Разрушение села — предательство России
15 октября состоялся пленум Центрального совета РУСО с повесткой дня «О чрезвычайном положении в сельском хозяйстве Российской Федерации и мерах по обеспечению продовольственной безопасности страны на основе отечественного производства». Постоянное и полное обеспечение народа продовольствием является центральной задачей и обязанностью руководства страны и важнейшей составной частью национальной безопасности государства. Ученые РУСО, глубоко и всесторонне проанализировав социально-экономическое состояние российского общества, со всей ответственностью и остротой ставят вопрос о введении чрезвычайного положения в сельском хозяйстве страны в связи с потерей Россией продовольственной безопасности. Ибо происшедшие коренные изменения в России создали реальную угрозу для самого существования нашего государства.
Чужим хлебом сыт не будешь
Из доклада председателя ЦС РУСО, академика РАСХН Виктора Степановича ШЕВЕЛУХИ
Зона бедствия
В лучшие годы, а их было немало в истории СССР, уровень производства зерна достигал в среднем около одной тонны при потреблении 110—120 кг в расчете на душу населения, мяса — 70—75 кг, молока — 370—386 кг, яиц — 290—300 штук, растительного масла — 10—11 кг, сахара и кондитерских изделий — 40—47 кг, картофеля — 100—106 кг, овощей — 80—90 кг, фруктов и ягод — 30—35 кг. Сегодня эти важнейшие показатели обеспечения российского народа продовольствием, особенно продукцией животноводства, упали в 2—3 раза. Недостаток продовольствия собственного производства в стране пополняется импортом: по мясу в объеме 3 млн. тонн, молоку и маслу (в переводе на нормализированное молоко) — 5 млн. тонн, сахару — 2,5 млн. тонн, рыбе — 910 тыс. тонн.
В текущем году, по предварительным данным, большинство показателей по производству сельскохозяйственной продукции снизилось по сравнению с прошлым годом. Производство зерна по состоянию на 6 октября составило 93 млн. тонн, что на 15 млн. тонн меньше, чем на эту же дату прошлого года. Подсолнечника, сахарной свеклы, льна и ряда других важнейших культур также произведено меньше. В области животноводства сохраняются прежние тенденции: практически не растет производство мяса и других продуктов, оно остается на уровне половины потребности.
Продовольственная безопасность — это не только наличие продуктов питания на полках магазинов. Перекупщики, а по советским определениям — спекулянты, бессовестным образом обирают и без того обездоленных людей, пользуясь абсолютной бесконтрольностью торговли со стороны государства, а также полным произволом в рамках так называемой системы рыночных отношений и плавающих цен. Практически все пенсионеры и более чем половина трудового населения не имеют возможности купить крайне необходимые мясные, молочные продукты, а также овощи и живут впроголодь, болеют и умирают.
Наша богатая страна, располагающая огромными возможностями, не в состоянии обеспечить население даже на уровне предельно низких нормативов так называемой продовольственной корзины. А нефтедоллары отправляются в зарубежные банки. В Советском Союзе, как известно, государство регулировало цены на продукты питания и обеспечивало достаточный продовольственный минимум за счет постоянного повышения уровня заработной платы, фондов общественного потребления.
Центральный совет РУСО считает своей неотложной задачей обратиться к руководству страны с требованиями коренным образом изменить ситуацию с продовольственным обеспечением трудящихся. Правительство утверждает, что в условиях рыночных отношений нет возможности и необходимости вмешиваться в законы рынка и регулировать цены на продовольственные и другие товары. Это неправда. Правительство обязано это сделать немедленно, тем более если возникает угроза голода. Необходимо поднять уровень минимальной заработной платы до 25 тысяч рублей, снизить цены на продовольствие и другие товары. В настоящее время число бедных на селе составляет более 60%.
Социалистический путь развития экономики СССР гарантировал обеспечение продовольствием всех входящих в состав страны республик. В СССР всегда создавались резервы государственных запасов, выполняющих компенсационную роль при возникновении чрезвычайных ситуаций.
В условиях нынешнего режима и рыночных отношений разрушение экономики происходит в масштабе всей страны.
