Член ЦК КПРФ, первый секретарь Краснодарского краевого Комитета партии Н.И.Осадчий выступил на совместном Пленуме ЦК и ЦКРК КПРФ
Н.И.ОСАДЧИЙ: Безусловно, вопрос, обсуждаемый сегодня, – один из ключевых для реального подъема страны, для нашего общего дела – социализма.
Сначала – несколько суждений философского плана.
Образование
– не только знание и элементарная грамотность населения, не только
квалификация работников, не только условие технического прогресса и
развития науки.
Образование – это система ценностей, то есть
идеология и мировоззрение. Поэтому в своей собственной системе
образования нуждается каждая общественная система, каждый народ. С одной
стороны, образование вырастает из потребностей технологического
прогресса, а, с другой стороны, – образование не может не быть связано с
тем, что называется «душой народа»; оно отражает психический склад
народа, глубинные народные архетипы, традиции.
Вот почему партия
власти, связанная с интересами мировой олигархии, космополитического
капитала, так настойчиво наступает на систему образования, сложившуюся в
Советское время и впитавшую многие традации вековой русской школы.
Рыночно-либеральный прагматизм, вкупе с непрофессионализмом, рождал и
будет рождать всевозможных монстров вроде ЕГЭ или того жуткого
федерального государственного образовательного стандарта для средней
школы, о котором уже много сказано.
Все это возмущает не только нас и наших сторонников, но очень широкие социальные слои, – например, православную общественность.
Прежняя
русская, советская школа не нужна в нынешней российской системе
общественных отношений – здесь нужны покупатели и продавцы
«образовательных услуг». В этом – исток противоречий в обществе,
противоречий общефедерального масштаба. И они отражаются на региональном
уровне, на местном уровне.
Возьмем Краснодарский край. Вот некоторые процессы в сфере образования.
Детские
сады. Их не хватает. Часть детских садов, особенно ведомственных, были
«прихватизированы» и изменили свой профиль еще в первой половине 90-х
годов. Очередь за местом в детском саду на Кубани – несколько десятков
тысяч семей. Максимально была 65 тысяч, но после того, как фракция КПРФ в
Законодательном Собрании края пять лет назад подняла эту тему, теперь
ежегодно в краевом бюджете есть строка о ремонте и реконструкции детских
садов, о строительстве новых детских дошкольных учреждений. Но очередь
сокращается крайне медленно. В том числе – потому, что примерно
три-четыре последние года начали несколько улучшаться показатели
рождаемости. Партия власти из этого факта делает вывод, что страну ведут
правильным путем, но умалчивается, что рост рождаемости прямо связан со
вступлением в детородный возраст поколения, рожденного в середине 80-х
годов прошлого века.
Сельские малокомплектные школы. В краевом
департаменте образования и науки все еще работают люди, у которых не
рыночно-бухгалтерское мышление, которые понимают всю убийственность
формального нормативно-подушевого принципа финансирования школ. Поэтому
они разрабатывают, а затем краевым законом раз-два в год утверждаются
дополнительные поправочные коэффициенты, вследствие чего норматив для
городской школы – примерно 15 тысяч рублей, а для малокомплектной
сельской школы – около 40 тысяч. То есть вроде бы происходит
выравнивание и тем самым – вроде бы спасение этих школ. Но на деле все
равно несколько десятков сельских школ в кубанской «глубинке» за
последние годы закрыто. Здесь сказывается и сложная демографическая
ситуация во многих кубанских станицах и хуторах, и слабость
муниципального бюджета, и убогий характер мышления ряда нынешних
управленцев.
Дополнительное образование. Например, ДЮСШ. Есть
острейшая проблема их материально-технического обеспечения: спортивное
оборудование и инвентарь, ремонт спортивных залов. Именно с этим очень
часто к нам, депутатам, обращаются родители юных спортсменов.
Начальное
профессиональное образование. В крае есть понимание того, что эта
система необходима, потому что без нее неоткуда взяться хоть в какой-то
степени подготовленным рабочим, токарям и слесарям и многим другим
специальностям. Но можно ли удержать, сохранить и тем более развивать
эту систему, укреплять ее материально-техническую базу, оснащать
современным оборудованием исключительно за счет средств регионов?
Конечно, нет.
Далее. С 1 января текущего в сфере образования уже
реализуется «автономизация». В каждом муниципальном районе на территории
нашего края определены 2-3 учреждения, которые «изменили свой правовой
статус» и стали «автономными». Где-то это детский сад, где-то – школа,
где-то – центр детского творчества, причем, как правило, наиболее
оснащенные.
На стадии принятия федерального закона № 83 мы, конечно
же, протестовали, и сейчас продолжаем выдвигать требования его отмены.
Но закон принят, и он вступил в силу. Поэтому, продолжая требовать
отмены навязанной «автономизации», мы в то же время решили собрать
дополнительные аргументы – из складывающейся практики.
В своей
краевой Ассоциации коммунистов-депутатов мы поручили депутатам из
представительных органов местного самоуправления самым внимательным
образом отслеживать социальную ситуацию, складывающуюся вокруг каждого
конкретного АУ. Какие проблемы возникают в его деятельности, какова
реакция родителей и так далее. Затем, опираясь на этот фактический
материал, будем ставить вопрос о судьбе АУ с конкретными аргументами…
И
еще об одном. О проекте федерального закона «Об образовании». Понимая,
видя крайне противоречивую, во многом – сугубо отрицательную
общественную реакцию на правительственный законопроект, краевая власть
изобрела определенный механизм смягчения социального недовольства. В
крае силами чиновников и депутатов-«единороссов» была организована целая
серия мероприятий, именуемых широкое «общественное обсуждение
законопроекта», «парламентские слушания» на семи зональных совещаниях
управленческого и педагогического актива. Называется цифра, что в ходе
обсуждения внесено более двух с половиной сотен замечаний и предложений.
Итогом стало Постановление Законодательного Собрания края о
правительственном проекте закона, принятое три дня назад. В нем сказано,
если коротко, что в проекте много слабых мест, нужна существенная
доработка, вносим такие-то предложения и ставим такие-то проблемы перед
разработчиками. Приложена довольно-таки объемная таблица. Но
одновременно в этом Постановлении говорится: разработка закона является
«целесообразной и своевременной», отвечающей новым российским реалиям. И
не отвергается концепция платных образовательных услуг.
Наша
фракция проголосовала против данного Постановления, мотивируя свою
позицию тем, что существует альтернативный проект закона «Об
образовании» и, если уже вести действительно широкое обсуждение, то, как
минимум, необходимо сопоставлять оба имеющихся законопроекта, их
концепции и принципы. Но парламентским большинством ЗСК Постановление
было принято…
Подведу итог. Даже при более-менее ответственном и
совестливом отношении к делу сегодняшних руководителей образования в
регионах, на местах, все равно происходит постепенная, «тихая»,
«ползучая» деградация. Она обусловлена общим характером экономических и
политических отношений в России, зависимостью страны от мирового
капитала. Поэтому вывод очевиден: даже простое сохранение существующей
системы доступного и качественного образования в таких условиях
невозможно. Эта система при сохранении президентско-правительственного
курса неизбежно будет уничтожена.
Надо добиваться
социально-политических и политико-экономических перемен. Иначе говоря, –
смены власти и общественного строя, перехода к социализму, что и
является главной политической задачей КПРФ, нашей программной целью.