Доклад первого секретаря
Краснодарского краевого Комитета КПРФ, руководителя фракции КПРФ
Законодательного Собрания края Н.И.Осадчего на краевом собрании
Ассоциации коммунистов-депутатов в Краснодаре 25 апреля 2010 года
Товарищи!
Обсуждая наши партийные задачи по работе депутатского корпуса, нам
следует, прежде всего, исходить из точной оценки текущей
общественно-политической ситуации. Первое. В России утвердился и
пока сохраняется строй периферийного капитализма со всеми его
атрибутами. Это – экономическая и политическая зависимость от
капиталистического центра, от интересов транснациональных корпораций –
под сенью мифов об «экономическом росте» или о «преодолении
экономического кризиса». Это – повседневное наступление на социальные
права и интересы большинства граждан – под прикрытием завесы, –
например, в виде периодического повышения пенсий. Это – авторитарный
политический режим, прикрываемый рассуждениями о «суверенной демократии»
и якобы справедливыми и честными избирательными кампаниями. Это –
непрерывное административное и информационное давление на левую
оппозицию, порой переходящее в откровенный полицейский произвол. В
связи с этим наша задача – для всей партии в целом и в том числе –
для нашего депутатского корпуса – отстаивать, насколько возможно в
данных условиях, принципы демократии и народовластия, бороться за них. Второе.
Государственная власть продолжает свои капиталистические реформы в
экономике образовании, медицине, жилищно-коммунальной сфере. Постоянно
растут коммунальные тарифы, цены на бензин, на продукты питания. Таким
образом, наносится постоянный и ощутимый ущерб интересам пенсионеров,
ветеранов, инвалидов и других малообеспеченных и социально уязвимых
слоев и групп, чем достаточно откровенно власть все время открывает свое
подлинное классовое лицо. Наша задача – громко говорить о том, какое
это лицо. Срывать с него маски. И организовывать общественный протест,
почва для которого постепенно становится более благодатной, чем ранее.
Следующий момент. Для того чтобы укреплять авторитет партии в
обществе, мы должны активно, энергично и четко самоопределяться по
отношению к существующей власти, грамотно использовать самые
минимальные властные полномочия (которые нашим представителям удается
получить, завоевать), а также координировать позицию и работу депутатов,
выдвинутых или поддержанных партией. Нам нужен четкий ответ на
вопрос: что должны делать депутаты-коммунисты сегодня, в условиях
буржуазного государства и права, в условиях авторитарного режима, когда
законодательные и представительные органы практически полностью
превращены в придатки государственной бюрократической машины, в
парламентское прикрытие авторитарно-олигархического режима? Давайте
еще раз задумаемся: что приносит нам участие в нынешней парламентской
системе, в представительных органах местного самоуправления? Во-первых.
Участвуя в выборах и, в случае успеха, работая затем в органах власти,
мы расширяем свое политическое влияние в обществе, раскрываем платформу
КПРФ, ее цели и задачи. Приобретаем опыт жесткой политической борьбы и
тактической гибкости. Для Компартии неприемлема политическая
аморфность, депутат-коммунист не должен быть «соглашателем» и не имеет
права просто «поддакивать» сегодняшней местной и краевой исполнительной
власти, встроенной в «путинско-медведевскую вертикаль». Например,
депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания не поддерживают закон о
краевом бюджете, если речь идет о его сокращении за счет
социально-значимых целевых программ в области социального развития села,
газификации, медицины и образования. Так было, к примеру, в 2009 году,
когда финансирование этих статей уменьшили на 6 с лишним миллиардов
рублей. Так было и в текущем году, когда краевой бюджет практически
оказался на уровне двухлетней, докризисной давности. Аналогично
следует действовать в местных Советах – при рассмотрении местных
бюджетов, налогов, некоторых коммунальных тарифов. Такой опыт есть у
коммунистов-депутатов, например, Белореченска, Ейска и Тимашевска. По
подобным вопросам мы должны занимать принципиальную позицию. И должны
учиться давать ей четкое обоснование, доводить суть до населения. Во-вторых.
Если мы имеем мандаты в законодательно-представительных органах власти и
местного самоуправления, то тем самым мы приобретаем возможность
укрепления партийной структуры – в организационном, кадровом и
техническом обеспечении. Привлекаем новых людей к своей работе. Нет
депутатов – с нами меньше считается власть. Есть депутаты – иной
разговор. В-третьих. Наш депутатский корпус, когда он есть,
приобретает неоценимый опыт работы в органах власти и местного
самоуправления в современных условиях. Это – опыт организационный,
правовой, опыт взаимоотношений со средствами массовой информации, опыт
парламентского общения с представителями других политических партий,
опыт опоры депутатов на уличный протест и так далее. В-четвертых.
