Доклад первого секретаря крайкома КПРФ Н.И.Осадчего на краевой партконференции 20 июня 2015 года
Уважаемые товарищи! Мы с вами находимся на пороге большой политической кампании, охватывающей все уровни политической системы.
По сути дела, эта кампания уже началась. В Краснодарском крае в апреле произошла смена руководства, перед кубанцами предстал посланный центром врио губернатора – В.И.Кондратьев. На сессии Законодательного Собрания официально дан старт выборам главы краевой администрации.
В районах и городах на территории Краснодарского края развернулся процесс назначения выборов – депутатов представительных органов местного самоуправления. Они, как и губернаторские выборы, как известно, состоятся в Единый день голосования 13 сентября. При этом население теперь лишено права избирать глав муниципальных районов и городских округов.
На российском уровне практически уже началась кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Это проявляется в стремлении партии власти перенести срок думских выборов – с декабря на сентябрь следующего года. Мы уже много раз говорили о том, что голосовать в начале осени, а значит проводить собственно кампанию в летний период – это имитация выборов.
Особенно нагляден данный вывод для Краснодарского края. Июль и август – это время самых интенсивных сельхозработ, а также время наибольшего напряжения в санаторно-курортной сфере края. Таким образом, все, кто занят в аграрном секторе, и кто проживает на Азово-Черноморском побережье, кто стремится как можно больше заработать в летний сезон, практически выключены из сферы политической агитации – и как ее субъекты, и как объекты. Добавим сюда тех, кто отправляется в этот период в отпуска. В итоге количество избирателей, которые придут к урнам, сводится до минимума, и еще меньше тех, кто свой выбор будет делать осознанно, то есть внимательно ознакомившись с программами кандидатов и партий.
Словом, тысячу раз прав лидер нашей партии Г.А.Зюганов, когда называет такие выборы профанацией.
Разумеется, партия власти все это прекрасно понимает, все это видит. Ей такой способ проведения выборов выгоден, – потому что, применив даже по минимуму административный ресурс, она уже может получить нужный для себя результат.
В противоположность этому наша главная задача – как можно больше привлечь внимание избирателей к кампании, к тому, что говорят кандидаты, что они предлагают, то есть к программам. Наша задача – заинтересовать избирателей, убедить их в необходимости участия в выборах и максимально привести на избирательные участки в день голосования, вопреки всем уловкам партии власти. И, разумеется, защитить наши результаты от фальсификаций.
Для решения этой большой задачи необходимо сделать следующее.
Первое. Выдвинуть своего кандидата на должность главы администрации Краснодарского края и – по максимуму – кандидатов на муниципальных выборах. (На данный момент предполагается выдвижение до 500 наших кандидатов). Мы должны обеспечить их регистрацию в соответствующих избирательных комиссиях. Для кандидата на должность главы администрации края особое значение имеет задачасбора подписей действующих депутатов и глав муниципальных образований – с целью преодоления так называемого муниципального фильтра.
Второе. Всеми силами партийных организаций, с участием наших сторонников, с момента выдвижения активно проводить широкую агитационную, массово-политическую работу – в поддержку всех наших кандидатов и КПРФ в целом. Нашим кандидатам следует провести как можно больше встреч с избирателями, делая упор на общение лицом к лицу, используя принцип «от двери у двери».
Третье. Все наши кандидаты должны понимать, что они представляют не только себя лично, но и политическую партию, имеющую вековой исторический опыт борьбы за общество социальной справедливости и народовластия, за социализм – опыт побед и неудач, опыт работы во власти и опыт последних двадцати пяти лет оппозиции. В связи с этим очень важно, с чем мы пойдем к избирателям, с какой программой.
Четвертое. Одновременно с массовой идейно-теоретической и пропагандистской работой мы должны осуществить сложные и целенаправленные организационные действия. Это – формирование корпуса наших наблюдателей и контролеров, привлечение к этой работе всех, кто хочет справедливых и честных выборов. Обязательно обучение этой категории активистов, обеспечение их всем необходимым – методическими рекомендациями, извлечениями из законодательства, формами документов и так далее.
***
А теперь – об основных положениях предлагаемой нами предвыборной программы.
