2012-11-24 10:40 Независимый экономист Владислав Жуковский для KPRF.RU
23 ноября текущего года, в пятницу, контролируемая партией
«покорной тишины» Госдума при поддержке перебежчиков из ЛДПР поддержала
предложенный Минфином и правительством откровенно антимодернизационный
проект бюджета на 2013-2015гг. Основной финансовый документ на ближайшие
3 года в корне противоречит предвыборным обещаниям президента Путина,
ставит крест на самой попытке модернизации отечественной
деиндустриализированной «экономики трубы» и закрепляет за Россией статус
сырьевой колонии Запада и рынка сбыта для глобального бизнеса.
Одобренный Госдумой бюджет провоцирует дальнейшую деградацию
отечественной экономики, демонтаж финансово-экономического суверенитета,
подрыв научно-технического и производственного потенциала и ещё большую
архаизацию производственных отношений. Впервые за долгие годы власти
идут на беспрецедентное урезание государственных расходов на поддержку
национальной экономики, социальной сферы, образования, науки,
здравоохранения, культуры, спорта и изношенной на 80-85% базовой
технологической инфраструктуры и ЖКХ.
- Нынешний бюджет в принципе нереализуем из-за неадекватности базовых макроэкономических предпосылок
В качестве базового сценария власти заложили среднегодовые темпы
роста российской экономики в размере 4,2% на протяжении 2013-2015гг., а
темпы роста инфляции в размере 5,5% в 2013г. и по 5% в 2014-2015гг. В
связи с тем, что озвученные цифры в принципе не достижимы уже сейчас
можно говорить о том, что бюджет на ближайшие 3 года является фикцией и
попыткой выдать желаемое за действительное. Рассматриваемый Думой бюджет
нежизнеспособен изначально в силу неверных оценок макроэкономической
ситуации в стране и мире и провалится уже в середине 2013г.
Следует отметить, что темпы роста российской экономики обвалились с
4,9% в первом квартале 2012г. до едва заметных 2,3% в октябре даже на
фоне стабильно высоких цен на нефть. К концу года МЭР ожидает увидеть
рост российской экономики в самом лучшем случае на 3,5%, а в 2013г. не
более чем на 3,7%. Тогда как МВФ понизил прогноз роста российской
экономики в 2012г. до 3,8%, а Всемирный Банк и Еврокомиссия ожидают, что
даже в случае сохранения высоких цен на нефть темпы роста ВВП России
окажутся ниже 4%.
Прирост промышленного производства замедлился с 4,7% в 2011г. до 2,8%
в январе-октябре текущего года и менее 1,8% по итогам октября. Темпы
роста обрабатывающих производств обвалились с 6,5% в 2011г. до 4,4% по
итогам первых 10-ти месяцев текущего года и минимальных за последние 3,5
года (за исключением марта 2012г.) 3% в октябре. Также стоит отметить
стремительное затухание целого ряда других ключевых макроэкономических
индикаторов: прирост грузооборота коммерческого транспорта на 3,4% в
2011г. сменился едва заметным ростом на 1,8% в январе-октябре 2012г. и
нулевой стагнацией в октябре, тогда как темпы роста объём выполненных
работ в строительном секторе сжались с 5,1% в 2011г. до 2,3% в
январе-октябре, а прирост ввода в действие жилых домов замедлился с 6,6%
до 3,8% за аналогичный промежуток времени.
Даже в системе естественных монополий (производство газа,
электроэнергии и воды) наблюдаются кризисные явления – после роста на
0,1% в 2011г. прирост на 1,1% в январе-октябре текущего года в условиях
жуткого дефицита энергомощностей, аварийного состояния базовой
инфраструктуры, а также изношенных теплосетей и всей системы ЖКХ сложно
назвать оптимистичным.
Одновременно с этим годовые темпы роста инфляции на фоне произвола
монополистов, коррупционных поборов, удорожания кредитов и завышения цен
на товары со стороны перекупщиков подскочили с 2,5-3% в первые месяцы
2012г. до 6,5% по итогам октября. Совершенно очевидно, что заложенный в
бюджет прогноз по инфляции на ближайшие 3 года в размере 5-5,5% является
в чистом виде маниловщиной и не имеет никакого отношения к
действительности. При реальной «социальной инфляции» для 70% населения с
доходами ниже средней заработной платы по стране в размере 12-17% это
означает, что и без того сокращающееся на 20-35% финансирование
экономики, социальной сферы и ЖКХ сожмётся дополнительно на 27-30%.