Наибольшая катастрофа в период так называемых реформ произошла в сельском хозяйстве России и других стран СНГ за исключением Белоруссии. Была разрушена материально-техническая база сельского хозяйства. Валовое производство сельскохозяйственной продукции в России за эти годы (1990—2008 гг.) снизилось почти в два раза. Удельный вес внутреннего валового продукта сельского хозяйства в общем объеме ВВП страны снизился в три раза; производство продуктов животноводства — мяса и молока — уменьшилось в два раза; инвестиции в основной капитал сократились в три с половиной раза. Произо-шли крупные отрицательные изменения в демографической ситуации на селе: исчезли 17 тысяч деревень, трудоспособного населения осталось всего 17,4 млн. человек. Молодежь покинула деревню и возвращаться в нее пока не собирается. Правительственная программа социально-экономического развития села на период до 2012 года по восстановлению всей инфраструктуры сельских территорий выполняется лишь на 15—17%. Более 40 млн. гектаров сельскохозяйственных угодий превращены в пустыри, заросшие лесом, кустарником и сорняками. На пашне в 20 млн. гектаров крестьяне прекратили возделывание сельскохозяйственных культур, что равноценно потере 40 млн. тонн продовольственной продукции в пересчете на зерно.
При восстановлении дореформенного объема производства минеральных удобрений в количестве 15,9 млн. тонн фактиче-ское их использование в сельском хозяйстве России составляет только 1,8 млн. тонн. В расчете на гектар пашни это в среднем 10—15 кг действующего вещества, то есть в 10 раз меньше, чем было до проведения реформ. Все остальные удобрения продаются за рубеж; вырученные за них средства в сельское хозяйство России не возвращаются. Машинно-тракторный парк в сельском хозяйстве почти не обновляется: общая численность тракторов сократилась в 4 раза, зерноуборочных комбайнов — в 2,5 раза, всего осталось техники на сельскохозяйственных предприятиях в пределах 20—30% от их потребности, но и она давно исчерпала амортизационный срок и фактически должна быть повсеместно списана. Новые поступления сельхозмашин отечественного и зарубежного производства, в том числе и за счет лизинга, составляют в год не более 2—3% от оптимального количества. Для полного обновления машинно-тракторного парка на селе потребуется минимум 40—50 лет. Уровень оплаты труда работников сельского хозяйства по отношению к среднероссийскому уровню всех работников снизился с 95% до 48%. На большей половине площади земель сельскохозяйственного назначения ускорились процессы деградации почв, разрушения их плодородия за счет потери гумуса, их закисления и засоления. Из 40 млн. га орошаемых и осушенных земель осталось только 10 млн. га. Мелиоративная система разрушена, оборудование разворовано, сдано в металлолом.
Попраны основные законы земледелия: например, закон возврата, незаменимости факторов, прогрессирующего снижения показателей экономической эффективности ресурсов на единицу дополнительных объемов полученной продукции. Происходят деградация плодородия почв, резкое ухудшение экологической обстановки.
Программа спасения села
Чрезвычайная ситуация в аграрном секторе не может не вызвать вопросов: что же происходит с Россией, ее важнейшей отраслью — сельским хозяйством? Преднамеренное уничтожение важнейшей отрасли экономики России или же неумелое руководство и управление продовольственным цехом и страной в целом? И что же сегодня необходимо сделать для села, для восстановления продовольственной безопасности России?
В антикризисной программе КПРФ приводятся мировой сценарий преодоления кризиса и конкретные меры, которые необходимо осуществить в России. Главное — избавить экономику страны от подчинения финансовым спекулянтам.
В разделе «Наши задачи» Программы КПРФ и в книге Г.А. Зюганова «Выход из кризиса — социализм» содержится 15 научно и практически обоснованных предложений партии, раскрывающих суть кризиса и выход из него России.
Мы, члены РУСО, считаем что антикризисная программа КПРФ является основой действий всех государственных и общественно-политических движений. Она должна быть максимально использована государственными структурами в центре и на местах для скорейшего вывода России из мирового и национального кризисов.
Беспомощность власти
На продовольственную безопасность России большое влияние оказывают энергетические проблемы: быстрое сокращение запасов основных невозобновляемых источников — нефти, газа и угля.