Мы идем на выборы, прежде всего, с общепартийной программой, в которой дана объективная оценка обстановки в стране и предложены конкретные пути выхода из тупика, в который за четверть века народ заведен горе-реформаторами.
Нам навязаны частная собственность в базовых отраслях экономики и бесчеловечные рыночные законы, и потому экономический рост, даже если он происходит, приносит гигантские прибыли не более чем одному проценту населения.
Коммунисты всегда выступали и выступают против рыночного хаоса и диктатуры капитала, против ликвидации социальных приоритетов развития, против сокращения социально-значимых программ и против роста бедности, против деградации культуры и образования.
Мы считаем, что социально-экономическое развитие Краснодарского края характеризуется нарастанием противоречий, вызванных именно либерально-рыночным, капиталистическим курсом. Мы с вами постоянно говорили об этом нашим землякам на всех наших публичных мероприятиях, на улицах и площадях – в ходе акций протеста. Мы постоянно давали свою оценку развитию края и излагали свою позицию на сессиях Законодательного Собрания и в местных Советах, и все последние годы мы голосовали против принятия законов о краевом бюджете.
За годы так называемых «реформ» в Краснодарском крае ликвидированы десятки крупных промышленных предприятий – машиностроительных, станкостроительных, судоремонтных, текстильных и других, а на их месте возникли офисы, торгово-развлекательные центры и терминалы, через которые из России вывозится ее национальное богатство.
Высокие урожаи зерновых на Кубани не делают тружеников-селян богаче, так как основные доходы получают лишь отдельные кланы. Десятки миллиардов рублей, вращающихся в приморских, курортно-портовых зонах края, также присваиваются немногими группировками и лицами. Продолжается передел земельной и иной собственности.
Партия власти установила несправедливые межбюджетные отношения: почти две трети доходов, создаваемых трудом жителей края, оказываются в федеральном центре, в распоряжении российских чиновников, что позволяет им держать региональную власть «на коротком поводке». Все время растут коммунальные тарифы и цены на продукты первой необходимости – хлеб, мясо, молоко. Поэтому уделом многих кубанцев, как и жителей других регионов России, остается жизнь на грани бедности.
Проведение зимних Олимпийских игр в Сочи придало некоторую динамику Черноморскому побережью, временно нарастило объемы в строительном комплексе, однако все это уже позади, а государственный долг края в начале текущего года достиг 140 миллиардов рублей. Перекос управления в сторону «мегапроектов» (Олимпиада, Формула-1, Азов-сити) сказался на развитии собственной производственной базы края, его производительных сил. Чтобы пересчитать новые производственные мощности, созданные в крае за последние годы, хватит пальцев одной руки.
Налицо серьезный кризис в животноводстве: с лица земли исчезли сотни ферм, поголовье КРС и дойного стада сегодня почти в три раза ниже, а объемы производства молока и мяса – на 40 процентов ниже, чем в советское время. И при этом продолжается экспорт зерна.
В сложном положении находится социальная инфраструктура села и городское жилищно-коммунальное хозяйство. Количество и качество воды много лет ждет улучшения, а водопроводы переданы в концессии, в частные руки, и никаких сдвигов нет, за исключением роста тарифов на воду.
В очереди на капитальный ремонт и переоснащение стоят несколько сот сельских клубов, а в краевой программе в нынешнем году на эти цели отведено лишь несколько миллионов.
Власть и органы статистики рапортуют, что у нас строится много жилья, но разве оно является доступным для большинства населения?..
Капитальный ремонт многоквартирных домов полностью переложен государством на плечи жильцов, являющихся собственниками своих квартир.
Система здравоохранения. Ее лихорадит не только идущая два десятилетия смена приоритетов – с гуманистических на рыночные, но и так называемая «оптимизация» (читай: сокращение) сети медицинских учреждений в сельской местности. Острыми проблемами остаются как доступность, так и качество медицины. В отрасли не хватает врачей-специалистов и медсестер, а частные клиники растут, и туда уходят врачебные кадры.
Образование. Многие школы, особенно в сельской местности, нуждаются в капитальном ремонте, но собственных средств в муниципальных бюджетах нет, и не предвидится. Сохраняется дефицит детских садов, мест в них в крупных городах и в районных центрах по-прежнему не хватает.
