Владимир Путин, оказывается, удивлен вынесенным Алексею Навальному приговором. Прилетев на Селигер на гидросамолете (удивительно, что не на Коньке-горбунке) и приземлившись прямо на зеркальную гладь озера, герой российского эпоса материализовался и побеседовал со специально обученными молодыми россиянами.
Один из этих россиян поинтересовался у Путина, «положа руку на сердце», не является ли Навальный его (Путина) проектом?
Ответ был достоин эпического героя: «Каждый конкретный человек если и чей-то проект, то родителей», - все-таки, молодцы президентские спичрайторы. Ни «да», ни «нет», но при этом какая многозначительность! А тут еще и разговор о чрезмерно строгом приговоре, и намек на целесообразность условного наказания.
Отменный повод вновь затянуть хором заунывные песни о том, что Навальный не настоящий либерал, не настоящий националист и вообще – агент всех спецслужб.
А если при этом еще и выпить от души коньячку, то сами по себе могут навернуться на глаза слезы праведного негодования: «Загубили протест, сволочи, загубили».
Увы, сегодня мой хриплый голос не сольется с голосами радетелей чистоты оппозиционных одежд.
Да и вообще, моя песня совсем не о Навальном. Равно как и не о Путине.
Она о загадке власти.
Помните «Тень» Шварца? Ученый и его тень, кто из них существует на самом деле?
Они постоянно меняются местами, кажется, Тень вырвалась вперед, вот она уже на троне, но стоит только произнести вслух: «Тень, знай свое место», как реальность возвращается.
Власть и оппозиция – «хозяин» и «тень», все зависит от того, кто из них существует на самом деле?
Ответ, на первый взгляд, очевиден: конечно же – Власть. Вот она, во всеоружии ОМОНовской экипировки, в зловещем шелесте судейских мантий, в безнадежном грохоте запираемых тюремных камер…
Но давайте присмотримся повнимательней.
Люди нашего поколения помнят, конечно, февральский пленум ЦК КПСС 1988 года, на котором Борис Ельцин был с позором освобожден от обязанностей кандидата в члены Политбюро. Как он переживал свою опалу: говорят, незадолго до этого предпринял попытку самоубийства, воткнув себе в грудь ножницы.
Казалось, это был конец его карьеры, на самом деле, только начало.
А самовластный Горбачев (которого Ельцин критиковал за «культ личности»), торжествуя очередную номенклатурную победу, даже помыслить не мог, что через три с небольшим года этот самый «свердловский мужлан» выкинет его из Кремля, как нашкодившего котенка.
А ведь уже тогда дальновидные люди понимали, что «Горби» растит своего политического могильщика. Фокус в том, что Горбачев не сумел полностью вычеркнуть Ельцина из политики, а лишь создал ему репутацию «гонимого за правду».
Иные «конспирологи» до сих пор утверждают, что Горбачев сознательно раскручивал Ельцина. Видели бы они, как передергивается лицо у Михаила Сергеевича, когда он слышит ненавистную фамилию.
Только очень далекий от власти человек может всерьез полагать, что Глава государства полностью свободен в своих действиях. На самом деле, абсолютная власть – это абсолютная зависимость от окружения. Вспомните, как Ельцин уходил в отставку (по словам телеоператоров, снимавших его обращение, по лицу Бориса Николаевича текли слезы). Добровольное решение? Ой ли.
Горбачев и Ельцин – классическая рокировка «Хозяина» и «Тени».
И недаром Навального все время сравнивают с Ельциным.
Дело, разумеется, не в росте и чертах лица. И не в мистическом созвучии мест рождения. Дело в том, что власть назначает его своим могильщиком.
Убежден, что кремлевские «умники», придумавшие многоходовую комбинацию с московскими выборами, до сих пор считают, что развели оппозицию, как лохов.
