия с субъектами
Российской Федерации. В каждом из них ведь свои условия. Специфика
природно-климатических зон со своей периодичностью засух обязывает
сегодня, при анализе уроков минувшего лета, очень внимательно выслушать
специалистов всех регионов.
К этому важно добавить следующее: подобных бедствий
не избежать в будущем без весьма значительного укрепления
материально-технической базы борьбы с пожарами. Авиалесоохрана должна
обладать не только совершенными аппаратами, но и способностью к
оперативной переброске. Её связь через летчиков-наблюдателей, лесничих,
лесников, через наблюдательные вышки должна быть достаточно
качественной. В каждом регионе и на каждом участке при охране и защите
лесов невозможно обойтись без пожарно-химических станций, запасов труб
для подводки воды, бульдозеров, тракторов, экскаваторов и т.д. Вся эта
служба везде должна быть высокоорганизованной.
Помощь, полученная для тушения пожаров из других
стран, заслуживает большой благодарности. Но такая лесная держава, как
Россия, не может всецело полагаться на помощь со стороны, тем более что
она приходит всегда с опозданием.
И самое главное — лесная Россия должна быть образцом
ведения лесного хозяйства. А таковое невозможно без государственной
системы в виде лесхозов, лесничеств, мастерских участков, лесной стражи
(лесников). Негативно сказывается отсутствие в Агентстве лесного
хозяйства полноценного Главного управления по охране и защите лесов и
борьбе с вредителями и болезнями с системой авиалесоохраны. В своё время
это полностью оправдывало себя.
Государство при всех условиях и во всех случаях
обязано сохранить за собой распорядительные и контрольные функции.
Охрана лесов от пожаров, лесных вредителей и болезней не может быть
надежно обеспечена без сезонного регионального маневрирования
техническими, материальными и финансовыми ресурсами. Наземная служба
охраны и воздушная охрана должны иметь чёткое взаимодействие.
Оперативность принятия эффективных мер профилактики, подавления
отрицательных явлений призвана стать важным мерилом при оценке работы
лесхозов, лесничеств, государственных федеральных предприятий,
акционерных обществ, кооперативных и иных организаций.
Поскольку лес —
достояние государственное, он должен отпускаться в рубку только
государственным органом на условиях, вытекающих из возрастного
биологического состава и экологического предназначения. Восстановление
лесов является обязанностью тех, кто активно пользуется его
разнообразными дарами. Государство призвано обеспечить лесохозяйственные
предприятия долгосрочными планами финансирования и снабжения с учётом
потребности и биологических обстоятельств. Ответственность за состояние
лесов в равной мере несут субъекты Российской Федерации, правительство
России и их полномочные от имени государства органы.
Вопросы науки, технического прогресса, укрепление
материально-технической базы, рациональное использование ресурсов,
своевременное восстановление и охрана леса — это дело государственной
политики, всех организаций, занятых в лесном хозяйстве. Народ не может
смириться с тем, что в большинстве лесных зон торжествует сегодня власть
не лесника и лесничего, а топора, рубля и невежества.
Абсолютно не
оправдала себя идея, будто лесхоз нынче никому не нужен. Ведь это
государственная организация, строго проводившая в жизнь политику в
интересах народа. А действующие сегодня в большинстве регионов арендные
предприятия, то есть частники, проявляют заинтересованность лишь на
короткие сроки и с одним желанием: урвать от леса побольше. Возмещать же
затраты должен кто-то другой. Об этом нам в Совете ветеранов не раз
пришлось и приходится слышать от болеющих за дело работников лесного
хозяйства.
Мы бессильны ответить на вопрос: почему в
соответствии с последним Лесным кодексом государство разрушило
собственные государственные лесхозы? Они могли бы (и должны!) успешно
продолжать функции штаба по управлению лесничествами, рациональному
использованию всех богатств леса, проведению комплекса работ,
обеспечивающих необходимую продуктивность насаждений.
В Российской
Федерации до 2007 года в состав лесного хозяйства входили 1826 лесхозов,
7875 лесничеств, 69963 обхода, 14169 технических участков, более 1500
пожарно-химических станций, более 2000 гаражей и мастерских. Они
успевали организовать не только охрану, лесопользование, но и уход за
лесными питомниками, мелиоративные работы, наземное и воздушное
наблюдение. Директор лесхоза всегда считал для себя честью и важным
долгом представительствовать в государственных и общественных
организациях. Ему, главному лесничему и главному инженеру вменялось в
обязанность налаживать взаимодействие, особенно при чрезвычайных
ситуациях, с лесопромышленными, сельскохозяйственными и другими
предприятиями и организациями. Представьте себе, в России насчитывалось
более 40 тысяч самозаготовителей. И лесхозы, лесничества в состоянии
были произвести отвод лесосек, осуществить нормированный отпуск
древесины и контроль, более того — помогали мелким самозаготовителям,
особенно школам, детским садам, сельской интеллигенции, в обеспечении
лесоматериалом.
Активная деятельность лесхозов и их приводных ремней
— лесничеств во всех зонах и регионах упреждала ЧП и обеспечивала
экологическое благополучие. Ведение технологически выверенных процессов
выращивания, охраны лесов, лесопользования в рамках лесоустроительного
проекта было непреложным, а нарушение его — наказуемым.
Государственная дума, принимая Лесной кодекс
Российской Федерации, брала на себя очень ответственную миссию перед
всеми гражданами России. Эта миссия особая, потому что такой лесной
державы, как наша, в мире больше нет. Развал системы управления лесным
хозяйством отбросил нас далеко назад и нанёс колоссальный ущерб. Надо
вернуться к этому разрушительному кодексу и коренным образом
пересмотреть его, сделать таким, чтобы он служил интересам не отдельных
личностей, а всего народа, всей страны.
Д.М. ГИРЯЕВ. А.И. ЗВЕРЕВ. Члены Совета ветеранов Федерального агентства лесного хозяйства РФ.