Материальное положение
О
том, насколько глубоко современный кризис поразил общество, наиболее
наглядно свидетельствует комплекс «микроэкономических» показателей,
отражающих динамику оценок собственного материального положения. Этой
теме посвящено исследование, предпринятое на протяжении первых декад
августа «Левада-Центром». За прошедший год доля наших
сограждан, которые в буквальном смысле слова «сводят концы с концами»,
принадлежа со всей очевидностью к классу «сверхбедных», заметно
снизилась – с 14% до 9%. И в целом она вот уже на протяжении почти всего
десятилетнего периода наблюдений (с небольшими отклонениями,
пришедшимися на 2007-2008 гг. – на самое начало кризиса) обнаруживает
стойкое убывание. Еще 27% респондентов признались, что денег на продукты
им хватает, но покупка одежды вызывает серьезные затруднения (34% в
2009 г., а в 2001 г. – 42%). Динамику, отмеченную в этой группе мнений,
также можно истолковать как позитивную. Это весьма скромное благополучие
выглядит призрачным, а позитивные подвижки в двух упомянутых группах
меркнут на фоне почти половины респондентов (48%), которая отнесла себя к
числу тех, кому денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей
длительного пользования является для них трудноразрешимой проблемой (39%
в 2009 г., а в целом таких людей становится все больше по сравнению с
2001 г., когда их доля составляла исторический минимум в 28%). Благополучная
часть общества выглядит куда как малочисленнее: за последний год с 13%
до 16% увеличилась доля тех, кто может без труда приобретать вещи
длительного пользования. Однако, отмечают эти респонденты, действительно
дорогие вещи для них приобретать затруднительно. Правда, и в этой
группе заметен ощутимый прирост (в 2001 г. она доходила только до 7%). А
вот позволить себе достаточно дорогие покупки (квартиру, дачу и многое
другое) может менее одного процента опрошенных, причем с начала
десятилетия, как отмечают социологи, этот показатель остается
неизменным. Последние количественные выкладки кажутся наиболее
красноречивыми и убедительными, поскольку они опровергают официозную
мифологему среднего класса, бесконечно воспеваемого всей пропагандой в
качестве базового социального идеала. Конечно, в какой-то мере понятие
«достаточно дорогих покупок» можно рассматривать как эквивалент
социального статуса «сверхбогатых». Однако если исходить из западных
стандартов потребления, то такого рода дорогостоящие приобретения
(квартира, дача и т. п.) там вполне по силам среднему классу. В итоге
получается, что совокупный уровень потребления «сверхбогатых» и среднего
класса составляет менее одного процента, что для общества,
широковещательно объявленного модернизирующимся, представляется
ничтожно малым.Социальное самочувствие россиян Действительно,
низкий уровень жизни, едва ли не в первую очередь обусловленный
невысокими доходами, отсутствием порой элементарного материального
достатка, усугубленные к тому же кризисной ситуацией, как нельзя
наглядно характеризуют проявления кризисного сознания. Как показывают
результаты еще одного опроса, проведенного в августе «Левада-Центром»,
жизнь большинства россиян сильнее всего осложняет нехватка средств (60%)
и плохое здоровье (31%). Более того, большая часть общества строит
на данный счет откровенно пессимистические прогнозы, обоснованно
предвидя снижение своих доходов, в том числе и вследствие
неблагоприятной ценовой политики. Как показал опрос, проведённый
Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru по заказу
«Независимой газеты», в том, что до конца этого года продукты питания
неизбежно подорожают, уверены 83% россиян, и большая часть наших
сограждан (38%) думает, что цены вырастут на 10%: «Весь урожай сгорел,
ожидаемый рост цен – более 15%»; «Цена на молоко на днях выросла на
20-25%, по моим наблюдениям». Пессимистические прогнозы чаще склонны
делать мужчины (43% против 32% среди женщин), респонденты в возрасте
