Доклад первого секретаря крайкома КПРФ Н.И.Осадчего на совместном Пленуме Комитета и контрольно-ревизионной комиссии краевого отделения КПРФ 16 мая 2015 года
Товарищи! Три с половиной недели назад в Краснодарском крае произошли перемены во власти. А.Н.Ткачев, являвшийся губернатором более 14 лет, переведен Президентом России на должность министра сельского хозяйства. 22 апреля Президент подписал Указ о назначении Вениамина Ивановича Кондратьева исполняющим обязанности главы администрации (губернатора) Краснодарского края.
В ближайшие недели, не позже чем через месяц, в соответствии с законом должны быть назначены выборы главы администрации (губернатора) края. Вероятнее всего, они пройдут в Единый день голосования 13 сентября.
Краевое отделение КПРФ с 2000-го года по настоящий момент – по разным причинам – ни разу не участвовало в губернаторских выборах.
Немного истории.
В 1996 году мы поддержали выдвижение Н.И.Кондратенко и активно участвовали в его кампании. В 2000 году, когда окончательно стало ясно, что Кондратенко не будет баллотироваться на второй срок, после некоторых раздумий и консультаций, в том числе и с руководством партии, на Пленуме краевого Комитета было принято решение о поддержке А.Н.Ткачева, выдвинувшегося от группы избирателей.
Следует помнить, что А.Н.Ткачев в тот момент являлся членом КПРФ, депутатом Государственной Думы, выдвинутым КПРФ по одномандатному Тихорецкому избирательному округу, работал в составе созданной на основе КПРФ Агропромышленной депутатской группы под руководством Н.М.Харитонова, был председателем Комитета Госдумы.
Первые два года губернаторства Ткачева, период 2001-2002 годов, когда нам еще принадлежало большинство мандатов в Законодательном Собрании Краснодарского края и до 10 должностей глав местных администраций, включая город Краснодар, можно охарактеризовать как время конструктивного взаимодействия краевого отделения КПРФ и краевой администрации. У нас, например, была общая позиция по отношению к расширению НАТО, по вопросу о земле, о недопустимости ее превращения в объект товарно-денежных отношений. В частности, в июле 2001 года при содействии администрации мы провели масштабное массовое пикетирование вдоль основных магистралей на территории края – от Кущевской до Новороссийска и от Успенской до Павловской.
В начале осени 2002 года Краснодар стал центром инициативы лево-патриотических сил России по проведению Всероссийского Референдума – по ключевым вопросам (купля-продажа земли, национализация базовых отраслей экономики и так далее). Но эта инициатива – при молчаливом согласии краевой власти – была задушена как сверху, в Госдуме, где в ускоренном порядке продавили изменения в федеральный закон о Референдуме, так и снизу, где в качестве заслона выставили избирательную комиссию Краснодарского края.
Выборы депутатов Законодательного Собрания края осенью 2002 года, проводившиеся по одномандатным округам, прошли на фоне подковерных игр внутри краевой администрации, и их результаты оказались не в пользу коммунистов. Мы потеряли большинство в краевом парламенте. Потом еще была и попытка переворота в краевом Комитете КПРФ, но она провалилась.
Следующий этап. Осенью 2003 года на выборах депутатов Государственной Думы А.Н.Ткачев, оставаясь членом КПРФ, возглавил региональную группу партийного списка «Единой России». Это вызвало острые разногласия. Выселковскому райкому, где А.Н.Ткачев состоял на партийном учете в первичной организации, было поручено рассмотреть вопрос о нарушении Устава партии. Однако принятие решения о взыскании затянулось.
Весной 2004 года в крае были проведены досрочные губернаторские выборы. А.Н.Ткачев был избран фактически безальтернативно. Краевое отделение КПРФ не поддерживало А.Н.Ткачева и не выдвигало своего кандидата, выстроив компромисс в пользу избрания в Краснодаре коммуниста на второй срок полномочий главы города. Задача была решена. Но через несколько месяцев после выборов, ближе к концу лета, в Краснодаре начался политический переворот, в результате которого от своих должностей были силовым способом отстранены коммунисты: глава города – Н.В.Приз и председатель городской Думы – А.И.Кирюшин. Краевой Комитет партии реагировал на этот переворот митингами, заявлениями, пикетами и исключением А.Н.Ткачева из рядов КПРФ – в сентябре 2004 года.