Массовый спорт. В крае была развернута большая программа строительства спортивных объектов – воздухоопорных комплексов и бассейнов, игровых площадок. Сейчас эта программа свернута до минимума – ввиду нехватки денег. Содержание «воздухоопорников» обернулось большой нагрузкой на местные бюджеты, а спортивные площадки используются далеко не на полную мощность.
И – о ситуации в духовной сфере. Патриотизм и нравственность в общественном сознании подвергаются непрерывному давлению эгоизма и бездуховности, циничным атакам идеологии золотого тельца. Особенно разрушительна такая политика для детских душ.
***
Выйти из этого тупика в условиях господства бесчеловечных рыночных законов, тем более в одном отдельно взятом регионе, невозможно. Необходим общероссийский поворот к обществу социальной справедливости, подлинного народовластия, высокой производительности труда.
В связи с этим нашей главной задачей является выполнение общепартийной программы, которая предполагает:
- возвращение власти – народу;
- национализацию природных ресурсов, всех незаконно приватизированных объектов, нефтегазовой отрасли, электроэнергетики, путей сообщения;
- распределение налогов между центром и регионами в соотношении 40 на 60 процентов;
- повышение подоходного налога для богатых до 30 процентов, введение специальных налогов на предметы роскоши и элитную недвижимость;
- помощь аграрно-промышленному комплексу в объеме не менее 10 процентов расходной части федерального бюджета;
- прекращение бандитского банкротства предприятий;
- пересмотр Жилищного, Трудового, Земельного, Лесного и Водного кодексов, отмену закона о монетизации льгот;
- установление реального прожиточного минимума – на уровне не менее 20 тысяч рублей в месяц, существенный рост минимальной пенсии, восстановление отмененных властью натуральных льгот для граждан, имеющих статус «Ветеран труда»;
- ограничение коммунальных платежей 10 процентами от совокупного дохода семьи;
- возвращение гарантий бесплатного, качественного образования и медицинского обслуживания; запрет приватизации лечебных и образовательных учреждений, отмена законов об их «автономизации», недопущение других подобных реформ в этих сферах;
- введение процедуры отзыва депутатов и других выборных лиц, восстановление выборности судей, сокращение численности чиновников.
Добиваться этих и других перемен в пользу большинства населения, людей труда, пенсионеров и молодежи, мы должны двумя путями.
Первый путь – это разработка и внесение проектов нормативных актов на региональном и местном уровне, а также законодательных инициатив, предложений, обращений на федеральный уровень.
Второй путь, без которого законотворчество малопродуктивно, – это организация широкого общественного движения за перемены, путь массового социального протеста. Без борьбы нет, и не может быть победы!
В то же время мы как ответственная политическая партия должны использовать любую возможность для поддержки реального сектора экономики, малого и среднего бизнеса, решения проблем трудовой занятости населения, для конкретной помощи социально обездоленным слоям населения, защиты интересов жителей городов, станиц и хуторов, ветеранов, пенсионеров, детей и молодежи, для развития систем образования и здравоохранения, для сохранения лучших народных традиций в сфере культуры, включая поддержку самодеятельных творческих коллективов, народных промыслов и ремесел. Наконец, для противодействия пропаганде насилия, культа наживы и распущенности на телевидении.
Мы должны добиваться улучшения качества государственного регулирования экономики и социо-культурной сферы, повышения эффективности управления краевой государственной собственностью.
Мы считаем возможным государственно-частное партнерство – в таких областях, как промышленность и строительство, сельское хозяйство и переработка, развитие транспорта и образование. Но – не в жилищно-коммунальном хозяйстве, не в здравоохранении и не в энергетике. И тем более мы – против приватизации объектов государственного имущества, которая чаще всего происходит в угоду частным интересам.
Словом, сегодня в Краснодарском крае немало вопросов, которыми необходимо заниматься, чтобы идти вперед. И все-таки приоритетом является развитие агропромышленного комплекса. Причем в максимально полном объеме – не только в экономическом плане, но и как образ жизни селян-тружеников. Только так возможна надежная производственная база, стабильный источник бюджетного роста, социальная стабильность.
Чтобы обеспечить продовольственную безопасность страны и края, необходимо в первую очередь внимательно посмотреть на управленческие кадры. Во главе должны стоять люди, у которых на первом плане – не личный интерес, а интерес государственный, державный, настрой на реальное «импортозамещение», а не его имитацию.