старше 50 лет (57%), а также опрошенные с ежемесячным доходом более 50
тыс. руб. в месяц (44%). А чаще других прогнозируют рост цен более чем
на 10% жители Приволжского округа (50%).В свою очередь, 26%
респондентов считают, что рост цен на продовольствие не превысит отметки
в 10%. «Удерживать инфляцию бессмысленно, хорошо бы была денежная
компенсация в виде повышения зарплаты», – комментируют они.По мнению 19% россиян, продукты подорожают не более чем на 5%: «Я на это надеюсь»; «Хотелось бы верить словам президента». И
лишь 5% наших сограждан полагают, что роста цен не будет. Некоторым
респондентам просто не хочется в это верить, другие берут за основу свои
наблюдения: «Рост цен на продукты во многом зависит от повышения
пенсий. А до конца 2010 г. повышения пенсий не намечается»; «Мне бы так
хотелось!».Как можно судить по результатам уже приведенного
исследования «Левада-Центра», среди других проблем, на которые жалуются
респонденты, наглядно отражающих весьма невысокое качество жизни,
значатся «бытовые трудности» (28%), «усталость, переутомление» и
«недостаток свободного времени» (по 19%). 17% опрошенных боятся потерять
работу, а 15% мучаются из-за «квартирного вопроса». Кроме того, 11%
россиян считают, что у них нет перспектив в жизни, а каждый десятый
полагает, что не может дать хорошее образование детям. Пьянство,
наркоманию кого-либо из членов семьи упомянули 4% опрошенных. 2%
пожаловались на плохие взаимоотношения в семье.Аналогичные тенденции
подтверждает другой опрос на схожую тему, проведенный 14-15 августа
Всероссийским центром изучения общественного мнения. Так, выяснилось,
что первенство в рейтинге основных проблем России традиционно
принадлежит худшим из отечественных социальных зол – алкоголизму и
наркомании: 57% респондентов считают их главной угрозой для страны,
признавая тем самым наличие глубокого морального кризиса.Важными
также, с точки зрения опрошенных, являются проблемы
социально-экономического характера: инфляция (55%) и безработица (50%). В
первой десятке рейтинга оказались, кроме того, низкий уровень жизни,
коррупция (по 41%), преступность (32%), ситуация в сфере ЖКХ и ЖКУ,
причем россияне не удовлетворены ни качеством жилищно-коммунальных
услуг, ни их ценой. По данным опроса Фонда «Общественное мнение», 62%
населения России считают сумму, которую они платят за услуги ЖКХ,
слишком большой. При этом 47% граждан не удовлетворены качеством
предоставляемых услуг. Больше всего недовольство проявляют жители
городов с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек. О плохом качестве
предоставляемых услуг там высказываются 62% горожан. Также о своем
недовольстве говорят 56% граждан, проживающих в городах с населением
менее 50 тыс. человек. Лучше всего дела обстоят в Москве: здесь на ЖКХ
жалуются лишь 27% жителей. Между тем 60% россиян отмечают, что за
последний год качество предоставляемых услуг не изменилось, а 16%
говорят об их ухудшении. И только 10% заметили улучшение. Если говорить в
целом, то 46% граждан оценивают работу ЖКХ неудовлетворительно.Как
следует из уже упомянутого опроса Всероссийского центра изучения
общественного мнения, не менее существенны претензии, предъявляемые
нашими согражданами к сфере здравоохранения (по 28%), а также к
пенсионному обеспечению (27%) и положению молодежи (26%). Несколько
реже россияне тревожатся по поводу терроризма, состояния морали и
нравственности, экологической ситуации (по 22%), влияния олигархов на
жизнь страны (20%). Помимо этих социальных невзгод отмечены проблемы
образования (17%), демографии (16%), экономического кризиса и задержки с
выплатой зарплаты (по 14%). Ситуация в армии и национальная
безопасность волнуют по 10% опрошенных. Межнациональные отношения
беспокоят 8%, положение России в мире и отношения со странами СНГ – по
7%. Наименьшее беспокойство у наших сограждан вызывает проблема
экстремизма (5%).Сектор политического мониторингаОтдела по информационно-аналитической работе и проведению выборных кампаний ЦК КПРФ |