Затем, вследствие перемен в федеральном и краевом законодательстве, прямые (всенародные) выборы губернаторов были отменены. Настал период другой процедуры – утверждения в должности губернатора кандидатуры, вносимой Президентом РФ, на сессии Законодательного Собрания Краснодарского края.
Такая процедура прошла дважды – в 2007 и в 2012 году. В первый раз голоса коммунистов-депутатов разделились, но во второй раз фракция КПРФ единодушно голосовала «против».
Недавно законодательство вновь изменилось: формально прямые выборы главы администрации края возвращены. И вот сейчас, после ухода А.Н.Ткачева, назначения ВРИО и предстоящего официального назначения этих выборов краевое отделение КПРФ должно определиться по отношению к этой, безусловно, важной и сложной политической кампании.
Бюро крайкома, обсудив данный вопрос 28 апреля, пришло к выводу: мы обязаны участвовать в выборах губернатора края, причем с выдвижением собственной кандидатуры. По закону и по Уставу КПРФ этим полномочием обладает только Конференция краевого отделения КПРФ. Для того чтобы ее созвать, мы и собрали сегодня Пленум.
Почему мы должны принимать участие в губернаторских выборах?
Первое. Нас обязывает к этому проблемное, противоречивое положение в экономике и социальной сфере Краснодарского края.
Главное внимание краевой администрации в предыдущий период было уделено экономическому развитию Черноморского побережья, реализации «олимпийского проекта». Создан уникальный спортивный комплекс, возникли возможности для газификации ряда территорий, однако в целом черноморские города не получили должного подъема своей социальной сферы, модернизации инженерной инфраструктуры. Остались трудные проблемы водоснабжения и водоотведения. Для той же газификации в Туапсинском районе элементарно не хватает бюджетных средств.
Экономическая политика в России, экономический кризис, перекосы в развитии края последних лет привели к серьезным бюджетным трудностям. Государственный долг края составляет 140 млрд. рублей. В аналогичном положении находятся многие муниципальные бюджеты.
Непростая ситуация сложилась на рынке труда. По экспертным оценкам, в соответствии с методикой МОТ, все последние годы численность безработных граждан остается в пределах 140-150 тысяч.
С одной стороны, в крае не хватает квалифицированных рабочих, медицинских работников. С другой стороны, налицо нехватка рабочих мест (с достойной зарплатой) в сельской местности и в малых городах.
Что касается агропромышленного комплекса Кубани – главной производственной базы и главного источника благосостояния жителей края, то все эти годы он вроде бы постоянно был на виду и на хорошем счету. Но какая отрасль сельского хозяйства была на первом плане? Растениеводство. Были рекордные урожаи? Да, и это, конечно, – достижение, это – результат интенсивных современных технологий.
В 2014 году валовой сбор зерновых и зернобобовых культур во всех категориях хозяйств составил 13 миллионов тонн при средней урожайности зерновых свыше 55 центнеров с гектара. Улучшается качество произведенного зерна. Но, между прочим, много ли от этих рекордов получили сами сельские труженики?.. А что ждет отрасль в перспективе – ведь в очень хилом состоянии находится отечественное семеноводство, особенно кукурузы?.. Нет положительных сдвигов и в овощеводстве, в производстве картофеля.
Не прекращается передел собственности в аграрном секторе и в земельных отношениях.
Краевая власть в своих решениях поощряет малые формы хозяйствования на селе, но уже несколько лет мероприятия соответствующей хорошей программы не получали достаточного финансирования.
А такая отрасль, как животноводство, вообще переживает многолетний кризис. Закрылись и разрушились сотни ферм, потеряли работу тысячи кубанцев. Спад численности поголовья продолжается, снижается производство мяса и молока. Все это теперь признано уже и в официальных документах краевого парламента – в Постановлении на февральской сессии ЗСК.