Имея депутатские полномочия, мы пытаемся решать социальные и
экономические проблемы наших земляков. Или хотя бы влиять на их решение. Свежий
пример. На последней сессии Законодательного Собрания Краснодарского
края при обсуждении законопроекта, касающегося отдыха и оздоровления
детей, депутат Г.Д.Шабунин по поручению фракции внес поправку:
компенсировать родителям не менее 50 процентов стоимости детской путевки
(первоначально было записано: не более 50 процентов), и это предложение
было единогласно поддержано всеми депутатами ЗСК. Наша фракция в
краевом парламенте всегда поддерживает законопроекты, которые на деле
могут улучшить жизнь людей труда, пенсионеров, инвалидов, детей.
Улучшить условия для отечественной промышленности и сельского хозяйства. Принцип
«чем хуже, – тем лучше» для нас неприемлем. Если будет происходить
обнищание, люмпенизация и деградация населения, то будет таять наша
социальная база, и, наоборот, будет нарастать возможность политической
манипуляции массовым сознанием со стороны правящих кругов, будут
усиливаться политические авантюристы и провокаторы. Однако ошибочна и
другая крайность: полное поглощение депутатов круговертью социальных
«малых дел». КПРФ – это не отдел МЧС, занятый работой по спасению людей
от тех бед и невзгод, которые государственная власть обрушивает на их
головы. Коммунисты обязаны, защищая права и интересы граждан, постоянно
раскрывать для них альтернативный социально-экономический курс,
предлагаемый нашей партией – нашу антикризисную Программу, суть
Обращения ЦК КПРФ «Путь России – вперед, к социализму!». Когда мы
помогаем решать конкретные социальные вопросы, то это работает на
политический авторитет КПРФ, усиливает наше влияние в обществе. Значительную
часть народа заставили адаптироваться к жестоким условиям жизни при
сегодняшнем общественном строе, свыкнуться с мифом о «наступлении
стабильности» и «общественном согласии». Нам приходится идти «против
течения», против всевозможных рейтингов Президента и губернатора, против
той радужной и бодрой картины жизни на Кубани, которую создают
послушные СМИ. Но это и есть одна из главных политических задач всех
структур КПРФ, включая депутатский корпус, – вести политическое
просвещение отупляемого властью народа, говорить правду о положении в
стране и в крае, в районе и городе. Давать людям азы политграмоты:
разъяснять, каковы сегодняшние законы, как разграничены полномочия и
функции уровней власти, ее различных органов и т. д. Эту задачу
можно решать как с помощью выступлений в средствах массовой информации,
так и во время встреч с избирателями. Например, за последний год
депутаты фракции КПРФ Законодательного Собрания края проехали с
коллективными отчетами уже в два десятка муниципальных районов и
городских округов. В большинстве наших встреч принимали участие
коммунисты-депутаты из органов местного самоуправления. (На следующей
неделе – продолжение этой практики в Гулькевичском и Кореновском
районах). Товарищи! Во всех без исключения
законодательно-представительных органах на территории Краснодарского
края депутаты-коммунисты находятся в меньшинстве. Максимум, что у нас
есть, – до 20-30 процентов мандатов в нескольких точках, то есть по 6-8
мандатов, – например, в Ейском, Крымском и Тимашевском горсоветах,
Староминском сельсовете, Вольненском Совете в Успенском районе, с марта
текущего года – в Армавирской городской Думе. Кому-то может показаться,
что при таком соотношении мы обречены на прозябание в местных Советах и
Думах, на роль статистов и «отважных героев очень маленького роста». Но в
действительности это не так. Если мы организованны и
дисциплинированны, если наша работа строится в постоянном взаимодействии
депутатов с первичными отделениями КПРФ, с местными партийными
Комитетами, то никакого прозябания быть не может. Наоборот, являясь
оппозицией, мы можем ставить и поднимать такие вопросы, которые никогда
не поставят депутаты от партии власти. (Вот уж кто является
статистами по отношению к администрации – так это абсолютное большинство
депутатов-«едросов». Что им вносит администрация – за то они молча и
голосуют, даже если и не очень согласны). Организованность и
дисциплина наших депутатов достигается созданием фракций в
представительно-законодательных органах власти и местного
самоуправления. Фракции должны обязательно быть созданы в каждом
Совете, где у нас есть хотя бы три депутата. Это – требование Устава
КПРФ. Это – единственный путь к успеху, к положительному политическому
результату. Когда фракция четко заявляет свою позицию и дружно
голосует, это не может не быть замеченным избирателями, и не может не
влиять на остальных депутатов представительного органа. К примеру, в ЗСК
у нас всего 6 депутатов, но когда наша позиция точно и обоснованно
выражена, – например, по отношению к федеральным законопроектам – вместе
с нами голосует еще до десяти депутатов и более. В любом случае
депутатов фракции, работающих как одна команда, уважают. С их позицией
считаются. Есть и такой вариант: блокирование по отдельным,
конкретным вопросам с беспартийными независимыми депутатами и даже с
представителями других политических партий. Такой опыт сейчас появился,
например, у фракции КПРФ в Совете Тимашевского городского поселения, где
шесть коммунистов в контакте с другими депутатами смогли навязать
партии власти свое решение кадрового вопроса – о председателе Совета. Далее.
