Национал-патриот, лидер движения "Жаса, азаттык" (в переводе с казахского "Да здравствует свобода!") Жасарал Куанышалин
намерен баллотироваться в президенты Казахстана на выборах в 2012 году.
В самом факте выдвижения общественного деятеля на пост главы
государства нет ничего неожиданного. Любопытна форма, в которую он и
лидер незарегистрированной партии "Алга!" (в переводе с казахского
"Вперед!") Владимир Козлов
(выдвинувший свою кандидатуру в прошлом месяце) обернули свое
выдвижение. Оба они намерены поддерживать друг друга на пути к
"транзитному" президентству. Собственно, важны не программы кандидатов -
как раз они стандартны для "демократических" выдвиженцев, и даже не
источники финансирования. Ключевой момент заключается в усиливающемся
беспокойстве - в республике совершенно не стремятся создать механизмы,
обеспечивающие бескровную передачу власти. До нынешнего момента в
публичном поле об этом говорили, в основном, эксперты, наблюдающие за
политической ситуацией в Казахстане. Теперь, похоже, об этом все чаще
будут говорить политики. Собеседник ИА REGNUM Новости - Жасарал Куанышалин. С чем связана формулировка "транзитный президент"? И вообще, в чем заключается миссия "транзитного" главы государства?
Роль транзитного президента в Казахстане - примерно такая же, что и в Кыргызстане. Мы знаем, что таковым там является Роза Отунбаева.
И она выполняет эту функцию, на мой взгляд, достаточно уверенно. Но мы
хотим, чтобы у нас не было и намека на кровавые события, как это
случилось в Оше. Мы хотим, чтобы в Казахстане все было мирно, на основе
соблюдения законов. И настаиваем на проведении честных президентских
выборов, в ходе которых мы бы смогли пробиться "на трон". Но овладеть им
- это не самоцель для нас. Цель - используя эту должность, воплотить в
жизнь преобразования в Казахстане, которых, я уверен, наш народ ждет уже
давно. Мы хотим перемен!
Мы хотим преобразовать
суперпрезидентскую форму правления, когда правит балом режим одного
человека, в президентско-парламентскую республику в ее классической
форме, которая принята во всем мире.
Она возможна в Казахстане? Существуют ли механизмы ее безболезненного внедрения?
Такая
форма правления была в нашей республике в первые годы независимости. Я
был одним из депутатов того парламента, который действительно
соответствовал этому званию. Это был однопалатный парламент, где, как и
полагается в унитарных государствах, республику представляли 177
человек. Из них 70 человек представляли депутатскую группу "Прогресс",
это была оппозиционная группа. У нас были высокие полномочия. И тогда Нурсултан Назарбаев
не мог творить тех безобразий, которые мы наблюдаем сегодня, когда вся
власть в Казахстане у него в руках и он правит страной как "папа". А в
те годы такого и в помине не было. И только незаконно распустив наш
парламент, он "родил" свой, карманный парламент спустя только девять
месяцев. Такого, по-моему, в мировой практике парламентаризма не было,
чтобы страна жила девять месяцев без законодательной ветви власти. Но
зато за эти 280 дней Нурсултан Назарбаев буквально наштамповал множество
указов, "имеющих силу закона". Представляете - один человек выполнял
функции... целого парламента! Таким образом, на основании собственных
законодательных инициатив и указов, он создал тот самый режим личной
власти, который впоследствии обрел колоссальную силу. В итоге Назарбаев и
правит Казахстаном, как "пахан".
Разве возможно вернуться на 20 лет назад? Все течет, все меняется...
