Комментатор столичной газеты Berliner Zeitung Ульрих Крёкель, например, считает, что теракты в Волгограде играют на руку Владимиру Путину. "Хозяин Кремля, - пишет он, - сможет теперь принять еще более обширные меры безопасности в преддверии и во время Олимпийских игр в Сочи, ссылаясь на террористическую угрозу".
Кавказский след
Путина он называет "фанатиком безопасности". Но, тем не менее, "и через 20 с лишним лет после распада СССР Россия остается нестабильным государством, - указывает Крёкель и добавляет, - или именно поэтому".
Такую точку зрения разделяют и некоторые другие немецкие обозреватели, считающие, что Кавказ стал "пороховой бочкой" не только вследствие политики, которую проводит российский президент, но и из-за нее тоже.
Другие выражают сомнение, смогут ли российские правоохранительные органы и в самом деле обеспечить безопасность гостей и участников предстоящих в Сочи зимних Олимпийских игр. А в том, что теракты в Волгограде приурочены именно к ним, и что следы ведут на Кавказ, почти никто в Германии не сомневается.
По подсчетам аналитика берлинского Фонда "Наука и политика" Уве Хальбаха, более 90 процентов терактов в России имеют северокавказский подтекст. "Россия стала страной, которая в статистике террора намного опережает европейские страны, США и едва отстает от некоторых государств Среднего Востока", - констатирует он.
Эксперт по России медиакомпании WDR Херман Краузе (Hermann Krause), много лет проработавший в Москве корреспондентом немецкого радио, напоминает в этой связи об угрозах лидера чеченских боевиков Доку Умарова, который еще прошлым летом призывал своих сторонников совершать теракты в преддверии сочинской Олимпиады.
Четвертое поколение террористов
"Волгоград был выбран, наверное, потому, - указывает Краузе, - что это исторически известный город. Он - третий по значению после Москвы и Санкт-Петербурга. При этом безопасность в Волгограде обеспечивается отнюдь не так надежно, как в Москве, где на каждом шагу встречаешь полицейских".
Проблема в том, считает эксперт, что московский уровень безопасности невозможно обеспечить по всей стране. Следовательно, продолжает он, "когда-нибудь в Кремле придется задуматься о причинах терроризма".
А причины эти, по его словам, "доморощенные", "следствие двух войн", которые велись в Чечне, и речь идет "о террористах уже в третьем и даже в четвертом поколении, о людях, которые по-прежнему ведут борьбу за независимость Чечни и против, как они считают, ее оккупации Россией".
О двух чеченских войнах напоминает и Уве Хальбах. "Долгое время Северный Кавказ воспринимался исключительно через чеченскую призму, - говорит он. - Но в последние 15 лет это вооруженное восстание распространилось далеко за пределы Чечни и трансформировалось из национально-освободительного движения в джихад, который ведется террористическими методами".
Регион террора
Оценивая риск для участников и посетителей самих Олимпийских игр в Сочи, Уве Хальбах обратил внимание на принятые здесь невиданные меры безопасности.
"Для одного только города Сочи, - рассказал он, - насчитывающего в обычное время около 400 тысяч жителей - во время Олимпиады их будет, разумеется, намного больше - выделены 40 тысяч сотрудников правоохранительных органов. Меры безопасности приняты очень плотные. Такими не сопровождались, наверное, ни одни Олимпийские игры в прошлом".
Но даже если в Сочи или на Красную Поляну террористам пробраться не удастся, то это не означает, что безопасным можно считать весь этот обширный регион, к которому Хальбах относит не только ареал самих Олимпийских игр, но и юг России целиком, включая Волгоград, и даже города в центре страны. "Так что не исключено, что Олимпийские игры все-таки будут сопровождаться террором", - заявил он.
Опасается новых терактов в связи с сочинской Олимпиадой и Херман Краузе. "Вполне возможно, что ни одному террористу не удастся оказаться вблизи олимпийских объектов в Сочи, - считает он. - Но если будут совершены теракты в других городах, то ни в чем неповинные люди могут оказаться жертвами ошибочной политики".
Ошибочной он называет политику Путина, хотя и далек от того, чтобы всю вину за происходящее взваливать на Кремль. По мнению Краузе, однако, больше внимания следует уделять борьбе с нищетой и коррупцией, которые, по его словам, и служат питательной средой терроризма.