Еще бы, взять и руками самих оппозиционеров легитимировать безнадежно скомпрометированную избирательную систему РФ. Да еще и утереть всем нос, показав, как популярен путинский назначенец Собянин.
Но проблема власти в том, что она уже почти не отбрасывает тень.
В Москве полным ходом идет избирательная кампания по выборам мэра. Посмотрим, вокруг каких проблем она вращается. По моим наблюдениям, обсуждается в основном две темы: Навальный и мигранты. Причем тема мигрантов совершенно очевидным образом связана с оппозицией.
Вспомните, еще совсем недавно власти всех уровней непрерывно трендели про Евразийский союз и интеграцию. А оппозиция (точнее, ее значительная часть) требовала ввести визовый режим.
Визового режима нет (пока), но "зачистка" в Москве уже идет. Но самое главное не в этом: а где кандидат Собянин? Какая у него программа, с какими новыми идеями он идет к горожанам? Рядовой избиратель может ответить на эти вопросы?
А я могу.
Собянин – это отсутствие значимых перемен.
Собянин – это не Навальный.
Собянин – это не оппозиция.
В Москве власть ушла в глухую оборону.
На федеральном уровне ситуация развивается в том же направлении: про модернизацию давно забыли, антикоррупционная тема близка к исчерпанию, все крупные щуки выловлены Путиным.
Последняя надежда – американский империализм.
Официальный агитпроп даже не скрывает, что грандиозное шоу под названием «Сноуден» понадобилось Кремлю исключительно для того, чтобы продемонстрировать свою якобы «суверенность». Хотя после дикой истерики, вызванной законом Магнитского, даже слепым стало понятно, что «солнечное сплетение» российской элиты находится за рубежом.
Именно поэтому так востребованы сегодня неистовые патриотические пляски.
Нынешняя российская власть, чтобы доказать реальность своего существования, вынуждена твердить, как заклинание: МЫ НЕ АМЕРИКА.
Но и этой благодатной темы, судя по всему, уже не достаточно.
Все чаще и чаще господин Песков, а теперь и сам Путин вынуждены говорить о Навальном.
Полтора года назад Путин утверждал, что разговаривать-то в оппозиции не с кем, одни контрацептивы.
Теперь обнаружилось, что есть борцы с коррупцией. Не удивлюсь, если завтра выяснится, что ПУТИН – это всего лишь НЕ НАВАЛЬНЫЙ.
На этом карьеру Владимира Владимировича можно будет считать законченной.
Заметьте, я вовсе не утверждаю, что Алексей Навальный победит на предстоящих выборах мэра Москвы, а уж тем более, не заглядываю на следующие президентские выборы.
Не столько Навальный побеждает, сколько власть проигрывает.
Мало показать пустоту нынешней политической элиты, обществу должна быть предложена убедительная альтернатива.
Принцип «от противного»: они - жулики и воры, мы – борцы с коррупцией, они – творят беззаконие, мы – восстановим справедливость, конечно работает.
Но для того, чтобы завоевать доверие многократно обманутого народа, боюсь, этого будет недостаточно.
Нужна новая русская мечта - яркий и доступный образ будущей России, настолько привлекательный, что сможет поднять с диванов миллионы скептиков.
А создать такой образ – большая и серьезная коллективная работы, которая не под силу никакому лидеру.
Эту работу начал, было, Координационный Совет оппозиции, но, к сожалению, забросил, поддавшись унынию, вызванного спадом протестного движения.
А сейчас и вовсе не до того – основные силы брошены на проходящие в регионах выборы.
Под вопросом и само будущее КСО, уже понятно, что в назначенный срок выборы нового состава не состоятся.
А, между тем, коллективный координирующий орган нужен сегодня оппозиции, как никогда раньше. Именно, коллективный орган, а не только «коллективный Навальный».
Потому, что путинский режим будет существовать ровно до тех пор, пока объединенная в масштабах всей страны оппозиция не скажет ему: "Тень знай своё место".
|