Нам
нельзя не возвращаться обратно к тому моменту. И это вполне возможно,
поскольку политика - не река, в одни и те же воды которой нельзя войти
дважды. В политике же можно спокойно вернуться к тому состоянию, которое
было у Казахстана в те годы. У нас только первые годы независимости
можно было назвать более или менее демократичными. А сегодня мы уже
дошли до "вечного" президента, до "лидера нации", до "неподсудного
правителя". Постепенная эволюция режима Назарбаева и его клана к
авторитаризму, диктатуре и культу личности завела нашу страну в
общественно-политический и социально-экономический тупик. Потому мы и
планируем воссоздать президентско-парламентскую республику, а потом уже,
после нас, "транзитных президентов", самым лучшим вариантом будет
вообще парламентская республика. Но прежде - надо расчистить
назарбаевские "конюшни", то есть сломать ту систему, которую он строил
под себя 20 последних лет, а затем цивилизованно перестраивать все под
народ, как и должно быть в нормальном государстве.
ИА REGNUM Новости: Каким образом это можно сделать?
Перед
нами не стоит таких задач, как перед обычными президентами. Обычный
глава государства приходит, не меняя в корне систему управления. А нам,
если мы придем к власти, придется все перестраивать. Поэтому на этот
период необходимы люди, которые возьмут на себя неблагодарную задачу
"чистки". Тяжелой, и даже можно сказать - в чем-то грязной работы. Но
именно для этого в Казахстане и нужны президенты переходного периода.
Перед такими людьми не будет стоять задачи охватить все стороны жизни
государства и перестроить решительно все. Главное - перестроить
общественно-политическую систему. А потом уже, на этой основе, другие
президенты или парламенты будут строить страну по цивилизованным лекалам
дальше. Согласно общепринятым нормам экономики, политики, социальных
отношений...
За 20 лет в Казахстане сложилось немало центров силы -
группировок, обладающих немалыми капиталами и реальной властью как
республиканской, так и на местах. Они готовы защищать свою власть, в том
числе и с оружием в руках. Это криминал, да.
Разве
возможно справиться с такими очагами влияния, и если можно, то, как это
сделать, на ваш взгляд? Тот же советник президента по политическим
вопросам Ермухамет Ертысбаев, который говорит, что с элитой может
справиться только действующий президент - ведь отчасти прав?
Ну,
во-первых, сам Назарбаев с проблемой "не справится" по той простой
причине, что он и не думает с нею справляться. Ведь всю эту криминальную
систему он создал сам. Это атрибуты его собственного режима власти. А
его режим "от" и "до" - построен на коррупции, коррумпированных группах
влияния. И таких моментов, которые в целом представляют уродливую
систему правления, созданную Нурсултаном Назарбаевым, очень много.
Поэтому естественно, во-вторых, когда главный "соловей" страны
(неофициальное прозвище советника президента Казахстана по политическим
вопросам Ермухамета Ертысбаева - ИА REGNUM Новости)
сладко поет о том, что глава государства - всемогущий небожитель,
которому, дескать, "нет альтернативы", - это, разумеется, сознательная
ложь, ибо альтернативы были, есть и будут всегда. И сами "соловьи"
прекрасно это знают. Именно поэтому президент не допускал, не допускает и
не будет допускать по своей воле честных выборов, т.е. пилить сук, на
котором сам сидит. Уберите все это - коррупцию, криминальные группы
влияния, нечестные выборы и т.д. - и режим моментально рухнет.
Но все же - как можно с ними справиться?