Подъем АПК невозможен без повышенного внимания государства к социальной инфраструктуре села. Пока селяне, сельские поселения будут получать бюджетные средства по остаточному принципу, они не смогут привести в порядок медицину, дороги, клубы и школы. Обязательно следует завершить краевую программу газификации. Плюс строительство доступного жилья для молодежи. Без этих мер мало кто останется жить и работать в сельской местности, мало кто вернется после вузов. Ведь человек рождается не для выживания, а для полноценного развития!..
Далее. Очень важна реальная государственная поддержка предприятий сельского хозяйства, независимо от форм хозяйствования и организации производства, – в виде субсидий и дотаций, кредитов, государственных заказов, создания механизмов реализации произведенной продукции и других мер – с целью восстановления объема продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности: мяса, молока, овощей – для начала до уровня 1990 года.
Все это в той или иной степени в крае обозначено и проводилось. Однако нужен более эффективный контроль – как все это делается. А главное – нельзя отходить от намеченной линии, надо гарантировать бюджетные средства, не допускать колебаний и сокращений.
В то же время есть вопрос, требующий принципиально иного отношения, чем до сих пор. Аграрному сектору реальной экономики нужна другая материально-техническая база. Прежде всего, нужна собственная сельхозтехника, полностью своя, от металла до всех запчастей и деталей. Нужно исправлять ситуацию в машиностроении, а положение дел в этой отрасли весьма противоречиво. Новые качественные образцы у наших производителей есть, однако им нужна конкретная государственная поддержка – кому-то – в продвижении техники на рынок, другому – в размещении государственных заказов. И всем – в подготовке квалифицированных кадров для производства. Ведь есть предприятия, компании, которые способны производить в два раза больше, чем сегодня. Значит, необходима полноценная госпрограмма – с конкретными мерами. Чтобы такая программа была эффективной, государственные чиновники из министерства промышленности должны не сидеть в кабинетах, а идти на конкретные предприятия, изучать их базу, знать их возможности.
Еще один принципиальный вопрос – об экспорте зерна. Мы выращиваем огромные урожаи, а сколько из них остается в стране и в крае?..
Не прекратив вывозить миллионы тонн зерна за рубеж, мы никогда не поднимем свое животноводство, не восстановим поголовья КРС и дойного стада. Следом пошла бы полная загрузка предприятий перерабатывающей отрасли – мукомольных заводов, мясо- и молкомбинатов.
Конечно, в условиях частной собственности обуздать экспортеров и поднять производство мяса и молока очень непросто, но это – вопрос национальной безопасности и будущего народа. Надо стучаться во все двери и добиваться на всех уровнях власти.
По нашему мнению, все эти вопросы необходимо решать одновременно, в комплексе, синхронными действиями государства, всей системы власти и управления.
Теперь – о том, какие меры, на наш взгляд, необходимы для подъемапромышленности в целом. Путь создания технопарков и промышленных парков, государственно-частного партнерства, который обозначен краевыми законами, наша партия поддерживает. Но нужна единая и последовательная стратегия – плановые государственные заказы, гарантии сбыта продукции и опять же – кадры.
Показательно, что в России много лет не было закона о промышленной политике. КПРФ настойчиво требовала его принятия, стремясь определить принципы развития отечественной промышленности. Наконец, с началом мирового экономического кризиса и в условиях западных антироссийских санкций ситуация стала просто вопиющей, и коммунистам удалось убедить высшее руководство страны. В декабре прошлого года федеральный закон был принят, и теперь на его основе появился краевой закон, и надо постараться, чтобы он реально помог реальному сектору отечественной экономики. А наряду с этим, с целью полной и эффективной реализации промышленной политики, мы готовы внести и наши кадровые предложения, – например, в краевой Совет по промышленности. В рядах КПРФ сегодня немало людей профессионально грамотных, с производственным опытом, с желанием укрепить наш, российский и краевой, промышленный потенциал.
Далее. Когда мы говорим о необходимости поднимать производственный потенциал, то это развитие территорий, это – новые рабочие места, рост доходов людей, занятых в экономике. Но в крае есть огромная социальная сфера, полтора миллиона пенсионеров и инвалидов, более миллиона детей.
