(отклик на статью "Россия вперед" и Послание Федеральному Собранию от 12 ноября 2009)
Уважаемый, Дмитрий Анатольевич!
В данном письме я попытаюсь показать, что центр инновационного развития стремительно смещается в Китай (а в будущем и в Индию) и, что меры, предпринимаемые вами с целью диверсификации путей развития страны, с переориентацией на, преимущественно, инновационный путь развития не дадут эффекта без кардинального изменения парадигмы управления российским государством, без чего России уготована роль только лишь сырьевого придатка к Китаю и Индии.
Поскольку данный документ читают и россияне материал будет сопровождаться некоторыми пояснениями.
ГЛОБАЛЬНЫЙ КРИЗИС
Уже порядка 10 - 15 лет в мире последовательно развивается глобальный кризис, причины которого:
Глобализация - в первую очередь, в связи с выводом всего производства товаров народного потребления в Китай и третьи страны;
текущий и будущий рост спроса на сырье и энергоресурсы, а следовательно и цен на них;
и, как следствие, ничем и никем неограниченное применение производных финансовых инструментов
Об этом я пишу на всех форумах и в своих статьях последние 7-8 лет.
В результате сжатия денежной массы всех валют, в период с ноября 2008 по июль 2009, в мире было ограничено применение производных финансовых инструментов (деривативов), объем операций по которым в 2008 году достиг 500 триллионов долларов.
Тем не менее, как и следовало ожидать, устранение необходимости применения финансовых инструментов нисколько не влияет на причины глобального кризиса, который только усугубляется, вследствие, прежде всего, отсутствия производства народного потребления, практически, во всех развитых странах и России и продолжающегося роста спроса на сырье и энергоресурсы и, как следствие, уменьшения количества секторов занятости населения.,
Пояснение для россиян:
В результате вывода, в рамках парадигмы "Золотого миллиарда", производства товаров народного потребления в Китай и третьи страны в США и развитых Европейских странах, помимо стратегических отраслей, осталось, в основном, только производство услуг - банковских, медицинских, юридических.
Это произошло потому, что китайцы просто следовали основному закону бизнеса - "Устрани Посредника", последовательно вытесняя американцев и европейцев из своей страны и захватывая рынки сбыта в самих США и Европейских странах.
Действительно, зачем работать на американца, Смита, получая мизерную зарплату, когда можно купить идентичное оборудование, выпускать затем идентичные изделия и продавать их на территории США и Европейских государств самостоятельно без всяких посредников, присваивая всю прибыль себе!
При этом, в условиях развитых систем коммуникаций, китайцы и индусы все чаще и чаще вторгаются уже и в сферы услуг стран "Золотого миллиарда", выполняя те же самые работы за плату в 10 - 100 раз меньшую! Дошло до того, что Поднебесная, для подавления конкурентов в секторе автомобилестроения предполагает уже использовать и свою армию, с заработной платой в 50 - 60 раз меньше, чем в американских компаниях, в то время как General Motors, Ford и Daimler Chrysler тратят до $65 в час, в том числе на медицинское страхование. Т.е. китайцы, с целью подавления конкурентов используют государственный ресурс!
Потеряв производство в своих странах, а с ним и рабочие места американцы и европейцы вынуждены были сосредоточиться, преимущественно, на финансовых инструментах, эмитируя под них огромное количество ничем не обеспеченных долларов, что и привело к текущему финансовому кризису, который является лишь следствием глобального кризиса.
Приостановка механизма выпуска ничем не обеспеченных долларов лишь обнажила проблему занятости населения вследствие глобального кризиса. Прекращение с июля 2009 сжатия денежной массы основной валюты - доллара привело к росту цен на энергоносители, сырье и весь спектр товаров народного потребления, при отсутствии рабочих мест, которые "умные" капиталисты США и Европы перевели в Китай.
ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ЦЕНТРА ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ИЗ США И ЕВРОПЫ В КИТАЙ И ИНДИЮ
Как известно любой товар, появляющийся на рынке проходит, в основном, один и тот же цикл:
инновационный:
возникновение идеи, конкурирующей с другими идеями
програботка идеи до уровня представления для финансирования
составление бизнес - плана с точным расчетом сроков окупаемости проекта
финансирование проекта
производственный процесс
реализация изделий, с отслеживанием реакции покупателей по каналам обратной связи
по результатам реакции покупателей производится либо улучшение характеристик изделий, либо создание новых с возвратом к пункту 1.
Конечная цель цепочки 1-4 одна - реализация товара покупателю, в рамках соответствия предложения (товара) спросу покупателя.
В связи с развернувшейся на просторах Рунета увлекательной дискуссии об инновациях, я хотел бы вернуть ее участников к основному вопросу, ради чего собственно и нужны инновации - к соответствию характеристик предложенного товара спросу (или проще, рожденное в муках новшество должно продаваться и не в штучном количестве, а серийно). В противном случае, процесс производства будет прекращен, вследствие невозможности платить зарплату, закупать сырье и т.д., с вопросом в остатке - "А за что собственно говоря боролись?"
Основными характеристиками, определяющими спрос того или иного изделия является:
себестоимость изготовления изделия
качественные характеристики изделия.
При равных качественных характеристиках изделия выигрывает страна (компания) продукция которой дешевле. При равной стоимости сырья и энергии, продукция дешевле у того у кого наименьшая распределенная на одно изделие стоимость рабочей силы. А это Китай и третьи страны.