Мы
рассчитываем, что когда общество проснется от летаргического сна, в
который вверг его назарбаевский режим, и выберет главу государства
переходного периода - страной будет управлять не один президент, как это
происходит сегодня. Мы вовлечем в этот процесс весь народ. Это
архиважная задача, которая перед нами стоит - подключить к управлению
страной все общество. А народ сегодня отключен от всего. Им правит кучка
узурпаторов власти, которые делают, что хотят. Именно эту систему мы и
хотим изменить. Поэтому, придя к власти, мы будем строить нормальную
систему управления: выстраивать механизм сдержек и противовесов между
ветвями власти, проводить честные парламентские выборы, чтобы народ сам
мог избрать в законодательный орган нормальных депутатов, а не таких
кукол, которые сегодня заседают в парламенте страны по заранее
составленным в Ак Орде спискам, обеспечим привлечение в правительство
нормальных специалистов, профессионалов своего дела, возродим свободу
слова, свободу митингов, пикетов и демонстраций, справедливые суды,
работающие не по указкам "сверху", а по закону, добьемся пересмотра всех
приговоров судов, имевших политический характер, и освобождения, таким
образом, всех политических узников, и т.д. Иначе говоря, нынешняя
система власти должна поменяться со всеми ее уродствами, привнесенными в
нее в период правления Назарбаева. И я убежден, что криминальные центры
влияния уже сами не смогут существовать в обновленном и оздоровленном
обществе, как не могут существовать всякого рода зловредные вирусы в
чистой, здоровой среде. Они со временем, потеряв опору в виде режима
личной власти, попросту исчезнут.
У вас есть примеры подобного?
Михаил Саакашвили провел у себя в Грузии соответствующие реформы и, к примеру, привел в чувство МВД,
сделав ее представителей законопослушными гражданами. И мы тоже будем
действовать, как он, но при этом перенеся этот опыт в целом на все сферы
управления государством! Опираясь на своих единомышленников,
профессионалов, специалистов и, в целом, на народ, как на главный
источник власти. Ведь так написано в нашей Конституции? Однако нынешняя
власть сознательно игнорирует эту конституционную норму, превратив
народ, извините, в бессловесную и покорную массу. Поэтому мне сейчас
даже смешно слышать разговоры о каком-то "народовластии" в рамках
антинародной системы власти.
Но
у вас же есть перед глазами пример Киргизии. Люди, обладающие
капиталами и властью, не позволят вам даже прийти к власти. Они будут
покупать, запугивать, финансировать. Да что за примерами далеко ходить?
Можно вспомнить совсем недавнюю провокацию против вашего соратника
Владимира Козлова, которому радикальные национал-патриоты запретили
баллотироваться в президенты по национальному признаку. Каким образом вы
сможете противостоять провокациям?
Искренне желая чего-то и
умеючи, можно решить любые вопросы. Если все предусмотреть, предугадать,
работать превентивно... Тогда все будет нормально. А когда бардак -
возможны и кровавые события. И я бы хотел обратить внимание на одну из
главных задач нашего тандема. В чем она? Ведь это же ноу-хау для
Казахстана, когда два претендента идут на выборы с одинаковой программой
и, таким образом дублируя друг друга, стараются прийти к власти на
взаимной подстраховке, как я уже говорил, не для "властвования", а для
осуществления преобразований. Особенно здесь важно то, что я казах, а
Владимир Козлов - русский. Это чрезвычайно важный симбиоз в условиях
Казахстана, на основе которого мы собираемся осуществить консолидацию и
объединение сил наиболее многочисленных этнических общин республики -
казахов и русских в этой борьбе за очищение Казахстана. В совокупности
они составляют примерно 90 процентов населения. На наш взгляд, только
так можно нормализовать атмосферу в Казахстане, в том числе и в
межнациональном плане тоже. Ни в коем случае нельзя допускать
конфронтацию в этом аспекте. И тогда ничего подобного тому, что
случилось в Кыргызстане, у нас не будет.
Ведь когда люди видят,
что два человека разных национальностей работают вместе, понимая и
уважая, а самое главное - взаимно дополняя друг друга, уже одно это
будет способствовать снятию напряжения в этом вопросе. А оно сейчас есть
- взаимные подозрения, межнациональные претензии и прочий негатив. Если
мы сумеем снять эти моменты, то, уверены, люди переключатся на позитив.
И станут надежной опорой команды транзитного президента в воплощении в
жизнь необходимых преобразований. Причем такой живой пример сработает
сильнее всяких указов и пропагандистских клише.
