29 августа президент РФ Владимир Путин выступил с телеобращением, в котором предложил смягчить пенсионную реформу. С самого начала глава государства призвал решить вопрос по справедливости. И вот, что из этого вышло.
Первым делом президент дал понять, что обратного пути нет. Хотя удивительно. Ведь во время своей предвыборной кампании он ни разу не заговорил о необходимости пенсионной реформы. Но сразу после них ситуация вдруг резко изменилась. Надо «учитывая реальную ситуацию, действовать», сказал он, а не мириться «с низкими доходами пенсионеров и ждать, когда пенсионная система затрещит и окончательно развалится», и не перекладывать «непопулярные, но необходимые решения на плечи следующего поколения».
Необходимость реформы Путин объяснил неблагоприятной демографической ситуацией, когда в трудоспособный возраст вступает «крайне малочисленное» поколение середины 1990-х, и необходимостью повышения пенсий.
Он особо подчеркнул, что в ближайшие шесть лет пенсии для неработающих пенсионеров будут увеличиваться в среднем на 1 000 рублей в год. Благодаря этому, по словам главы государства, к 2014 году пенсия вырастет с нынешних 14 144 рублей до 20 000 рублей в месяц. «В дальнейшем, уже за горизонтом 2024 года, изменения в пенсионной системе позволят сформировать прочную основу для стабильного ежегодного увеличения страховых пенсий выше инфляции», — добавил Путин.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Юрий Болдырев о вынужденной корректировке позиции власти по непопулярной реформе
Пошел ли президент на уступки обществу по пенсионному грабежу?
Вот как выглядят поправки, которые должны приблизить это светлое будущее.
Прежде всего, президент предложил поднять пенсионный возраст для женщин не до 63, а до 60 лет. «В нашей стране отношение к женщинам особое, бережное. Пенсионный возраст для женщин не должен повышаться больше, чем для мужчин», — отметил он.
Многодетные матери должны выходить на пенсию раньше: те, у кого трое детей, — на три года, у кого четверо детей — на четыре, заявил президент. Для женщин, у которых пятеро и более детей, «все должно остаться как сейчас, они смогут выходить на пенсию в 50 лет», отметил Путин.
Для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, президент предложил установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста. К примеру, если человек должен был выйти на пенсию по новому пенсионному возрасту в январе 2020 года, он сможет сделать это в июле 2019 года.
Глава государства предложил на переходной период считать предпенсионным возрастом пять лет до наступления срока выхода на пенсию. По его мнению, необходимо «установить для работодателей административную и даже уголовную ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу граждан по причине их возраста».
Также он поручил правительству «предложить реальные стимулы для бизнеса, чтобы работодатели были заинтересованы принимать и сохранять на работе граждан предпенсионного возраста», и утвердить для этой категории «специальную программу по повышению квалификации». «Она должна заработать как можно раньше и финансироваться из федерального бюджета», — подчеркнул Путин.
Максимальный размер пособия по безработице для россиян предпенсионного возраста Путин предложил увеличить с 4900 рублей до 11 200 рублей с января 2019 года. Кроме того, президент предложил снизить стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию. Сейчас он составляет 40 и 45 лет для женщин и для мужчин соответственно — его необходимо снизить до 37 и 42 лет, считает Путин.
В заключении президент открытым текстом предупредил: лучших условий не будет. Если граждане не согласятся на реформу со смягчающими поправками, через несколько лет они получат ту же реформу, но уже без переходного периода и без сохранения некоторых льгот.
— Видимо, когда выстраивалась пенсионная реформа, апология президента не предусматривалась, — отмечает доктор экономических наук, профессор Академии труда и социальных отношений Андрей Гудков. — Поэтому выступление Путина — это, скорее всего, импровизация, подготовленная в последние несколько недель в правительстве и аппарате администрации президента.
Меры, которые озвучил глава государства, можно оценивать по-разному. Скажу одно: к их разработке можно было бы привлечь не только либеральных правительственных экспертов, но и более подготовленных и знающих людей.
Главный момент — Путин обещает и обещает, но эти обещания ничем не гарантируются. Гарантией могло бы служить одно: ратификация Россией конвенции N 102 Международной организации труда «О минимальных нормах социального обеспечения» от 1952 года, которую наша страна до сих пор игнорирует. В конвенции четко сказано, что средняя пенсия должна относиться к средней зарплате в размере не меньше 40%.
Путин вместо этого обещает среднюю пенсию в 20 тысяч рублей к 2024 году. Но он ничего не говорит, какая к тому времени прогнозируется зарплата по стране, и не будет ли прибавка к пенсии банально съедена инфляцией.
Президент также предложил повысить пенсионный возраст для женщин не на 8 лет, а на 5 лет. Но в стране налицо гендерный перекос: женщины живут значительно дольше мужчин — до 78 лет против 67 лет. В такой ситуации повышать пенсионный возраст мужчинам и женщинам на одну и ту же величину — все-таки неправильно.
Я уже не говорю о том, что средняя продолжительность здоровой жизни в России — 62 года для обоих полов, а средний возраст реального выхода на пенсию — 64 года. Люди у нас оставляют работу не из-за возраста, а из-за болезней. К 64-м, по статистике, наши сограждане имеют более двух хронических заболеваний. По идее, именно до этой планки было бы справедливо поднимать пенсионный возраст.
«СП»: — Президент предложил льготу для женщин: ступенчатое понижение пенсионного возраста в зависимости от числа рожденных детей. Эта мера поможет исправить демографическую ситуацию?