- Антисоциальный бюджет – залог обнищания населения
На фоне непрекращающихся рассуждений правящих властей о «безусловном
исполнении взятых социальных обязательств» происходит беспрецедентное по
масштабам и стремительности с середины 1990-х годов урезание расходов
на науку, образование, здравоохранение и социальную поддержку населения.
Власти продолжают целенаправленно перекладывать социальные расходы на
плечи и без того нищего в большинстве своём населения, реализуя курс на
скрытую приватизацию бюджетной сферы и повышение платности базовых
социальных услуг.
Даже с учётом многократно заниженной в целях политкорректности и
экономии бюджетных средств прогнозной инфляции в 2013-2015гг. расходы
федерального бюджета в целом сократятся на 11,8%. Финансирование
национальной экономики сожмётся на 17,9%, образования – на 21,7%,
культуры – на 13,1%, СМИ – на 44,2%, здравоохранения – на 43,2%, охраны
окружающей среды – на 10,2%, а находящейся в аварийном состоянии ЖКХ с
износом свыше 80% - на целых 43,8%.
Продолжение политики «монетизации льгот» и скрытой приватизации
бюджетной сферы уже привели к тому, что даже базовые услуги дошкольного,
школьного и высшего образования, а также культуры, отдыха и
здравоохранения стали недоступной роскошью для 60% населения России,
которых Институт Социологии РАН относит к бедным и нищим слоям
населения. Принятие поправок в ФЗ-83, введение образовательного
стандарта вкупе с урезанием бюджетного финансирования социальной сферы
провоцирует рост платности социальных услуг и падение качества жизни
населения.
Под руководством оккупировавших финансово-экономический блок
правительства и администрации президента «либеральных сектантов»
российская бюджетная система качественно деградировала и не выполняет
целый ряд возложенных на неё функций. Нынешний российский бюджет нацелен
исключительно на выполнение фискальной функции, связанной с решением
сиюминутной задачи по наполнению бюджета финансовыми ресурсами. При этом
напрочь забыта и изо всех сил замалчивается не менее важные
перераспределительная и стимулирующая функция бюджета, которые
обеспечивают равномерное перераспределение национального богатства и
создание стимулов для модернизации экономики, инноваций и развития
высокотехнологичных производств.
Помимо этого предложенный идейными гайдаровцами проект бюджет делает в
принципе невыполнимыми предвыборные обещания президента Путина –
начиная от создания 20 млн. инновационных рабочих мест, доведения
средней заработной платы преподавателей ВУЗов до 200% от среднего уровня
оплаты труда в регионе и заканчивая увеличением доли наукоёмкой
продукции.
Изысканные на их реализацию 1,14 трлн. рублей получены не за счёт
повышения расходной ведомости бюджета и повышения собираемости налогов, а
за счёт элементарного перераспределения финансовых потоков и
недофинансирования остальных направлений бюджетной политики. Другими
словами, в угоду популистским речёвкам президента и без того хронически
недофинансированные несырьевые отрасли обрабатывающей промышленности,
наукоёмких производств, здравоохранения, спорта, образования и
находящегося в аварийном состоянии ЖКХ будут дополнительно урезаны в
финансировании более чем на 1,1 трлн. рублей в течение ближайших 3 лет.
- Бюджет утраченной конкурентоспособности и упадка
Совершенно непонятно, о какой модернизации экономики и равной
конкуренции России на мировом рынке (особенно после втягивания на
Титаник ВТО) может идти речь при нынешних приоритетах бюджетной
политики. Правящие власти втянули Россию на Титаник ВТО под разговоры
В течение 2013-2015гг. правительство намерено сократить расходы на
национальную экономику с 2,54% до 2% ВВП, на науку и образование – с
0,91% до 0,69%, на здравоохранение - с 0,74% до 0,44%, на ЖКХ – с 0,21%
до 0,12%, на физическую культуру и спорт – с 0,08% до 0,04%, на
социальную политику – с 5,96% до 5,5%, а на охрану окружающей среды – с
0,04% до 0,03%.
Кроме того, в рамках статей на поддержку национальной экономики
власти планируют урезать реальные расходы (с учётом официальной
инфляции) на сельское хозяйство на 6,3%, на транспорт – на 39,1%, на
связь и информатику – на 48,8%, на общеэкономические вопросы – на 31,8%,
на водное хозяйство – на 24%, на лесное хозяйство – на 10,3%, тогда как
финансирование ТЭК сократится аж на 98,8%. Притом что под неутихающие
разговоры о модернизации и инновациях бюджетное финансирование
исследований космического пространства подлежит урезанию на 15,7%, а
прикладные научные исследования не досчитаются аж 32,6%.
