Депутатский запрос
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
15 декабря 2014 года США объявили о введении очередных экономических санкций против России и попытке полномасштабной экономической блокады Республики Крым и города Севастополя. Канада, в свою очередь, расширила санкционный список граждан России.
Как сообщается в комментарии официального представителя МИД России А.К.Лукашевича от 20.12.2014г., «мы займемся проработкой ответных мер».
В этой связи, полагаем, целесообразно для начала резюмировать, какие экономические и политические санкции были введены ранее в отношении России, какие ответные меры были приняты и, соответственно, какой эффект они возымели.
Европейский союз с 01 августа 2014 года запретил экспорт в Россию продукции для глубоководной нефтеразведки, арктической разведки и производства нефти, проектов сланцевой нефти. Чтобы ограничить доступ России к рынкам капитала ЕС, граждане и компании Евросоюза не смогут больше покупать или продавать новые облигации, акции или подобные финансовые инструменты со сроком обращения более 90 дней, выпущенными государственными банками РФ, банками развития, их дочерними структурами и теми, которые действуют от их имени. Услуги, связанные с выпуском таких финансовых инструментов, в частности брокерские, также запрещены.
Европейский инвестиционный банк по рекомендации Европейского совета ЕС 18 июля прекратил новое финансирование проектов в России. Кроме того, санкции коснулись ряда крупных российских организаций, включая банки. ЕС также ввёл эмбарго на импорт и экспорт оружия и подобного материала в Россию, запрет на экспорт товаров двойного назначения и технологий для военного использования в Россию или российским конечным военным пользователям.
Соединённые Штаты Америки 4 марта 2014 года заморозили инвестиционное сотрудничество с Россией. 13 марта Вашингтон объявил о проведении «пробной продажи» пяти миллионов баррелей нефти из стратегического нефтяного резерва, аналогичной по содержанию серы экспортируемой из России. 20 марта США ввели санкции против банка «Россия». 28 марта прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения, а 3 апреля приостановили сотрудничество в космической сфере за исключением проекта Международной космической станции и по ряду проектов в области мирного атома.
7 апреля Вашингтон прекратил сотрудничество с Россией в рамках программы Нанна-Лугара, а также закрыл доступ гражданам России к объектам Министерства энергетики, включая Брукхейвенскую национальную лабораторию и Фермилаб. 28 апреля ввели санкции в отношении 17 российских компаний. Запретили продавать России высокотехнологичные товары, которые могут усилить боеспособность российской армии и аннулировали ранее выданные лицензии на их поставки.
В мае 2014 года в сенат США был внесён законопроект «О предотвращении российской агрессии», который прошёл два чтения, был поддержан 26 сенаторами-республиканцами и передан на рассмотрение комитета по международным отношениям. В существующей редакции законопроект предлагает, в частности, ввести санкции в отношении Сбербанка, ВТБ, Внешэкономбанка, Газпромбанка, «Газпрома», «Новатэка», «Роснефти» и «Рособоронэкспорта».
7 мая исключили Россию из торговой программы, позволяющей странам с переходной экономикой беспошлинно импортировать в США определенные виды товаров. 18 июня ужесточили экспортный режим в отношении 5 российских компаний: Фрязинского филиала Института радиотехники и электроники Российской Академии наук, ОАО «Воентелеком», Академии безопасности бизнеса, ООО «Насосы Ампика», ООО «Нуклин». 16 июля ввели первые санкции в отношении ключевых секторов российской экономики.
Под санкции попали «Роснефть», газовая компания «Новатэк», государственные Внешэкономбанк и Газпромбанк. Против предприятий российского оборонно-промышленного комплекса: корпорации «Алмаз-Антей», «Ижмаш», концерна «Калашников», НПО «Базальт», «Уралвагонзавода» и КБ приборостроения, НПО Машиностроения, КРЭТ, «Созвездие». 25 июля отказалась поддерживать проекты Всемирного банка в России.
29 июля ввели санкции против «Банка Москвы», банка ВТБ и «Россельхозбанка». Гражданам и компаниям США запрещено приобретать долговые обязательства этих банков или связанных с ними юридических лиц, а также их имущество на срок свыше 90 дней. Также введены санкции против Объединённой судостроительной корпорации Российской Федерации.