— Путин предложил установить досрочный выход на пенсию за рождение трех и более детей. А у нас проблема другая — рождение двух детей. Именно на ее решение нацелена такая мера, как материнский капитал. Так вот, и пенсионными льготами надо стимулировать женщин, я считаю, за рождение второго ребенка.
Я бы сделал так: за двоих детей скидка с пенсионного возраста 5 лет, а потом — еще по году за каждого следующего ребенка.
В предлагаемом же Путиным варианте льгота будет стимулировать, скорее, рождаемость на Северном Кавказе и в Бурятии — то есть, на национальных окраинах.
«СП»: — Вы не раз говорили, что российские проблемы с пенсионным обеспечением — сугубо рукотворные, и связаны они с социальными реформами нулевых годов. Когда ставку страховых взносов с 29% понизили до 20%. Потом ее подняли до 22% - в то время как равновесный адекватный тариф составляет 26%. Из-за того, что в тарифе не хватает этих 4%, и получается дефицит в Пенсионном фонде. Почему в числе альтернативных повышению пенсионного возраста вариантов Путин ни слова не сказал про повышение страхового тарифа?
— Это тем более удивительно, что в 2009 году Владимир Путин, будучи премьером, сам предлагал повысить ставку страхового тарифа до 26%. В 2011-м это решение было, наконец, исполнено — и дефицит Пенсионного фонда резко сократился. Но потом все вернулась на круги своя.
Замечу, что общий тариф в случае повышения страхового тарифа становится 34% - совсем не запредельная планка для работодателей. Напомню, при Борисе Ельцине, и в первый год президентства самого Путина, общий тариф превышал 40% - и при этом были достигнуты самые высокие темпы роста экономики за всю историю новейшей России.
«СП»: — Владимир Путин предложил сохранить существенный пакет льгот. Это эффективная мера смягчения реформы?
— Проблема в том, что финансирование этих льгот президент повесил на регионы. Не надо быть специалистом, что понимать: большая часть региональных бюджетов испытывает сегодня серьезный дефицит.
Даже увеличение в два раза пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста кардинально ситуацию не меняет. 11 200 рублей недостаточно для человека в возрасте за 60 лет. Просто потому, что к этому моменту у него наверняка накопились обязательства: ипотека, плата за обучение детей — 55% мест в вузах, напомню, сегодня платные.
Выход в такой ситуации — опять же, соблюдение норм конвенции N 102. В ней сказано, что в стране должно быть страхование занятости. Это значит, не надо сажать за решетку работодателей, не надо даже грозить им административной ответственностью за нежелание брать на работу пожилых. Все эти репрессивные меры, которые предложил Путин — это, как сказали бы американцы, «шорох орехов». На практике они работать не будут.
У нас в стране — всевластие работодателей, и бороться с ним можно только системой страхования занятости. Причем с финансированием на федеральном уровне.
Но президент на восстановление системы страхования не пошел. Видимо, ему объяснили, что повышение страхового тарифа даже на 1−2% - это невозможно для бизнеса.
На мой взгляд, такое решение лишний раз показывает, что советники у Путина, скажем так, тенденциозные. И они дают главе государства информацию искаженную, и где-то даже лживую.
«СП»: — Снизят ли поправки Путина градус социальной напряженности?
— Я в этом сильно сомневаюсь. На мой взгляд, предложенные президентом меры половинчатые, и имеют крупный концептуальный недостаток. Реформу пенсионной системы, на мой взгляд, не следовало сводить к повышению пенсионного возраста, плюс к пакету смягчающих мер.
Проблему нужно было решать комплексно, включив в нее и повышение страхового тарифа, и введение прогрессивной шкалы налогообложения — не только на доходы, получаемые от работы по найму, но и на дивиденды (сейчас богатые в России платят суммарно 30% налогов, а граждане с доходами до 85 тысяч рублей в месяц — 40%).
Именно поэтому я не считаю поправки Путина справедливыми и взвешенными.
А вот что по этому поводу думает политик Вадим Кумин:
— Я ожидал, что Путин несколько смягчит ряд параметров пенсионной реформы. И это оказалось так. Пенсионный возраст для женщин снижен с 63 лет до 60. И в целом большинство поправок касались в основном женщин. К примеру, сделан досрочный выход на пенсию для многодетных матерей. Небольшое повышение пенсий для сельских жителей — а на селе в пожилом возрасте преобладают женщины.
Был внесен ряд мелких поправок к пенсионной реформе, и к ним не надо серьезно относиться. Сегодня льготы есть, а завтра правительство скажет, что денег на них нет.
Главное — пенсионная реформа запущена, она получила одобрение на самом верху. Еще недавно она выглядела инициативой правительства, ее поддержала партия власти «Единая Россия», и было ожидание, что президент все же не допустит таких людоедских реформ. Теперь оказалось, что и Путин заодно с ними, выстроена полная вертикаль поддержки изменениям в пенсионном законодательстве.
И повторю, ничто не мешает со временем, возможно, уже в 2020-е годы, снова поднять возраст выхода на пенсию. Ссылаться будут опять на нехватку трудовых ресурсов — а им некуда взяться за следующие 5−10 лет, на низкие цены на нефть и газ, на сложное международное положение и санкции Запада.
Мы, КПРФ, будем до конца бороться против пенсионной реформы. Наша цель — вынести ее на общероссийский референдум, чтобы народ сам решал, как ему жить дальше.
|