7 декабря в ходе очередного пленарного заседания Государственной Думы состоялся «правительственный час». Министр здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцова рассказала об основных направлениях работы своего ведомства и ситуации в регионах, ответила на многочисленные вопросы депутатов, а затем выслушала выступления представителей фракций.
От фракции КПРФ — по поручению ее руководства — выступил Н.И. Осадчий — депутат от Краснодарского края, член думского Комитета по охране здоровья, первый секретарь Краснодарского крайкома Комитета КПРФ.
Выступление Н.И. Осадчего:
Уважаемый Иван Иванович! Уважаемая Вероника Игоревна! Уважаемые коллеги!
Сбережение и здоровье народа — величайшая ценность. Так прозвучало в Послании Президента. Уверен, что так же думаем и все мы.
Но чтобы этот призыв был реализован, нужна эффективная система охраны здоровья народа, охватывающая всех граждан вне зависимости от размеров их кошелька, и реализуемая как государственная политика.
80 лет назад, 5 декабря, была принята Конституция СССР, которая гарантировала социальные права граждан, включая бесплатную медицинскую помощь и сеть курортов.
Сегодня, согласно другой Конституции, мы живем в «социальном государстве». Но, в Советском Союзе, сравнивая с Российской Федерацией, смертность была на 20 процентов ниже — на уровне европейских стран. А в современном Китае – смертность почти вдвое ниже.
Конечно, есть достижения – в области высокотехнологичной медицинской помощи и перинатальной медицины. Идут цифровые технологии, санитарная авиация, появилась стратегия против ВИЧ-инфекции.
Но мы видим и явные сбои — в кадровом и лекарственном обеспечении, в медпомощи на первичном уровне, в работе «скорой помощи».
Большая беда – от «бухгалтерских» подходов, помогающих извращенной «оптимизации».
Очевидно, что эти и многие другие проблемы имеют не только ведомственный, но и системный характер.
Первый вопрос — это финансовые основы здравоохранения. Здесь у нас смешаны бюджетные и страховые принципы, и гармонии между ними пока нет.
При этом гарантий бесплатной помощи все меньше, а удельный вес легальных и нелегальных платных услуг растет: за прошлый год — почти на четверть.
Но доходы-то населения не растут! Значит, доступность медпомощи снижается. И граждане (по некоторым оценкам, — примерно треть) прибегают к самолечению, обращаются в медицинские организации только в самых тяжелых случаях.
Санаторно-курортный сектор стал сферой частных интересов, а, значит, для людей труда возможности оздоровления «канули в лету».
Вторая системная проблема – технологические контрасты. С одной стороны, есть супертехнологии в хирургии и других отраслях, начался переход к цифровой и персонализированной медицине, а, с другой стороны, мы имеем вчерашний день – в оснащенности многих муниципальных учреждений и отсутствие должной реабилитации после высокотехнологичных операций, — когда пациенты возвращаются домой.
Третий вопрос — это кадры и качество их работы. Если сказать предельно кратко, то, на мой взгляд, дело обстоит так: врачи разрываются между клятвой Гиппократа и законами рынка!..
Специалисты бегают из государственных или муниципальных организаций в частные клиники, - туда, где выше заработок.
«Майские Указы». Отчеты по «дорожным картам» идут, но отчетное повышение зарплаты медицинских работников, по данным Счетной Палаты, нередко происходит за счет сокращения их численности и за счет совместительства — по полторы-две ставки. Это — работа «на износ»...
Четвертый вопрос. Есть ли у нас единая вертикаль в управлении — от Минздрава до сельских больниц?..
Стратегического планирования, как и в других областях экономики и социальной сферы, точно не хватает.
Нет обоснованной оценки, сколько в стране работающего и неработающего населения, где реально находятся и трудятся люди; соответственно – сколько и куда направлять врачей и медсестер; сколько и каких лекарств требуется. При этом у нас низкий норматив лекарственного обеспечения для уязвимых групп населения, не увязанный с реальным уровнем их доходов.
Коллеги! Эти проблемы видят все. Но Правительство – как будто в другом мире. Расходы на здравоохранение на 2017-й год определены так, что даже если сложить все деньги бюджетной системы, то в лучшем случае выходит только нынешний уровень финансирования, а весь так называемый «рост» (менее 6 процентов) съест инфляция.
Конкретно: наша фракция считает, что на 2017-2019 годы заложено недостаточно средств на лекарственное обеспечение. Мало – для научных исследований, для медицинской и фармацевтической промышленности. Будем топтаться на месте.
Здравоохранению в ближайшие годы явно грозит недофинансирование, что противоречит как запросам граждан, так и задачам, поставленным в Послании Президента.
Финансово-экономический блок Правительства никак не может понять, что расходы на медицину и образование — это не затраты, а инвестиции — в развитие человека!..
Депутаты фракции КПРФ считают, что совокупные расходы на здравоохранение должны составлять, как минимум, 6 процентов от Валового внутреннего продукта, а сейчас всего 3.
Об источниках мы уже не раз говорили. Это — прогрессивная шкала НДФЛ, госмонополия на алкоголь и перераспределение доходов от сырьевого экспорта.
А главное: нам нужно эффективное управление на основе стратегического планирования. Нужна концепция государственной политики по сбережению народа, включая стратегию здравоохранения и медицины!..
Спасибо за внимание!