6 августа США запретили поставку в Россию оборудования для глубинной добычи (свыше 152 метров), разработки арктического шельфа и сланцевых запасов нефти и газа, поставку технологий нетрадиционной добычи энергоносителей: буровые платформы, детали для горизонтального бурения, подводное оборудование, морское оборудование для работы в условиях Арктики, программное обеспечение для гидравлического разрыва пласта (ГРП), дистанционно управляемые подводные аппараты, насосы высокого давления. Ввели обязательную проверку конечного получателя технологий нетрадиционной добычи энергоносителей, с возможностью отказа в лицензировании.
Великобритания 13 марта 2014 года остановила поставки в Россию предметов военного назначения. 13 июля исключила Россию из списка стран, которым разрешено приобретать британскую авиапродукцию. 21 июля приостановила действие всех лицензий на поставки оружия, компонентов вооружений и продукции двойного назначения в Россию.
Германия 19 марта 2014 года приостановила выполнение военного контракта с Россией стоимостью 120 млн евро. 24 апреля прекратила экспорт всей военной продукции в Россию. 4 августа отозвала у компании Rheinmetall разрешение на строительство центра боевой подготовки для российских солдат в поселке Мулино.
Норвегия 18 марта 2014 года приостановила участие в переговорах о создании зоны свободной торговли между Европейской ассоциацией свободной торговли и Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
Вышеуказанные государства, а также Латвия, Нидерланды и Швеция приостановили военное сотрудничество с Россией.
Канада 22 марта 2014 года ввела санкции против ОАО «Акционерный банк «Россия». 26 апреля отказалась от запуска микроспутника M3MSat с помощью российской ракеты с космодрома Байконур. 28 апреля ввела дополнительные экономические санкции против банков «Экспобанк» и «РосЭнергоБанк». 4 мая распространила санкции на шестнадцать российских банков и компаний.
Швейцария и Новая Зеландия остановили процесс создания зоны свободной торговли с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана.
Кроме того, Швейцария ввела санкции в отношении 8 компаний («Керченская паромная переправа», «Севастопольский морской торговый порт», «Керченский порт», авиакомпания «Универсал-авиа», санаторий «Нижняя Ореанда», «Азовский ликеро-водочный завод», винодельческий комбинат «Массандра», институт винограда и вина «Магарач», завод шампанских вин «Новый Свет»).
Япония 18 марта 2014 года приостановила переговоры о подписании договоров об инвестициях, предотвращении опасной военной деятельности и сотрудничестве в сфере астронавтики с Россией. 5 августа правительство Японии утвердило санкции против крымских компаний «Черноморнефтегаз» и «Феодосия».
Также Норвегия, Лихтенштейн, Молдавия, Исландия, Черногория и Албания присоединились к санкциям Европейского союза, введённым против России.
Что же касается отдельных компаний, то своего рода санкции в отношении России применили следующие.
Французская Renault Trucks Defense, принадлежащая шведскому концерну Volvo, приостановила разработку совместного с Россией проекта боевой машины пехоты «Атом».
Итальянская фирма «Финкантьери» приостановила совместный с ЦКБ МТ «Рубин» проект по разработке малой неатомной подлодки S-1000.
Французская компания «EDF Trading» отказалась от российского термального угля компании «Заречная».
Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras отложила планы по созданию совместного предприятия с ОАО «Роснефть» по продажам нефти и нефтепродуктов.
Американские IT-компании, в том числе Microsoft, Oracle, Symantec и Hewlett-Packard, прекратили сотрудничество с российскими банками и компаниями, в отношении которых власти США ввели санкции.
21 марта 2014 года международные платёжные системы Visa и MasterCard временно прекратили обслуживание карт, выпущенных российскими банками, аффилированными с лицами из списка санкций США. Среди первых пострадавших – клиенты банков АКБ «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапиталбанк», СМП Банк, «Финсервис» и др. (всего семь российских банков).
16 апреля Банк Кипра прекратил работу всех своих отделений в Крыму «в связи с последними событиями на Крымском полуострове».
Иными словами, экономические и политические санкции, введенные в отношении России, характеризуются эффективностью негативного воздействия на российскую экономику. Россия практически лишена доступа к зарубежным высоким технологиям и рынкам сбыта ключевых статей своего экспорта (кроме энергоносителей).