Предположим, что в сельском или районном Совете у нас всего один-два
депутата. Как действовать им? Здесь только один вариант – тесная
связь с партийной организацией, которая выдвинула нашего товарища в
депутаты и помогала ему избираться. Коммунисты любой «первички» – это
жители конкретного населенного пункта, они живут так же, как большинство
сельчан или горожан. У них те же проблемы: цены, тарифы, налоги.
Находясь в постоянном общении со своей «первичкой», регулярно
отчитываясь в ней о своей работе, депутат тем самым уже имеет более или
менее точную информацию о настроениях своих земляков. Он знает, какие
нужно поднимать вопросы на сессиях, совещаниях, в СМИ. С другой
стороны. Сколько бы ни было наших представителей в местном Совете, их
будут уважать и слушать, если «первички» и партийные Комитеты подопрут
их своей внепарламентской активностью, общественным давлением на власть,
– например, пикетами, митингами, коллективными обращениями жителей,
сбором подписей и так далее. Особо следует оговорить роль
партийных Комитетов по отношению к коммунистам-депутатам и к фракциям.
Главное здесь определено Уставом КПРФ: как отдельные депутаты, так и
фракции работают под руководством партии. Но каков механизм этого
руководства, каковы его методы, параметры? Возьмем такой вопрос, как
подготовка фракции к сессиям. Безусловно, здесь обязательным является
сбор фракции накануне или хотя бы перед началом сессии, когда уже
известна повестка дня, и на руках имеются проекты нормативных актов.
Обсудили, выработали позицию, сделали поручение, кто по какому вопросу
выступает, проголосовали на фракции (если это нужно) и – вперед, на
сессию. В ряде случаев следует проводить расширенное заседание Бюро
райкома, горкома, а, может быть, и Пленум местного партийного Комитета.
Это необходимо тогда, когда в повестке сессии значится, например, вопрос
о принятии бюджета муниципального образования. Или кадровый вопрос. Или
какой-то местный налог, его ставки и льготы. Здесь решения Бюро
желательны и обязательны, фракцию в «свободное плавание» отпускать
нельзя. В то же время нужно уметь избежать другой крайности.
Депутаты-коммунисты обязаны выполнять решения партийных Комитетов или
бюро, в том числе и по вопросам депутатской деятельности. Такое
требование вполне соответствует ФЗ «О политических партиях» и нормам
Устава КПРФ. Но решения самих партийных органов должны быть при этом
обоснованными, хорошо рассчитанными с точки зрения возможных
последствий, и порой в меру гибкими. Партийное руководство должно быть
разумным и точным. Еще один момент. Депутаты-коммунисты должны
регулярно участвовать в работе выборных органов партии: местных
Комитетов и их Бюро, партконференций – независимо от того, сколько
депутатов-коммунистов есть в местном отделении КПРФ. Идеальный вариант, с
учетом численности наших депутатов, чтобы, как правило, все депутаты
входили в состав районного, городского Комитета партии, кто-то –
обязательно в состав Бюро райкома, горкома. Ведь, по идее, депутаты –
наиболее активные и подготовленные люди. А кадровый дефицит, как
известно, у нас есть везде. В свою очередь партийные секретари, не
являющиеся депутатами, должны добиваться права участвовать в сессиях
местных Советов, присутствовать на них, по возможности – выступать. Это
следует делать и в тех случаях, когда у нас вообще нет ни одного
депутата в Совете. Руководитель партийной организации обязан быть в
курсе того, что происходит в местном представительном органе. И
просвещать других. И еще. Требование Устава КПРФ и самой логики
партийной жизни – обязательные регулярные отчеты депутатов не только
перед избирателями, но и в своих партийных организациях. Это тоже
механизм партийной ответственности депутата, контроля партии за его
деятельностью, корректировка, помощь, подсказка, взаимный обмен
информацией и так далее. Товарищи! У нас в ряде партийных
организаций уже накопился определенный положительный опыт взаимодействия
с депутатским корпусом. Давайте обмениваться им, распространять его,
добиваться роста КПД депутатов и всего партийного актива, коммунистов и
беспартийных сторонников партии. Успеха всем нам в этом сложном, но
очень полезном деле!
|