Уважаемые товарищи! Депутатская фракция КПРФ является
частью общепартийного организма, и потому вся ее деятельность должна
быть подчинена программным целям КПРФ, Уставу партии, реализации текущих
политических задач, стоящих перед коммунистами России и Кубани. В связи
с этим работа фракции, в состав которой входило, как и ранее, 6
депутатов (В.Г.Косенко, И.И.Мельников, Н.И.Осадчий, П.В.Соколенко,
Г.Д.Шабунин, Д.Р.Шишов) строилась в следующих основных направлениях:
- законотворчество, парламентская деятельность;
- работа с избирателями;
- участие в жизни краевого отделения КПРФ и местных отделений партии;
- развитие и укрепление депутатской вертикали КПРФ.
Последовательно – по каждому их этих направлений.
Раздел 1. Работа в парламенте
Работа депутатов фракции КПРФ в стенах краевого
парламента протекала в рамках Комитетов ЗСК, на рабочих группах, на
парламентских слушаниях, а также на пленарных заседаниях (сессиях)
Законодательного Собрания Краснодарского края. Мы, как известно,
находимся в явном меньшинстве, но стремимся к тому, чтобы наш голос по
всем принципиальным вопросам был слышен.
Один из ключевых, можно сказать, «контрольных», пунктов – это закон о краевом бюджете. В течение прошлого года фракции приходилось определять свою позицию и по отношению к бюджету 2010, и к бюджету 2011 года.
Еще в конце 2009 года, консолидировано проголосовав
«против» принятия бюджета 2010 года, мы в дальнейшем подходили к нему
следующим образом. Если администрацией предлагались изменения,
направленные на рост доходов бюджета и увеличение финансирования
социальных расходов, краевых целевых программ в области социального
развития села, поддержки сельского хозяйства, образования, медицины,
культуры, спорта, то мы голосовали «за» такие изменения и дополнения в
бюджет. Если же речь шла о пересмотре бюджета в плане направления
средств каким-то финансовым структурам или, например, «посредникам» в
олимпийском проекте – типа ОАО «Омега», то такие изменения нашей
поддержки не получали.
Вопросы, связанные с увеличением бюджетных расходов
на эти отрасли, на соответствующие целевые программы, наша фракция
ставила регулярно, в течение всего 2010 года. И кое-что удавалось
сдвигать. Например, по программе газификации Краснодарского края: в
момент разработки бюджета было заложено 50 миллионов рублей, при
утверждении бюджета – 218, а к концу года, благодаря настойчивым
напоминаниям депутатов нашей фракции, особенно И.И.Мельникова,
работающего в профильном Комитете (по вопросам ТЭКа), объем средств на
газификацию составлял уже 447 миллионов.
Что касается краевого бюджета на 2011 год, то наша
фракция проголосовала «против» этого закона, рассмотренного в конце
прошлого года. Нами был выдвинут и публично озвучен ряд возражений.
Во-первых, краевой бюджет чрезмерно зависим от поступлений из
федерального центра, от его «доброй воли», примерно на четверть своих
доходов, или на 30 млрд. рублей. Во-вторых, значительно возросла доля
расходов краевого бюджета, направляемых на «олимпийский проект»,
примерно 22 процента, или почти 27 млрд. рублей. Тем самым серьезно
ограничивается финансирование социально-значимых программ, связанных с
развитием села, газификацией края, поддержкой образования,
здравоохранения и культуры. Вплоть до того, что даже на некоторые
утвержденные программы, в бюджете отводится очень маленький процент от
плана, либо вообще стоит «ноль».
Так же четко была обозначена принципиальная позиция
фракции по отчету администрации края за 2009 год, когда мы на сессии
заявили, что кризис – кризисом, но это не дает оснований резать
социально-значимые задачи и одновременно тратить средства и силы на
проект «Азов-Сити» или давать деньги банкам.