По расчетам ученых и специалистов, при нынешних темпах расходования разведанных запасов нефти осталось на 30 лет, газа — на 50 лет, угля — на 100—150 лет. Биотехнологические источники с использованием растительной массы и продуктов ее переработки для получения дизельного топлива и этилового спирта являются ограниченными по причине сокращения производства продовольственной продукции (зерна, растительных масел, кормов для животноводства).
В такой ситуации необходимо резко сократить, а затем и полностью прекратить экспорт нефти и газа. По нефти он достиг 50% (300—350 млн. тонн в год), что приведет к сокращению продолжительности периода оптимального обеспечения страны этим видом топлива. Несмотря на эту опасную тенденцию, увеличение экспорта нефти ежегодно возрастает на 50 и более млн. тонн, что создает опасность энергетической катастрофы в России через 20—25 лет. За счет замены невозобновляемых источников энергии на возобновляемые можно увеличить срок оптимизации энергетического баланса всего лишь на 5—10 лет.
Очень вяло ведутся работы по повышению КПД солнечной энергии в сельском хозяйстве. На фотосинтез используется только 0,5% физиологически активной части солнечного спектра. Энергетическая эффективность использования в сельском хозяйстве абсолютного большинства современных агротехнологий составляет всего лишь от 1 до 2 единиц. Биоэнергетики, селекционеры и технологи должны коренным образом изменить этот показатель в сторону увеличения, по крайней мере до 3—5 единиц.
Сегодня необходимо остро поставить вопрос о зерновой проблеме. Руководство страны, как мы полагаем, ошибочно взяло курс на объявление России мировой зерновой державой, способной экспортировать 20 и более млн. тонн зерна ежегодно. Во время поездки президента Д. Медведева в Орловскую область было объявлено о намерении довести экспорт зерна из России до 50 млн. тонн при полном обеспечении всех внутренних потребностей: на семена — 15 млн. тонн, на продовольствие — 30 млн. тонн, на корма — 25 млн. тонн, в госрезерв — 10 млн. тонн. Всего потребности страны в зерне определяются на ближайший период в 75—80 млн. тонн. Мифически избыточное зерно, полученное в стране сверх этой цифры, объявляется излишним и отправляется на экспорт. И в это же время Россия закупает продовольствие за рубежом.
Правительство и Министерство сельского хозяйства поступают не по-хозяйски — вывозят зерно за рубеж, а свое животноводство не развивают.
Пути возрождения АПК
При выборе мер восстановления продовольственной безопасности России было бы разумным и правильным использовать опыт Белоруссии.
Здесь вся структура и экономика сельского хозяйства сохранились и развиваются при активной реконструкции научно-технического и производственного потенциалов в том виде, в каком они были в Советской Белоруссии. Валовое производство продовольствия и другой продукции сельского хозяйства за период 1991—2009 гг. в республике удвоилось, производство зерна возросло до 10 млн. тонн.
Удельный вес сельского хозяйства в валовом внутреннем продукте составляет около 40 процентов. Республика полностью обеспечена продовольствием собственного производства. Мяса производится 1,5 млн. тонн, молока — до 6 млн. тонн. Свыше 30% продовольственных продуктов экспортируется в Россию. Уровень технической и энергетической оснащенности сельскохозяйственных предприятий и отрасли в целом и темпы ее обновления превзошли дореформенные показатели. Белоруссия стала одним из основных поставщиков в Россию товаров пищевой и легкой промышленности.
Пример Белоруссии наглядно показывает, какого огромного масштаба достигло в России разрушение реальных секторов экономики и государственной системы управления. Агробизнес, главной целью которого является получение максимальной прибыли, подменил аграрную политику Советского государства, рассчитанную на создание оптимальных условий жизни крестьян и всего народа, олигархической, банковской и частно-предпринимательской деятельностью имущих слоев населения, при которой капитал служит интересам буржуазии и используется для безудержного обогащения так называемых стратегических собственников.
Современное российское село в большинстве своем продолжает разрушаться, переходит на рельсы натурального хозяйства с запущенными угодьями, полуразрушенными производственными, бытовыми и другими постройками и сооружениями, с бездорожьем, заболоченными и «закочкаренными» лугами и пастбищами, без молодежи, с сокращением до минимума активной трудовой части населения.