Даже по более чем умеренным оценкам Минфина, Россия теряет порядка $40 млрд в год из-за геополитических санкций. Отдельные экономисты называют намного более пессимистичные цифры. При этом пик нагрузки на российскую экономику, судя по всему, придётся на середину 2015 года.
Каков же российский ответ на усиливающееся давление? Россия ограничила импорт ряда продовольственных товаров из стран, которые ввели в отношении нее санкции: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии, а также ввела запрет на ввоз польских яблок.
Установлен запрет на допуск к государственным и муниципальным закупкам отдельных продовольственных товаров, программного обеспечения, товаров легкой промышленности и автомобилей, происходящих из иностранных государств.
Еврокомиссия оценила ущерб экономике Европы от подобных действий России в 5-6 млрд евро(http://ria.ru/world/20141115/1033465459.html).
В этой связи, в целях защиты российской экономики и реализации эффективных механизмов противодействия возрастающему экономическому и политическому давлению на Россию со стороны стран Запада КПРФ выдвигает следующие предложения.
Следует изменить направление российских санкций с простых граждан и фермеров на глобальные корпорации, когда это возможно. Необходимо ограничить импорт алкоголя, табака (табачных изделий), а также автомобилей из стран, участвующих в экономической осаде России.
Кроме того, необходимо принятие законов:
1. «О денонсации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.», предусматривающего выход России из ВТО, главным образом, в связи с массовыми нарушениями зарубежными «партнёрами» по политическим мотивам основополагающих идей ВТО, в т.ч. принципа свободной торговли (путём введения экономических санкций в отношении России).
2. «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации», предусматривающего разумное использование нефтегазовых доходов вместо их изъятия в т.н. «суверенные фонды» (Резервный фонд и ФНБ), инвестируемые, в первую очередь, в американские ценные бумаги. Возможность использования дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета, а также в случае недостатка указанных доходов средств Резервного фонда на замещение не поступающих в ходе исполнения федерального бюджета доходов федерального бюджета (за исключением нефтегазовых доходов федерального бюджета) и замещение источников финансирования дефицита федерального бюджета уже реализована Правительством путём внесения 22 сентября 2014 года поправок в законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Однако КПРФ настаивает на реализации всех мер, предусмотренных во внесённом нами 10 сентября законопроекте.
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей», предусматривающий государственные и муниципальные закупки отечественных товаров, работ и услуг, кроме случаев, прямо предусмотренных Правительством РФ.
Отдельного внимания требует пересмотр Военной доктрины, Стратегии национальной безопасности и Концепции внешней политики Российской Федерации в связи с экономической, политической и даже, по сути, военной агрессией как отдельных стран Запада, так и их блоков. Согласно ответам на депутатские запросы парламентариев КПРФ в Правительство, МИД России, Минобороны, предлагаемые в этом отношении меры уже отчасти находятся в стадии реализации, что России следовало бы продолжать и далее.
Необходимо ограничить влияние иностранных государств на власть и управление в России.
Во-первых, логичным шагом после введения запрета отдельным категориям граждан иметь счета за рубежом будет принятие законопроекта КПРФ о запрете им иметь зарубежное недвижимое имущество.
Во-вторых, необходимо запретить членам НКО, выполняющим функции иностранных агентов, поступать на государственную и муниципальную службу, становиться депутатами Госдумы и сенаторами.
В-третьих, необходимо ввести запрет возглавлять ключевые российские предприятия (от АвтоВАЗа до ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт Генерального плана города Москвы») иностранцам.
Указанные меры уже прорабатываются КПРФ и вносятся на рассмотрение Государственной Думы.
Необходимо также предусмотреть более строгий контроль за реализацией как уже принятых решений, так и тех мер, которые на данный момент прорабатываются в связи с введением США и Канадой новых санкций.
Так, на нарушение запрета на ввоз отдельных категорий продовольственных товаров приходится реагировать даже Президенту России (http://ria.ru/world/20140826/1021490900.html).
На основании ст. 7, 14 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», просим Вас при выработке мер в связи с введением новых санкции в отношении России учесть вышеизложенные предложения по защите российской экономики и повышению эффективности механизмов противодействия возрастающему экономическому и политическому давлению со стороны США, Канады, стран Евросоюза и иных государств.
О принятых Вами мерах просим сообщить в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в сроки, установленные законом.
С уважением, В.Ф. Рашкин, С.П. Обухов.