Росстат очень скупо выдаёт основные экономические показатели за 2013 год. Сообщается лишь, что валовой внутренний продукт в первом квартале 2013 года по сравнению с первым кварталом 2012 года подрос всего на 1,6%, а промышленное производство осталось на том же уровне, что и год назад. Уровень безработицы поднялся с 5,5 до 5,7%. А в апреле по сравнению с мартом промышленное производство сократилось на 5,6%. И это на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры и отсутствия каких-либо внутренних катаклизмов.
ПОКАЗАТЕЛЬНА на этом фоне встреча Дмитрия Медведева с журналистами в Сочи, на которой он подвёл итоги первого года работы своего правительства (оно было сформировано 21 мая 2012 года). «Год прошёл. Он был такой разный. Оценки тоже можно давать разные. Тем не менее страна развивалась. Это, наверное, заслуга не только правительства и не столько правительства, а вообще общеэкономической ситуации, которая сложилась какое-то время назад», — не стал наводить тень на плетень премьер. Какой смысл скрывать, что от работы его команды у нас мало что зависит? По крайней мере, в позитивном плане. Это и так всем видно. Как и то, что кабинет по-прежнему не в состоянии отличать успехи от провалов.
Так, одним из несомненных успехов своего правительства Медведев объявил введение «бюджетного правила», начиная с 2013 года. Оно сводится к тому, что все деньги, которые собирает правительство в виде пошлин от экспорта нефти и газа, а также все деньги, которые оно взимает с наших граждан при использовании ими нефтепродуктов и газа (налог на добычу полезных ископаемых, акциз на бензин, налог на добавленную стоимость при реализации нефтепродуктов и газа предприятиям и населению и т.д.), изымаются из федерального бюджета и отправляются на Запад, главным образом в США. Тем самым правительство лишает экономику России триллионных инвестиционных ресурсов, перекачивая их нашим конкурентам.
Стоит ли после такого обильного кровопускания удивляться, что наша экономика еле держится на ногах? Если что в стране и строится, то в основном на зарубежные займы. В результате сумма внешних долгов предприятий и банков выросла с 557 миллиардов долларов в апреле 2012 года до 684 миллиардов в апреле нынешнего. При этом предприятия вынуждены занимать за рубежом под немалые проценты наши же деньги, которые отправило туда правительство.
Поскольку эта практика, теперь уже официально узаконенная, продолжается уже полтора десятка лет и столько же лет критикуется со всех сторон, то даже самому непроходимому тупице уже давно стало бы ясно, что так делать нельзя. Тем не менее при любом составе правительства эта политика остаётся неизменной. Значит, дело не в умственных способностях членов кабинета, а в чём-то другом, лежащем за пределами экономической логики.
Не поддаётся ей и тот произвол, который творят естественные монополии. Непомерные цены на нефтепродукты, газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки буквально душат отечественное производство. А сверхприбыли, которые эти монополисты получают в России, так же, как и инвестиционные ресурсы, контролируемые правительством, вывозятся за рубеж. Там они превращаются в роскошные яхты, самолёты, дворцы и прочие «инвестиции» наших нуворишей.
Их наглое и безответственное поведение «достало» даже некоторых членов кабинета. Так, заместитель министра финансов Сергей Сторчак на прошлой неделе осторожно выразил мнение о том, что «шансы на стимулирование экономического роста увеличатся, когда будет найден баланс между инвестиционными потребностями госкорпораций и платёжеспособностью граждан». В переводе на русский язык это означает, что если хоть в какой-то степени не умерить аппетиты монополистов — как естественных, так и искусственно созданных (госкорпорации), — то ни о каком росте экономики не может быть и речи.
Высказался на ту же тему и вице-премьер Аркадий Дворкович. «Цена на электроэнергию, для малого и среднего бизнеса в особенности, — заявил он на коллегии министерства энергетики, — выше, чем у наших конкурентов. Если мы будем продолжать себя вести, не обращая серьёзного внимания на затраты, то мы просто остановим рост экономики. У нас просто не будет смысла заниматься инвестициями в производство целой группы товаров при такой цене на электроэнергию, которая есть сегодня». Впрочем, эти слова так и остались сотрясением воздуха. Реагировать на них никто не собирается.
Сам премьер, подводя итоги года работы, поведал о многообразных достижениях своего кабинета во всех сферах. Так, он с удовлетворением отметил, что за последний год было открыто около четырёхсот крупных производств. Однако не упомянул, сколько тысяч предприятий и производств прекратило существование. У нас такую статистику не любят и хранят её за семью печатями.
Показатели инфляции тоже его устраивают. В апреле 2013 года индекс потребительских цен был на 7,2% выше, чем в апреле 2012-го. Вроде бы для нынешней России не так уж и плохо. Вот только остановка экономического роста в других странах обычно сопровождается спадом инфляции или даже снижением потребительских цен. У нас — наоборот. В апреле 2012 года цены превышали апрельские 2011-го только на 3,6%.
Особо премьер отметил успехи в области ипотечного кредитования. В прошлом году, по его словам, было заключено 700 тысяч новых договоров, а общий объём ипотечного кредитования составил триллион рублей. Известно, что банковские ставки по ипотеке у нас запредельные. «Я хочу обратить внимание не на плохую ставку, а на хорошие результаты», — витийствовал глава правительства, не уточняя, за счёт чего удалось добиться таких результатов. А получились они за счёт военной ипотеки. То есть путём кормёжки банкиров бюджетными средствами, направляемыми на обеспечение военнослужащих жильём. В результате такой подкормки существенно выросли не только доходы финансовых спекулянтов, но и цены на квартиры.
Конечно, для Медведева во всём этом ничего драматичного нет. Вот только страна загнана нынешней властью и олигархами в экономический тупик, выводить из которого они её не собираются.
Автор: Владимир ДЕКТЕРЁВ.