На майской сессии Законодательного Собрания Краснодарского края одним из первых рассматривался вопрос об исполнении краевого бюджета за 2015 год.
В проекте закона отражены следующие основные финансовые параметры.
Доходная часть бюджета составила 184,6 млрд. рублей, включая 147,3 млрд. собственных краевых доходов и 37,3 млрд. – поступления из федерального бюджета. Доходы оказались примерно на 10 миллиардов меньше, чем планировалось.
Расходы бюджета составили почти 197 миллиардов. Таким образом, бюджет исполнен с дефицитом более чем в 12 млрд. рублей. Для покрытия дефицита привлекались кредитные средства. Вследствие этого государственный долг на Краснодарского края на конец года превысил 145 млрд. рублей. (В скобках заметим, что в течение первого квартала текущего 2016 года долг увеличился до 150 миллиардов).
В течение года были «оптимизированы» расходы: в частности, произошло сокращение ряда государственных программ. Уменьшились, по сравнению с планируемыми, объемы финансирования, например, в дорожной отрасли – почти на 5 млрд. рублей, в жилищно-коммунальном хозяйстве – по водоснабжению населенных пунктов – на 274 млн. рублей и по водоотведению – на 48 млн., в программе развития топливно-энергетического комплекса – по газификации – на 24 млн. и модернизации систем теплоснабжения – более чем на 25 миллионов. Не выполнена подпрограмма поддержки сельских клубных учреждений, на которую законом о краевом бюджете-2015 отводилось всего 12 миллионов рублей на весь край.
Именно об этих недостатках исполнения бюджета сказал в своем выступлении на сессии руководитель фракции КПРФ краевого парламента Н.И. Осадчий.
- Согласно пояснительной записке к законопроекту, – отметил он, – с целью сохранения сбалансированности бюджета было «приостановлено финансирование непервоочередных расходов». Хотелось бы, чтобы в дальнейшем в разряд «непервоочередных» не попадали расходы на проведение газификации, развитие водоснабжения, ремонт теплосетей и автомобильных дорог. Все эти вопросы очень важны, особенно для сельских территорий. Кроме того, следует учитывать тяжелое финансово-экономическое положение многих муниципальных образований. Именно в силу этого положения ряд государственных программ не выполнены. Муниципалитеты не смогли войти в реализацию госпрограмм, ведь у них просто нет средств для софинансирования. Самый наглядный пример – невыполнение подпрограммы по сельским клубам. Нужны хорошо продуманные меры, чтобы исправить эту ситуацию и не повторять ее в дальнейшем.