Ещё ни одной стране в мире не удалось провести технологическое
перевооружение производства, модернизировать экономику и избавиться от
«сырьевого проклятия» за счёт урезания бюджетных расходов на развитие
научно-технического потенциала, . Успешный опыт США, стран Европы,
Японии, «азиатских тигров» и, безусловно, Китая говорит о том, что
только наращивание государственных расходов на развитие человеческого
капитала вкупе с ограничением коррупционного беспредела и ужесточением
контроля за расходованием бюджетных средств способно дать толчок
модернизации и инновациям.
Но отнюдь не бездумное накопление средств на чёрный день, которые со
временем превращаются в гробовые деньги – борясь за стабильность и
спокойствие, нужно понимать, что самое спокойное место находится именно
на кладбище. И именно туда правящие власти, насколько можно судить по их
поступкам, ведут отечественную экономику. Неудивительно, что объёмы
выпуска наукоёмкой продукции в России за последние 20-лет псевдорыночных
преобразований обвалились в 3-20 раз, доля высокотехнологичной
продукции в структуре промышленного производства сжалась с 45-50% до 7%,
а удельный вес России в мировом производстве наукоёмких товаров упал с
6,5-7% до 0,3%.
- Повышение обороноспособности и национальной безопасности – очередной миф
Даже широко разрекламированное повышение расходов на
обороноспособность и национальную безопасность, ставшую лозунгом
правящих властей и партии покойной тишины, оказалось фикцией и банальным
блефом. За ближайшие 3 года с учётом официальной оценки инфляции
реальные расходы на национальную оборону, парализованную судорогой
коррупции и масштабными хищениями, подлежат урезанию на 10,4%, тогда как
бюджетное финансирование обеспечения национальной безопасности будет
сокращено на 11,4%. В связи с чем удельный вес расходов по обоим
направлениям подлежит урезанию с 1,51% до 1,29% ВВП и с 2,39% до 2,01%
ВВП соответственно.
Громкие коррупционные скандалы в Министерстве обороны, хищение свыше 6
млрд. рублей (третья часть бюджета всей программу) на программе
ГЛОНАСС, непрекращающиеся долгие годы срывы гособоронзаказа наглядно
демонстрируют, что даже эти деньги не доходят до ВПК и военных. По
экспертным оценкам, масштабы воровства по так называемым «закрытым
статьям» бюджета (национальная безопасность, ВПК, спецслужбы и т.д.)
достигает 50-70%. Несмотря на это, правящий компрадорско-олигархической
клан «оффшорной аристократии» наотрез отказывает ратифицировать 20-ую
статью Конвенции ООН, ввсети в уголовный кодекс понятие «незаконного
обогащения» и вернуть право конфискации имущества коррупционеров и
воров.
- Бюджет спекулянтов и ростовщиков
Складывается устойчивое впечатление, что правительство и Минфин
осознанно и без всяких на то оснований втягивают Россию в долговую
кабалу, превращая бюджет в инструмент перераспределения национального
богатства и средств налогоплательщиков в пользу ростовщиков и
спекулянтов.
Согласно предложенному проекту бюджета в течение ближайших 3 лет
расходы федерального бюджета на обслуживание государственного и
муниципального долга подскочат с 426,6 до 513,7 млрд. рублей, тогда как
ещё в 2011г. на процентные платежи и погашение тела кредита выделялось
менее 262,7 млрд. рублей. По этой причине доля средств,
перераспределяемых правительством в карманы спекулянтов и банкиров,
подскочит с 0,48% до 0,62% ВВП.
Правительство втягивает Россию в долговую кабалу, планируя увеличение
внешних и внутренних заимствований на 55-70%, в условиях, когда у
Минфина на счетах в коммерческих банках и Банке России без дела лежит
практически 7 трлн. рублей. Этих средств вполне достаточно, чтобы почти 7
месяцев правительство могло вообще не собирать никакие налоги и при
этом в полном объёме финансировать все взятые на себя обязательства.