Вас
самого считают достаточно резким националистом - как относятся ваши
соратники к идее плодотворной работы с этническим русским?
Прежде
всего, мнение о моем "резком национализме" рождено стереотипами
советского времени, когда всякий, кто заботился о национальных нуждах и
чаяниях родного народа, автоматически причислялся к "националистам".
Кроме того, "национал-патриоты" тоже бывают разные. Среди них есть
настоящие, есть и ложные. Точно также как и в среде оппозиции как
таковой. А в прошлом месяце с яйцами наперевес и грубой бранью на устах
против Владимира Козлова вышли как раз лженационалисты. Они - всего лишь
марионетки, которых использовала власть. Этот метод из арсенала
"разделяй и властвуй" - именно по национальному признаку страну проще
всего разделить - власть всегда готова использовать "в нужный момент".
Поэтому выступившие против Козлова хулиганы и провокаторы - это вовсе не
национальные демократы, а политические маргиналы, которые не
представляют из себя самостоятельной политической силы. Они внезапно
"становятся" такой силой лишь тогда, когда власть привлекает их в
качестве марионеток. Ведь не случайно то, что они, позоря своими
антизаконными действиями как звание "желтоксановцев", так и имя казаха,
называют меня... "позором нации" только на том основании, что я
поддержал в качестве претендента в президенты русского человека. А вот
нормальные люди, которые разумно подходят к вещам и смотрят на ситуацию
не с точки зрения ультранационализма, воспринимают наши идеи вполне
адекватно. Они так и говорят: "Раз сегодня объединились Жасарал и
Володя, то завтра объединятся в целом казахи и русские. И тогда мы
сможем, действуя единым фронтом, перестроить нашу страну в нормальное
государство". А это - как раз то, что нам нужно! Поэтому погоду на
политическом поле Казахстана будут делать не крайние националисты,
умеющие только бить себя в грудь и навешивать ярлыки на других, а
здоровые силы общества.
Как вы намерены решать языковой вопрос?
Здесь
наломано немало дров - во многом, из-за политики Назарбаева и его
окружения. Поскольку Казахстан - унитарное государство, казахский язык
как был, так и останется единственным государственным языком. Это,
повторяю, норма для всех унитарных государств, среди которых Казахстан
не является и не будет являться каким-то исключением. И здесь не должно
быть места для каких-то пустопорожних споров и конфликтов. Что касается
русского языка - мы должны понимать, что он нам необходим. Недаром ведь
сказано - сколько языков знает человек, столько раз он и человек. Иначе
говоря, язык - это богатство. И когда, допустим, я сейчас владею русским
языком на уровне своего родного, это мое богатство. И я от него,
естественно, не буду отказываться. Точно также и все разумные казахи - я
подчеркиваю - разумные казахи подходят к этому вопросу. Русский язык
необходим нам как ценное дополнение к родному языку. И поэтому мы будем
поддерживать нормальное функционирование русского языка в Казахстане. Не
как соперника казахского, а как помощника, если хотите, который
содействует выходу на международную арену или доступу к русской
культуре. Хотя бы поэтому противопоставления русского языка казахскому
не должно быть. Тем более, язык не должен служить расколу. Он, наоборот,
должен сближать людей. А когда и неказахи в нашей стране тоже осознают,
что, овладев казахским языком, они не проиграют, а только выиграют,
станут богаче, - дела в языковой сфере пойдут на лад гораздо быстрее.
Надо ли пересматривать на ваш взгляд, нефтяные контракты?
Да,
их надо пересматривать. Но только в том случае, если они в свое время
составлялись незаконно. Не расторгать. Не отменять. А - пересматривать.