Все взаимосвязано. Не будет достаточной собственной производственной базы, собственных доходов краевого бюджета – не будет и средств на образование и медицину, на учреждения культуры, на дополнительные меры социальной поддержки для тех, кто нуждается, но не может сам полностью обеспечить себя и свою семью. Это очевидно. Но так же верно и обратное: без точных вложений в социальное развитие человека рано или поздно зачахнет и производство.
Здесь много тем для обсуждения.
Первая – образование. О необходимости строительства новых детских садов и новых школ выше уже говорилось. Одновременно, что касается действующих образовательных организаций, их нужно обеспечить должной материальной базой, и нужно прекратить многочисленные поборы с родителей.
Следующий вопрос – ситуация в здравоохранении. «Оптимизация», в том виде, как она шла в последние два-три года, совершенно недопустима. Объективно в крае есть дефицит медицинских кадров, но из этого не следует, что нужно формально сокращать число койко-мест в сельских больницах или вообще закрывать в них дневные стационары. Что действительно нужно, так это контролировать уровень зарплат руководителей и размеры штатов в районных медицинских учреждениях. Нужно строить и покупать жилье для врачей-специалистов, приглашая их из других регионов. Следует увеличить и мощности системы подготовки кадров – в медицинском университете и в медучилищах, колледжах, расширить объемы краевой программы подготовки врачей для села.
Линия на развитие центров высоких медицинских технологий, проводившаяся властями, конечно, правильная. Но это не значит, что нужно все резервы бросить сюда, а все остальное закрыть. Необходимо обеспечить качественную квалифицированную первичную помощь на местах и создать такую транспортную сеть, которая гарантировала бы, что при необходимости пациент будет быстро доставлен в центр, оснащенный на самом высоком современном уровне.
И еще одна острая социальная тема. В нашем крае реализуется немало законов и программ, направленных на социальную поддержку и предоставление льгот для ветеранов, инвалидов, других категорий населения. В 2005 году федеральным законом о «монетизации льгот» многое было переброшено на плечи регионов, причем бюджетные доходы раньше были перераспределены в пользу центра. И большинство регионов, наш край – не исключение, едва-едва выдерживают эту нагрузку. Но, тем не менее, есть проблема, которую все-таки надо постараться решить и при данных условиях. Речь идет о поколении «детей войны».
Часть граждан этой категории получают какие-либо меры социальной поддержки, имеют определенные льготы, – скажем, в качестве ветеранов труда. Остается примерно сто тысяч человек, а, может быть, и меньше. Мы считаем, что будущий глава администрации края должен принять волевое решение, поручить соответствующим структурам – произвести точный анализ и найти необходимые средства. Сначала – хотя бы в виде разовой выплаты в год 70-летия Победы советского народа над фашистской Германией. А затем, после окончательных расчетов, выступить с инициативой принятия краевого закона.
Это было бы справедливо – по отношению к тем, чье детство пришлось на годы войны и на послевоенную разруху, кто потом, став взрослыми, создал мощный научно-промышленный потенциал и международный авторитет СССР. А сегодня многие люди этого поколения не знают, как купить лекарство и оплатить коммунальные расходы…
Жилищный вопрос. Рапортов и статотчетов о квадратных метрах много, а в очереди на улучшение жилищных условий стоят десятки тысяч граждан. Необходимо добиться разработки и принятия государственной программы строительства жилья, доступного для большинства населения; строительства социального (бесплатного) жилья для социально-незащищенных слоев населения; для этих целей должны создаваться государственные и муниципальные строительные компании.
Жилье можно и нужно возводить и за счет частных инвесторов, однако необходимо установить специальные меры государственной поддержки для снижения себестоимости квадратного метра строящегося жилья.
При этом следует прекратить практику «точечной застройки» и уничтожения «зеленых зон» в городах. Нужно добиться обязательного принятия и выполнения планов градостроительства.
Жилищно-коммунальное хозяйство. Большинство бед в этой сфере, на наш взгляд, связано с тем, что из нее практически устранилось государство. Электроэнергетика, газовая отрасль – сегодня это, по сути, частники-монополисты. Они диктуют тарифы, исходя из своих интересов. А дальше почти автоматом накручиваются тарифы на тепло, воду и так далее.