Соответственно, для обеспечения спроса своих товаров (тривиальной продажи) у России имеется только 2 пути:
уменьшение себестоимости изделия до величины меньше китайской
улучшение качественных характеристик изделия
Уменьшение себестоимости изделий до величины меньше китайской
Уменьшение себестоимости изделия возможно только путем уменьшения накладных расходов при изготовлении продукта, а это уменьшение стоимости рабочей силы - зарплаты россиян (ничего себе перспектива), либо уменьшение энергозатрат и стоимости сырья (как финансист я мог бы упомянуть и множество других расходов).
Уменьшение зарплаты россиян до уровня китайских рабочих, на практике, трудно представить - в пределе это может быть использование в качестве рабочей силы армии.
Также трудно представить и перевод россиянами всего производства в Багладеш - в этом случае самим россиянам ввиду отсутствия производства всем придется переквалифицироваться в бизнесменов, с эксплуатацией исключительно бедных африканцев - новый "золотой стомиллионник", но в России.
И уже представляется развернувшаяся в мире конкуренция за африканскую рабочую силу, что по законам рынка приведет к увеличению средней зарплаты по всему Африканскому континенту, однако и до этого, неожиданно для всех станет ясно, что прибыли от продажи одинакового количества изделий изготовленных в Багладеш будет достаточно для китайских бизнесменов чего не скажешь о россиянах.
В итоге конкурировать с Китаем окажется возможным лишь при использовании армии, в качестве рабочей силы, что вовсе не является фантастическим сюжетом (см. пример приведенный ранее). Тем не менее, и в этом случае на прилавках, возможно, окажется в 10 раз больше товаров китайских, нежели российских, в силу того, что их (китайцев) просто числом больше. Я уж не говорю, что этот сюжет очень похож на трудовые лагеря 30-х годов.
Улучшение качественных характеристик изделий
Как известно, "умные" капиталисты Запада напрочь забыли основной закон бизнеса - "Обойди Посредника".
В случае России посредники - это российские предприятия, долженствующие производить новую продукцию, будут элементарно обойдены китайцами и не только ими путем простого копирования образца чем собственно говоря и занимались предприятия СССР все 70 лет Советской власти, кстати при количестве высокограмотных инженеров много больше чем сейчас.
Это настолько тривиальная истина, что о ней можно было бы и не упоминать вовсе, если бы россияне не делали и второй ошибки, обсуждая идеи в Интернете (!). Дело в том, что в изобретательстве идея - это собственно говоря 90% новации. Именно поэтому изобретателей и генераторов идей еденицы в любом обществе. Обсуждая новые идеи на Интернете изобретатели бесплатно отдают их в чужие руки, вполне возможно в другую страну.
Суммарно, все вышесказанное означает, что сохранение в тайне технологии достижения новых качественных характеристик изделий - УТОПИЯ!
И уж совершенно мне непонятно какое отношение к уменьшению себестоимости производимой продукции и решению проблемы "Обойди посредника" - копирования образцов и идей имеет различного рода инфраструктура - футурополюсы и прочая билиберда, напоминающая уменьшенную копию Зеленограда и закрытых зон.
Перемещение центра инновационного развития из США и Европы в Китай и Индию.
Давайте еще раз рассмотрим цепочку от идеи до продажи товара:
инновационный процесс:
возникновение идеи, конкурирующей с другими идеми
програботка идеи до уровня представления для финансирования
составление бизнес - плана с точным расчетом сроков окупаемости проекта
финансирование проекта
производственный процесс
реализация с отслеживанием реакции покупателей по каналам обратной связи
по результатам реакции покупателей производится либо улучшение характеристик изделия либо создание новых с возвратом к пункту 1.
Хорошо видно, что и инновационный и производственный процесс имеют смысл лишь при условии, в конечном итоге, реализации товара, который по себестоимости меньше китайского.
Мало того, дополнительными условиями успешности инновационного процесса являются каналы обратной связи изготовителя продукции с покупателями, без чего невозможна оперативная работа по улучшению характеристик изделия и по созданию новых.
Позиционируясь, в настоящее время, в качестве глобальных китайские производителей товаров народного потребления получают по каналам обратной связи информацию о необходимости улучшения характеристик изделия в ту или другую сторону оперативно реагируя соответствующим образом либо на улучшение качественных характеристик продукта, либо на разработку новых продуктов, соответствующих новым потребностям рынка.
А это ставит китайцев в привелегированное положении и в области инноваций тоже с тенденциями перемещения центра инноваций из США и Европы в Китай!
БЕСПОЛЕЗНОСТЬ ТОЛЬКО АДМИНИСТРАТИВНЫХ МЕР ПО ДИВЕРСИФИКАЦИИ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ РОССИИ
Руководству России, как и других стран тоже необходимо понять, что при уже имеющих место вызовах и тенденциях противостоять им можно только путем изменения парадигмы управления страной. Время дилетантов ушло в прошлое - разрешить эту основную задачу современности может только симбиоз профессионалов - бизнесменов, производственников и ученых.
На новом витке истории для России основным должен стать немного перефразированный старый еще лозунг:
КАДРЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ - РЕШАЮТ ВСЕ!
В заключение хотел бы отметить, что неприятие комплексных мер, с целью преобразования России в индустриальную страну, а только их декларирование в короткие, по историческим меркам, сроки превратит Россию в сырьевой придаток как Китая, так и Европы!
http://www.world-anti-crisis.com
|