Бурно прошел отчет Контрольно-счетной палаты. В нем
отмечались, например, значительные финансовые нарушения в деятельности
департамента молодежной политики: некоторыми «избранными»
предпринимателями, заключившими суммарно более сотни контрактов с
департаментом и подведомственными ему государственными учреждениями,
были обналичены десятки миллионов рублей. В связи с этим депутаты нашей
фракции поставили вопрос об ответственности виновных, привлечении
внимания правоохранительных органов и о необходимости возмещения ущерба.
Очень острая тема – приватизация государственной краевой собственности.
Фракция резко выступила против продажи пансионата родителей с детьми
«Голубые дали» в Геленджике, а также против приватизации Ангелинского
элеватора и Анапского ДРСУ. Переход этих объектов в частную
собственность удалось затормозить.
Далее. В течение года неоднократно депутатами фракции вносились поправки
в проекты ряда краевых законов. Если закон «О государственно-частном
партнерстве» или методику расчета потребительской корзины и прожиточного
минимума изменить не удалось, то в некоторых других случаях наши
поправки оказались результативными. Так, например, было сохранено
приоритетное право многодетных семей на выделение земельного участка.
Гарантирована компенсация родителям за путевки по оздоровлению детей в
размере не менее 50 процентов от стоимости. Сохранена и продолжена
целевая программа «Кадры для сельского здравоохранения». Вновь
разработана и утверждена целевая программа поддержки сельских клубных
учреждений.
По нашей инициативе было принято Постановление
Законодательного Собрания о предоставлении помещений, находящихся в
краевой государственной собственности, региональным отделениям
парламентских политических партий, включая КПРФ.
Депутаты фракции обращались в прокуратуру края, в
краевое управление по охране памятников и культурного наследия, и в
Росохранкультуру по вопросу о незаконном демонтаже памятника В.И.Ленину в
Кореновске, поднимали эту тему на сессии Законодательного Собрания в
ходе отчета главы муниципального образования Кореновский район,
встречались с руководством района на месте. (Параллельно активные
действия шли от депутата Госдумы С.П.Обухова). Оценка всех указанных
структур, за исключением муниципальной власти, совпадает с нашей. Однако
местная администрация по-прежнему тянет с восстановлением памятника на
прежнем месте.
Депутаты фракции занимали активную позицию в отношении рассматриваемых в краевом парламенте проектов федеральных законов.
Мы поддерживали законодательные инициативы, идущие от фракции КПРФ в
Государственной Думе: например, о внедрении пропорциональной системы
выборов, о создании механизма парламентского контроля, об установлении
дифференцированной (прогрессивной) шкалы налогообложения по налогу на
доходы физических лиц. Одновременно выступали и голосовали против одобрения антинародных законов
– таких, как ФЗ-83 «Об изменении правового статуса бюджетных
государственных и муниципальных учреждений», закон «О полиции» и других.
В среднем за наши предложения голосовало по 10-15 депутатов
Законодательного Собрания, максимально – примерно до трех десятков
голосов (для принятия решения нужно минимум 36).
Еще одна форма парламентской деятельности – участие в парламентских слушаниях и «круглых столах»,
в том числе – в Государственной Думе (по линии думской фракции КПРФ).
Г.Д.Шабунин принимал участие в мероприятии по вопросу о законодательном
обеспечении безопасности жизни и труда граждан, а мне довелось
участвовать в слушаниях на тему: «Две концепции закона об образовании».
Раздел 2. Работа с избирателями
В течение 2010 года депутаты нашей фракции – по линии
Фонда софинансирования социальных расходов – оказали конкретную помощь
ряду муниципальных образований: Белоглинскому, Ейскому, Каневскому,
Лабинскому, Новопокровскому районам, городам Краснодар и Новороссийск.
Всего – на сумму 27 млн. рублей.
Основная часть средств была направлена на нужды образования и здравоохранения.
Деньги на ремонт, оборудование, оснащение получили школы, детские сады,
дома и центры детского творчества, детско-юношеские спортивные школы,
поликлиники, участковые и районные больницы – около 20 млн. рублей.