- Россия всё плотней садится на нефтяную иглу
Все разговоры про снижение сырьевой зависимости оказались блефом и
хорошо продаваемым предвыборным пиаром – Россия продолжает оставаться
сырьевой колонией Запада и рынком сбыта для продукции глобальных
корпораций, в результате чего больше половины всех расходов
В бюджете предполагается, что ненефтегазовый дефицит федерального
бюджета в 2013г. составит 9,7% ВВП, в 2014г. - 8,7% ВВП, а в 2015г. -
8,5% ВПП. Аналогичные заявления российскими чиновниками делались и
ранее, что не помешало ненефтегазовому дефициту бюджета превысить
отметку в 9,7% ВВП в 2011г. и 12,6% в кризисном 2010г. Тогда как ещё в
2000-2005гг. в России наблюдался ненефтегазовый профицит бюджета в
размере 0,7% ВВП. По итогам 2012г. этот показатель должен составить не
менее 9,5% ВВП или практически половину всех расходов, что ставит всю
российскую бюджетную систему, а с ней социальные расходы и планы по
модернизации в критическую зависимость от цен на нефть и биржевых игр
глобальных спекулянтов.
Ещё накануне кризисного обвала 2008г. правительство планировало
ограничить предельно допустимую величину ненефтегазового дефицита
федерального бюджета на уровне 3,4-4,7% ВВП. Однако уже в 2008г. без
учёта нефтегазовых доходов дефицит составил 6,4% ВВП, а в разгар
кризисного 2009г. подскочил до 13,5%. При том, что ещё в 2007г.
ненефтегазовый дефицит не превышал отметку в 3,7%.
- «Бюджетное правило» – крест на модернизации
В течение «тучных нулевых» вместо ускоренного развития несырьевых
секторов экономики, возрождения наукоёмких производств и обрабатывающей
промышленности высоких переделов, что позволило бы существенно снизить
избыточную зависимость бюджета в целом и уровня жизни подавляющей части
населения от цен на нефть, российские власти предпочитали проедать
нефтедоллары. Вместо стимулирования отраслевой диверсификации экономики и
создания дополнительных источников бюджетных доходов, кремлёвские
чиновники и правительство всё плотней подсаживали и продолжают
подсаживать российскую экономику на «нефтяную иглу».
Даже сейчас, в условиях обострения глобальной конкуренции и сползания
мировой экономики в рецессию, вместо наращивания и без того неадекватно
низких расходов на фундаментальную науку, НИОКР, образование,
здравоохранение, высокотехнологичную промышленность, АПК и ЖКХ власти
вводят «бюджетное правило». Которое под лозунги о «бюджетной
стабильности» будет ещё сильнее обескровливать отечественную экономику
трубы, провоцируя дальнейшую деградацию производства и загнивание
несырьевой промышленности.
Опыт 2000-2011гг. прекрасно продемонстрировал, что накопление
резервов «на чёрный день» в ущерб финансированию отечественной экономики
и развитию научно-технического потенциала лишь усиливает структурные
перекосы в экономике и технологическую отсталость. Закономерным
результатом финансовой политики «валютного хомяка» стало то, что в ходе
кризиса 2008-2009гг. экономика России обвалилась сильнее и глубже стран
G-8, G-20, БРИКС и группы стран-нефтеэкспортёров.
Идейные наследники «кудриномики» намерены продолжать изымать 3-5% ВВП
из отечественной деиндустриализированной «экономики трубы» и вывозить
их за рубеж, финансируя модернизацию не в России, а у стратегических
конкурентов – США, ЕС, Японии и т.д. При этом Минфин по-прежнему вместе с
Банком России планирует размещать средства налогоплательщиков под
1,5-2% в долговые бумаги США и ЕС, а затем российские банки и компании
будут занимать за рубежом российские же деньги под 7-8%.
Только в 2011г. потери Российской экономики от «ножниц процентов»
превысили 35-40 млрд. долл., а Банк России оценивает чистые
инвестиционные потери российской экономики в одном только 2011г. в
размере 50,7 млрд. долл. - 1,5 трлн. рублей или совокупные расходы
правительства на науку, образование, здравоохранение, культуру, спорт,
СМИ и ЖКХ. Всего же за период 2000-2011г. чистый отрицательный результат
(убыток) России от уплаты процентов, дивидендов, ренты и прочих доходов
на капитал иностранным кредиторам и оффшорным акционерам превысил
отметку в 303,1 млрд. долл. Вкупе с чистым вывозом капитала частным
сектором (298,3 млрд. долл.) и вывозом капитала государством по линии
накопления валютных резервов (459,9 млрд. долл.), чистые финансовые
убытки России от хронического нежелания правительства финансировать
отечественную экономики и создавать мощную национальну.
инвестиционно-банковскую систему превысили 1,061 трлн. долл. Это
эквивалентно 3 годовым бюджетам России в 2011г. и 60% ВВП страны.
