Для чего нужен ЕГЭ и кому он выгоден? Если не усложнять, то единый государственный экзамен или ЕГЭ подтверждает образование и является основанием для продолжения обучения в ВУЗах. А вот в реальности ЕГЭ скорее приносит вред.
Начнем с того, что ЕГЭ совсем не подтверждает реальных знаний учеников. На практике получается, что вместо настоящего обучения сейчас происходит натаскивание школоты на успешную сдачу ЕГЭ. Что важнее: образованность или умение сдавать экзамен? Вопрос риторический.
Идем далее. Ради какой-то невнятной бумажки о сдаче ЕГЭ по всей стране начинается экзаменационная вакханалия, иначе это действо и назвать нельзя. Прежде всего в масштабах страны это огромные расходы на разработку заданий и изготовление необходимых бланков.
Это огромная нагрузка на преподавателей и тех, кто организует процесс. Это стресс для учеников и их родителей. Это в конце концов просто огромное количество впустую потраченного времени и других ресурсов, которые можно было бы использовать более продуктивно.
Не сомневаюсь, что у вас в голове возник вопрос: а как же без официальной бумаги с печатью, подтверждающей среднее образование? Мои взгляды наверное излишне радикальные, но я скажу.
Надо просто ликвидировать и ЕГЭ и любые экзамены в школах и при выпуске выдавать обычный аттестат зрелости со средними оценками, полученными во время обучения. Причем такой аттестат не должен участвовать в конкурсе для поступления в ВУЗы, а просто должен удостоверять сам факт обучения в определенной школе.
Всех выпускников средней школы можно разделить на две категории.
Часть бывших школьников образование продолжать не будет, им это просто не понадобится ни для трудоустройства, ни для самой работы. Да вы и сами наверное прекрасно знаете, что для зарабатывания денег часто вполне достаточно обычной грамотности и иногда умения тыкать по клавишам компьютерной клавиатуры.
Так вот, в этом случае вполне достаточно и обычного аттестата о среднем образовании или еще какого-нибудь документа, подтверждающего, что данный гражданин определенное количество лет отмучился в таком-то учебном заведении с такими-то оценками по предметам. Экзамены для этого сдавать нет необходимости.
Другая часть учеников захочет продолжить обучение в ВУЗах. Сейчас основанием для поступления является результат ЕГЭ.
А теперь давайте представим, что никакого ЕГЭ не проводится и в школах без всяких экзаменов выдается обычный аттестат с любыми оценками, которые не дают никаких преимуществ.
А вот в любые государственные ВУЗы производится прием ВСЕХ желающих БЕСПЛАТНО без всякого конкурса, достаточно представления аттестата о том, что абитуриент прослушал курс средней школы. Все государственные ВУЗы должны быть бесплатными и при необходимости получать дотацию государства.
Погодите негодовать, лучше читайте дальше.
При таких условиях РАВНЫЕ права имеют ВСЕ. Идут на общих основаниях всякие мутные льготники, особенно мажоры из маленьких, но очень гордых республик, всякие блатные детишки современной элиты и прочие субъекты, привыкшие жить легко и красиво за чужой счет.
Фантазируем дальше.
Большинство конечно же бросится поступать в элитные ВУЗы типа МГУ или МГИМО (или как он там называется). При этом сразу же можно будет увидеть реальный рейтинг популярности учебных заведений, что должно послужить основанием для их поддержки со стороны государства.
Предположим, что на первый курс набрали адскую смесь студентов из разных сословий. А вот затем задачей преподавательского состава является сокращение поголовья первокурсников до оптимального количества еще в первом семестре.
Неспособные к обучению должны быть изгнаны! За все: за прогулы, несвоевременную сдачу заданий, неуспеваемость, да мало ли причин найдется, а уж преподаватели прекрасно знают, как можно устроить студентам адское существование.
Это будет славная резня, которая поможет выкосить всяких бездарностей и случайных людей. При таком подходе учиться останутся лучшие из лучших, а не столичные мажоры и представители олигархических династий. Вопрос борьбы с коррумпированностью преподавателей лежит на совести правоохранительных органов.
Я понимаю, что студентам из бедных семей придется неизмеримо труднее, чем например детям потомственных дипломатов. Но все-таки у них будет более высокий шанс чего-то добиться в этой жизни благодаря способностям, если они имеются. А сейчас места для бедных и талантливых просто уже заняты совсем другими людьми.
А как же те, кто оказался за бортом системы высшего образования? Богатым баранам открыт путь для обучения за рубежом или в платных ВУЗах, бедные бараны обойдутся без диплома.
Государство при таком подходе получает настоящих качественных специалистов, которые станут гордостью страны. Ну а ВУЗы при таком отборе смогут поддерживать действительно высокий уровень образования и достойно конкурировать с другими учебными заведениями всего мира.
Кому невыгодна такая система? Тем, кто неплохо зарабатывает на ЕГЭ и тем, кто осваивает бюджетные деньги, выделенные на это мероприятие. Не знаю, как сейчас обстоят дела с коррупционной составляющей, но наверное она тоже присутствует. Таким образом, в то время как государство несет убытки, выгоду получает ограниченный круг лиц.
Так нужен ли этот ЕГЭ?