А в чьих руках сегодня находятся водоканалы, теплосети и другие? Не в государственных и даже большей частью – не в муниципальных. Ими владеет частный собственник, главный интерес которого – прибыль. А Жилищный кодекс добавил еще и частные «управляющие компании».
Что делать? – Вернуть государство в сферу ЖКХ, вернуть все системы жизнеобеспечения – от природных ресурсов до инженерных сетей – в собственность государства, причем под народным контролем. Вполне можно обойтись без «управляющих компаний», вместо них надо создавать и развивать товарищества собственников жилья, но не для «птички», а добиваться, чтобы они работали в интересах жильцов. Другого пути в сегодняшних условиях нет.
Проблема твердых бытовых отходов. Никакие частные инвесторы здесь не помогут, потому что любое вложение частного капитала потребует быстрых прибылей, а это означает, что хозяин-собственник немедленно вздует тарифы. Здесь выход – вгосударственной программе создания полигонов (заводов) по переработке мусора.
Что касается капремонта многоквартирных домов, то очевидно, что закон, по которому жильцам-собственникам предложено собирать средства и отправлять их на счет «регионального оператора», никого не вдохновляет. Тем более что на вопрос «когда отремонтируют наш дом?» чиновники отвечают – через тридцать лет.
Наша фракция голосовала в Законодательном Собрании против такого закона, потому что данная схема напоминает некую хорошо известную «пирамиду». Люди это прекрасно понимают и не платят вообще. Но ничего хорошего в этом нет – ведь ремонтировать-то надо.
Какой выход? Первым шагом должно быть исключение института «регионального оператора» из процесса. Максимально следует разъяснить жильцам-собственникам, чтобы они на своих собраниях принимали решения и открывали для своих домов специальные счета, где будут накапливаться деньги на ремонт. Вместе с тем должен быть и государственный Фонд капремонта – для всяких экстренных случаев.
И еще один раздел нашей программы. Он касается самой системы власти и местного самоуправления.
Мы приветствуем возвращение института прямых выборов главы администрации Краснодарского края. Но чтобы он стал подлинно демократическим, мы должны добиться того, чтобы из него были исключены либо – на первом этапе – значительно снижены «муниципальные фильтры».
Изменений требует и система выборов в местном самоуправлении. Во-первых, нужновосстановить элементы пропорциональной системы: в городских округах и муниципальных районах не менее половины депутатов должны избираться по спискам политических партий. Во-вторых, вопрос о способе избрания или назначения главы города или района должно решать само это муниципальное образование.
Кроме того, давно назрела потребность изменения экономических, финансовых основ местного самоуправления. Источники доходов муниципальных образований должны быть пересмотрены – в сторону их увеличения. Для этого нужно внести законодательные инициативы на федеральный уровень и разработать соответствующие краевые законы.
***
Товарищи! Важнейший принцип нашей программы и всей нашей деятельности – этопатриотизм. Мы ясно осознаем, что без этого условия невозможны никакие реальные сдвиги к лучшему. Но мы понимаем, что формирование твердой патриотической, гражданской позиции у представителей всех поколений невозможно без укрепления связи времен, без сохранения исторической правды.
Поэтому мы всеми силами будем препятствовать любым попыткам русофобии и антисоветизма, разрушительным тенденциям дискредитации советского периода истории страны и края, сносу памятников, попыткам переименования краевого центра – Краснодара, других населенных пунктов в угоду политической конъюнктуре и либерально-рыночным схемам.
И – заключение. В наших рядах – представители города и села, ветераны и молодежь, ученые и практики, специалисты и работники различных отраслей экономики, промышленности и сельского хозяйства, социальной сферы, культуры и образования, – словом, профессионально подготовленные кадры – для работы в различных областях экономики и социально-культурной сферы – как на краевом, так и на муниципальном уровне.
Вместе с тем в ходе выборов и в период работы во всех муниципальных и краевых органах власти мы должны сотрудничать со всеми, кто разделяет наши подходы. Мы готовы сложить свои усилия со всеми, кто заинтересован в поступательном развитии Краснодарского края, в сохранении гражданского мира и стабильности в нашем регионе.
За перемены в интересах большинства населения – людей труда! За достойную жизнь каждого жителя родного края!