- Нежелание ограничить воровство, коррупцию и боязнь ударить по рукам олигархов душит экономику
По-прежнему только по прямому методу практически 60% доходов бюджета
обеспечивается за счёт нефтегазовых платежей. С учётом косвенных
эффектов от просачивания нефтедолларов в экономику на долю нефтегазовых
доходов приходится не менее 75% всей доходной части бюджета.
Российские власти в угоду коррумпированным чиновникам и компрадорской
олигархии наотрез отказываются от демонтажа позорной налоговой системы,
при которой бедные платят за богатых. Россия является единственной
крупной экономикой в мире, где на практике применяется регрессивная по
своей сути шакала налогообложения населения. Совокупная налоговая
нагрузка на фонд оплаты труда для 80% населения с доходами менее 33 тыс.
рублей составляет 43% - 30% социальные платежи и 13% в виде НДФЛ. Тогда
как в силу наличия верхней границы отсечения, а также активному
использованию разного рода дивидендных схем, вывозу капитала в оффшоры и
регистрации фирм-однодневок 1% населения России (олигархи и
коррумпированные чиновники), концентрирующий свыше 85% крупной
собственности в России, платят не более 10-13%.
Кроме того, власти по-прежнему наотрез отказываются от пересмотра НДС
и рассматривают его в качестве фундамента бюджетной системы наряду с
экспортными пошлинами и НДПИ. Притом что именно НДС как налог на
добавленную стоимость больнее всего бьёт по наукоёмким отраслям
промышленности, блокирует модернизацию и усиливает примитивизацию
производства. Тогда как добывающий сектор экономики и производства
первичных переделов, связанные с хищнической распродажей невосполнимого
минерального сырья, эксплуатацией природно-сырьевой ренты и проеданием
нефтедолларов, меньше всего страдают от НДС.
Вкупе с высокой налоговой нагрузкой на фонд оплаты, к тому же носящей
регрессивный характер, это наносит сильнейший удар по стимулам для
развития научно-технического потенциала и созданию рабочих мест в
наукоёмких производствах. Именно по этой причине только по официальным
данным Росстата свыше 65% ВВП, 73% капитальных вложений и 85% совокупных
прибылей отечественной экономики оседает в карманах сырьевых олигархов,
естественных монополий, торговых посредников и металлургов.
Невозможно обеспечить возрождение вертикально интегрированных
производственно-технологических цепочек добавленной стоимости в
условиях, когда не только посредники, перекупщики, монополисты и
коррупционеры занимаются откровенным рэкетом и изымают львиную долю
добавленной стоимости через безудержный рост тарифов и торговые наценки,
но даже собственное государство осознанно делает нерентабельным выпуск
продукции с высокой добавленной стоимостью.
По-прежнему нет продуманной и взвешенной налоговой политики,
стимулирующей развитие инноваций, осуществление НИОКР и внедрение
современных производственных и управленческих технологий. В экономически
развитых странах от 35 до 50% совокупных затрат компаний на НИОКР,
ноу-хау, модернизацию производства и внедрение современных технологий.
Тогда как в России возмещается не более 5% затрат компаний на
инновации и стимулирование НИОКР, что в принципе делает нецелесообразным
какую-либо модернизацию производства и инфраструктуры – под гнётом
коррупционного произвола и беспредела монополистов гораздо проще
заниматься финансовыми спекуляциями, прокручивать нефтедоллары в
торговле и вывозить капитал в оффшорные гавани для дальнейшего
демонстративного потребления в фешенебельных странах, чем развивать
производство. Притом что совокупные расходы российского государства на
НИОКР не превышают 0,8% ВВП, когда в США, ЕС, Японии, Израиле и даже
Китае государственное финансирование научно-технического потенциала
достигает 3-4% ВВП.
Более того, по-прежнему сохраняется неприемлемая ситуация, при
которой налогообложения труда (13% по НДФЛ и 30% по социальным платежам)
превышает налогообложение каптала (9% налог на дивиденды), что
способствует ещё большей имущественной поляризации общества и расширяет
пропасть между бедными и богатыми слоями общества.
Неудивительно, что несмотря на все разговоры «кремлёвских
микки-маусов» о преодолении бедности, только по официальным данным
Росстата разрыв в уровне учтённых доходов 10% наиболее богатых и
наименее обеспеченных слоёв населения подскочил с 4-4,5 раз в конце
1980-х годов до 14 раз в 2000г. и 16 раз по итогам 2011г. С учётом
доходов от предпринимательской деятельности и доходов на капитал, а
также скрытых коррупционных прибылей, имущественная пропасть достигает
40-80 раз, что в 5-8 раз превышает предельно допустимую отметку,
гарантирующую поддерание социальной стабильности.
|