Если законопроект одобрят, депутаты будут обязаны за семь дней уведомить власти о своем намерении провести встречу с избирателями в «форме публичного мероприятия». Под этой формулировкой предлагается понимать любую встречу с гражданами на открытом воздухе, за исключением «собрания», которое должно проводиться строго в специально отведенных местах, и одиночных пикетов без установки палаток.
Таким образом, автор законопроекта фактически предлагает приравнять уличные встречи депутатов с избирателями к митингам и другим подобным акциям, которые регулируются специальным законом.
Законопроект был оперативно разработан и внесен в Госдуму после массовых мероприятий, проходивших в формате встреч с избирателями в Москве и Санкт-Петербурге. Именно так, например, был оформлен недавний сход граждан, протестовавших против передачи Исаакиевского собора РПЦ.
Депутат Белых утверждает, что новый закон необходим «в целях соблюдения общественного порядка, обеспечения безопасности участников публичных мероприятий и иных граждан, бесперебойного функционирования общественного транспорта, иных организаций, обеспечивающих нормальную жизнь любого населенного пункта в РФ».
Аналогичный закон на городском уровне ранее был принят Мосгордумой, от нее не отстает и Заксобрание Санкт-Петербурга, где уже успели приступить к рассмотрению такого же документа.
Между тем, жалобу в Конституционный суд на московский закон уже подготовили в Компартии. Как заявил «Росбалту» депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин, принятый закон нарушает конституционные основы представительной власти и призван подавить протестную активность населения. «Эта инициатива была навеяна кризисной социально-экономической обстановкой, которая продолжает ухудшаться. В частности, растут долги по зарплате, которые выше, чем нам говорит официальная статистика», — говорит депутат.
По его словам, напряжение в обществе растет, на этом фоне власти опасаются не столько массовых политических, сколько социальных протестов, вызванных ростом долгов по зарплате, увольнениями, резким падением доходов населения и т. д.
До сих пор депутаты могли без проблем встретиться со своими избирателями на улице, обсудить накопившиеся проблемы и даже подготовить резолюцию, чтобы затем предъявить свои требования властям, говорит Рашкин. «На улице встречались потому, что провести встречу в виде собрания, которое должно проходить в специально отведенном для этого месте, как раз не удавалось. Приходишь к клубу, а там замок висит или директор пьяный, или канализацию прорвало. Поэтому проводили встречу рядом с клубом — на улице. А теперь и там нельзя», — возмущается депутат.
Новым законом недовольны и в «Справедливой России», которая вслед за КПРФ также, судя по всему, будет голосовать против его принятия Госдумой. «Предлагаемые изменения затрудняют общение депутатов с избирателями, это серьезное препятствие для прямых контактов с населением», — отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» «эсер» Михаил Емельянов. По его словам, бюрократия давно искала способ «поставить под свой контроль свободное общение депутатов с гражданами». «И вот теперь вводится, по сути, разрешительный порядок, что бьет, в первую очередь, по оппозиционным депутатам», — говорит он.
Против закона, скорее всего, выступит также фракция ЛДПР, однако ее позиция, как и других двух думских фракций — КПРФ и «Справедливой России» не повлияет на общие результаты голосования в Думе из-за наличия подавляющего большинства голосов у «Единой России». В связи с этим либерал-демократ Сергей Иванов отметил, что избиратели сами в ответе за то, какие законы принимает Госдума. «На выборы пришли 30% граждан, хотя ЦИК нам сказал о 50%. А все остальные сидели дома, так что сами виноваты. Если избирателям наплевать на то, кого они избирают, то и депутатам будет наплевать, какие законы принимать», — заявил Иванов «Росбалту».
Приравнивание встреч с избирателями к митингами означает, в том числе, повышенную ответственность для их устроителей, то есть самих депутатов. Так, еще в 2012 году Госдума резко ужесточила требования к организаторам массовых акций. Принятыми нормами разрешается, например, привлекать их к материальной ответственности за имущественный вред, причиненный участниками акций, если они не приняли необходимые меры для предотвращения беспорядков и погромов.
В 2014 году депутаты ввели уже уголовную ответственность «в целях профилактики» за повторное нарушение действующего законодательства о порядке проведения митингов, шествий, демонстраций и других публичных мероприятий. Организаторов также обязали отвечать за появление на митингах людей с оружием, а также предметами или веществами, которые способны создавать угрозу для жизни, здоровья, безопасности и имущества граждан.
В свою очередь, привлечение к уголовной ответственности грозит, помимо прочего, лишением депутатского мандата. При таком раскладе не каждый народный избранник рискнет выйти на улицу, чтобы даже всего лишь просто выслушать тех, чьи интересы он обязан защищать.