Ремонт дорог, коммунальных сетей, благоустройство – около 5 миллионов.
Ремонт и оснащение домов культуры, оснащение библиотек – примерно 2 миллиона рублей.
Депутаты фракции регулярно вели прием граждан,
работали с их обращениями – причем не только в Краснодаре, но и по
территории края, выезжая в муниципальные образования. Поступавшие
письма, жалобы, устные заявления касались земельных вопросов,
медицинской помощи, доступности лекарств, трудоустройства, судебной
несправедливости и многих-многих других тем.
Вот несколько примеров результативного решения вопросов, с которыми обращались к депутатам фракции жители края.
Депутат Г.Д.Шабунин оказал помощь в пересчете пенсий
нескольким жителям Краснодара и Лабинска, а жителю станицы Вознесенской
Лабинского района – в получении земельного участка под жилищное
строительство. Группе граждан, ведущих личное подсобное хозяйство в
сельской местности, депутат помог в справедливом пересмотре
налогообложения.
Депутат И.И.Мельников, реагируя на обращение группы
участников войны и ветеранов военной службы из Краснодара, добился
подведения кабеля к новым домам на улице Кореновской, где электричества
не было несколько лет. Сейчас там же положительно решается и вопрос об
уличном освещении.
Депутат В.Г.Косенко в течение года оказал медико-социальную помощь примерно тремстам жителям нашего края.
Большое значение для всей нашей работы имели коллективные отчеты фракции,
встречи с избирателями в районах и городах. Мы продолжили практику,
начатую в 2009 году. За прошлый год совместно с местными Комитетами КПРФ
были организованы коллективные отчеты в следующих муниципальных
образованиях: в Абинском районе – 3 встречи, в Динском – 3 встречи, в
Туапсе – 2, в Гулькевичском районе – 2, в Апшеронском – 2, в станице
Ленинградской – 2, в станице Тбилисской – 2, в Ейске, Кореновске,
Горячем Ключе, Лабинске, Краснодаре, Курганинске, в Красноармейском и
Северском районах – по одной.
Такие поездки и встречи – это очень хороший
информационный и политический повод для общественного резонанса, и
местным партийным Комитетам необходимо максимально использовать его для
укрепления своих позиций. К сожалению, это не всем удалось в полной
мере.
Всего за 2010 год проведено 24 коллективных отчета в
15 муниципальных образованиях. На них присутствовало суммарно до трех
тысяч жителей, распространялась агитпродукция. Кроме того, И.И.Мельников
в Анапе и В.Г.Косенко в Краснодаре провели индивидуальные встречи с
гражданами – примерно полтора десятка.
Что для нас особенно важно, так это то, что несколько
коллективных встреч и бесед были проведены на предприятиях, в трудовых
коллективах: ОАО «Динсксахар», Морской порт в Туапсе, в Апшеронске на
заводе по производству паркета, на Тбилисском сахарном заводе. Этот
опыт, конечно, необходимо наращивать.
В составе группы представителей руководства ЦК КПРФ,
депутатов Государственной Думы и коллег-соратников из двух региональных
парламентов (Ростовской области и Северной Осетии) депутаты нашей
фракции выезжали в станицу Кущевскую, где прошли встречи с активом
районного отделения КПРФ и с руководством Кущевского района. По итогам
поездки выработано решение Бюро крайкома и утвержден план мероприятий по
усилению влияния Кущевского районного отделения КПРФ на ситуацию в
районе.
Еще один фрагмент нашей работы. Депутаты фракции, в
частности, П.В.Соколенко, в течение года помогали непартийным
общественным объединениям: это – краснодарский клуб «Авто-ретро»,
некоторые молодежные военно-спортивные организации. На средства,
выделенные депутатами, была издана брошюра «Битва за небо» – о
расследованиях краевой поисковой организацией «Набат» судеб советских
летчиков, сбитых в ходе воздушных боев над Кубанью в 1942-43 годах.