Если, допустим, все договоренности осуществлялись по образу и подобию
"Казахгейта", путем "откатов", коррупции и так далее. Вот тогда -
договоренности надо пересматривать с обязательной компенсацией потерь,
которые произошли из-за незаконных сделок, и идти дальше. То есть все
должно происходить цивилизованно, на основе международных норм и
стандартов. А мы прекрасно помним, какие контракты и как заключались во
времена "дикого рынка" в Казахстане - по-дикому. Мы прекрасно видим, что
колоссальные природные богатства, подаренные Аллахом всему народу
страны, превращены в кормушку для кучки узурпаторов власти и их
подельников, так называемых "олигархов", которые совместно как хотят,
так и грабят Казахстан.
В этом ряду можно назвать массу имен. Например, Александра Машкевича, который в свое время сбежал из Кыргызстана, а здесь с помощью Олжаса Сулейменова и Нурсултана Назарбаева стал миллиардером. Или его друзья - Патох Шодиев и Алиджан Ибрагимов.
Их очень много, этих "новых богатеев", включая сюда и дочь Назарбаева -
Динару с ее мужем Тимуром. Можно взглянуть в список Форбса - вершину
айсберга. А можно заглянуть и в подводную ее часть. Вот эти люди,
которые нагло делят между собой лакомый кусок под названием Казахстан,
имеют свои грязные богатства, в том числе, и на основе криминальных
контрактов.
Как вы оцениваете свои шансы?
Я
оцениваю их как нормальные. При определенном стечении обстоятельств,
считаю, я вполне могу стать президентом. Конечно, было бы просто
нескромно говорить, что я обязательно стану президентом. Но как
претендент я рассчитываю на это. Иначе бы и не претендовал, не стал бы
заявлять о своем желании баллотироваться. Я взрослый человек, 30 лет в
политике, из них 20 лет "бодаюсь" с Нурсултаном Назарбаевым как с
человеком, который загнал Казахстан, как я говорил выше, в тупик.
А
как у претендента, у меня достаточно как государственного, так и
общественно-политического опыта. Я работал в различных сферах - был
депутатом парламента, возглавлял несколько областных управлений,
Гражданское движение Казахстана "Азат". Руководил первой в бывшем СССР
радиоэкологической экспедицией в регион Семипалатинского ядерного
полигона, отстаивал в 1991 году нерушимость границ и неделимость
территории Казахстана в качестве одного из организаторов и руководителей
мирной акции протеста против казачьего сепаратизма в г.Уральске... И у
нас все получалось. Поэтому, если будут нормальные выборы, то и
результат будет нормальным.
А будут ли нормальные выборы?
Вот в этом как раз вся загвоздка и главная проблема. Можно сказать -
наша беда. За последние 20 лет ведь у нас не было нормальных выборов.
Только их профанация, когда фальсификациями добиваются "нужного"
результата для одного суперчеловека или одной суперпартии. Во-вторых,
сейчас возникла реальная опасность вообще отмены выборов. Они могут
попросту не состояться по той простой причине, что сейчас муссируются
разговоры о том, чтобы сделать Назарбаева "вечным" президентом путем
отказа от президентских выборов. Зачем, мол, тратить на это лишние
деньги. Пусть нами правит "лидер нации" во веки веков. Но давайте
вспомним "Супермурада" Ниязова, который тоже считался "вечным", царствие
ему небесное. Вот и у нас сейчас культ личности достиг уже
маразматических высот. Поэтому угроза отмены выборов вполне реальная.
Путем решения кукольного парламента. И эта опасность, конечно же, может
внести коррективы в нашу инициативу. Однако здесь необходимо учесть и ту
истину, что "человек (Назарбаев) предполагает, а Бог располагает". Ведь
этот вопрос нынче волнует не только нас, транзитных претендентов, но и
весь казахстанский народ. А это значит, что настала пора преобразовать
нашу страну из "Мазахстана" ("мазах" - в переводе с казахского -
"издевательство" - ИА REGNUM Новости)
снова в Казахстан. А наша республика имеет реальные возможности для
того, чтобы стать подлинно демократическим государством с мощной
экономикой...
Михаил Пак, Алма-Ата