Раздел 3. Взаимодействие с партийными структурами. Развитие депутатской вертикали
Начнем с того, что пять (из шести) депутатов нашей
фракции были и остаются членами выборных партийных органов, в том числе –
краевого Комитета КПРФ и его Бюро. Поэтому все депутаты-коммунисты,
можно сказать, жили жизнью, регулярно участвовали в работе местных
отделений КПРФ, в заседаниях, Пленумах и конференциях, в собраниях
первичных отделений партии, в зональных совещаниях актива КПРФ.
Все депутаты принимали участие в
массово-политических, публичных мероприятиях, проводимых местными
отделениями КПРФ, краевым Комитетом, а именно: в шествиях и митингах – 1
мая и 7 ноября, 4 октября и 23 февраля, в День Победы, в Эстафете
Победы. Депутаты были постоянными участниками и ораторами на акциях
общественного протеста – в Краснодаре и на местах, в Лабинске, Анапе,
Новороссийске. Группа депутатов фракции участвовала весной в «красном
десанте» в защиту памятника Ленину в Кореновске, а осенью – в
торжественной церемонии открытия нового памятника Ленину в поселке
Афипском Северского района.
Депутаты фракции не оставались в стороне от
материальных нужд партийных организаций. Ряду местных отделений была
оказана конкретная помощь. Это – Краснодар, Анапа, Лабинск и некоторые
другие.
Депутаты фракции, работающие в Законодательном
Собрании Краснодарского края на постоянной профессиональной основе,
выполняли решение Центрального Комитета КПРФ и Бюро крайкома партии о
«партийном максимуме».
Одним из направлений нашей работы было развитие депутатской вертикали.
Депутаты фракции участвовали в подготовке и проведении апрельского
общего собрания краевой Ассоциации коммунистов-депутатов всех уровней.
Мы работаем в составе сформированного Координационного Совета этой
Ассоциации.
Постоянно осуществлялось практическое взаимодействие с
депутатами представительных органов местного самоуправления и
депутатами Государственной Думы. Это – обмен информацией, консультации,
методические советы, совместные встречи с избирателями.
Деятельность депутатов фракции, выступления на
сессиях ЗСК, поездки в районы, встречи – все это находило свое отражение
в средствах массовой информации. Главным образом, – в «Советской
Кубани» и в Интернете, – причем как на сайтах Центрального Комитета и
краевого отделения КПРФ, так и в непартийных Интернет-ресурсах, в том
числе – регулярно на официальном сайте Законодательного Собрания края.
Информация о наших коллективных отчетах и встречах с избирателями появлялась в местной печати и на муниципальном телевидении.
Также в краевых непартийных СМИ (на ТВ и в газетах) прошел ряд статей и интервью депутатов В.Г.Косенко и И.И.Мельникова.
В целом в наших отношениях со СМИ есть резервы:
например, необходимо шире освоить и чаще практиковать такую форму
работы, как пресс-конференции. Определенные возможности нам
предоставляет краевой закон о равном доступе парламентских партий в
краевые государственные СМИ. Этот закон вступил в силу с 1 января 2011
года, формально полномочия по контролю за его реализацией лежат на
избирательной комиссии Краснодарского края. Но сам по себе закон
работать не будет, нам надо будет отслеживать, как он действует, и
добиваться строгого выполнения его положений.
И последнее. Как того требует Устав нашей партии,
вопросы деятельности фракции в парламенте, итоги коллективных отчетов,
другие моменты регулярно звучали на заседаниях Бюро крайкома. Здесь шел
заинтересованный разговор о методах и формах роста влияния депутатов,
вносились конкретные предложения по повышению эффективности их работы.
Товарищи! Впереди у нас – серьезные политические
кампании, федеральные выборы 2011-2012 годов. От имени всех депутатов
фракции хочу выразить надежду на то, что сегодняшний отчет, как и
предыдущие отчеты, послужит хорошим импульсом в наших общих делах в
интересах партии, на благо народа!