Если в 1990 году во всех категориях хозяйств содержалось почти 1 миллион 800 тысяч голов КРС, то в настоящее время – всего 542 тысячи. Сокращение – более чем в три раза.
В 1990 году дойное стадо насчитывало 587 тысяч голов, а сейчас – 217 тысяч. Уменьшение – в 2,7 раза.
Только за последние три года, с 2011 по 2014 год, поголовье животных сократилось: в Новопокровском районе – в 4 раза, в Отрадненском – в 3,8 раза, в Кавказском, Крымском, Динском, Славянском – в два раза, в Гулькевичском и Темрюкском – в 1,7 раза.
В итоге валовое производство молока составило в 2014 году 1,3 млн. тонн, что на 770 тысяч тонн меньше (почти на 40 процентов), чем в 1990 году. Для сведения: мощности в крае позволяют переработать более 2 млн. тонн молокосырья.
В настоящее время, говорится в Постановлении ЗСК, Краснодарский край испытывает дефицит мяса. Производство мяса скота и птицы (в убойном весе) за прошлый год составило 327 тысяч тонн, что на 259 тысяч тонн (на 44 процента) меньше, чем в 1990 году. А переработать в крае можно 1,5 миллиона тонн.
Таким образом, сегодня загрузка всех мощностей переработки, по всем направлениям, максимум 35-40 процентов. А это показывает, как нам далеко до реального импортозамещения и как трудно осуществить государственное регулирование ценового механизма.
Все это, в конечном счете, – плоды четвертьвекового либерально-рыночного курса и превращения земель сельскохозяйственного назначения в товар.
В стороне от серьезного внимания властей все годы находился и вопрос осоциальном развитии сельских территорий, о ремонте больниц, ФАПов, клубов и дорог, о модернизации инженерной инфраструктуры в сельских населенных пунктах.
В сельской местности слабо развита транспортная сеть: многие сельские поселения находятся вне зоны транспортной доступности к районным объектам социальной инфраструктуры – больницам, центрам занятости, к рабочим местам.
Бюджета муниципальных образований на решение этих проблем не хватает, а средств господдержки выделяется недостаточно.
В течение нескольких лет в крае настойчиво проводилась политика «оптимизации»в отношении учреждений социальной сферы. Это имеет смысл, если речь идет о наведении порядка в раздутом штатном расписании больницы или ограничении запредельного уровня зарплат руководящего состава в этих учреждениях.
Однако «оптимизация» обернулась сокращением медицинских работников, закрытием больниц в станицах и хуторах и, как следствие, – ростом социального напряжения, недовольством населения, особенно пенсионеров, проживающих на селе. Такая «оптимизация», по нашему мнению, должна быть прекращена.
Отдельный вопрос –жилищно-коммунальное хозяйство. Многие коммунальные предприятия – в частных руках. Отсюда – хаос в жилищно-коммунальной сфере, рост коммунальных тарифов.
Законодательство о капитальном ремонте многоквартирных домов – за счет жильцов-собственников – также приводит к росту недовольства граждан и социальному напряжению.
Помимо этого, в крупных городах острый характер носит проблема хаотичной застройки и уничтожения зеленых зон, дефицита детских садов.
Первые шаги В.Кондратьева, включая его кадровые перестановки, оцениваются нами неоднозначно, как минимум, вызывают вопросы. Вице-губернаторами по сельскому хозяйству, социальному блоку, экономике и ЖКХ назначены люди, мягко говоря, не имеющие опыта руководства в масштабе соответствующих важных отраслей.
Весьма вероятно, что новая администрация предложит кубанцам простую трансляцию либерального курса на территорию Краснодарского края.
Мы – принципиальные противники таких подходов. На протяжении всех последних лет мы были единственными, кто последовательно выступал против такого курса, против такого краевого бюджета, против так называемой «оптимизации» и сокращения социально-значимых программ.
Мы – политическая партия, имеющая свою программу. Мы – единственная реальная альтернатива нынешней партии власти.
Наши главные общенациональные требования к смене курса, за левый поворот:
— государственный контроль над всей банковской системой; национализация ведущих банков;
— выход из Всемирной торговой организации;
— национализация электроэнергетики, железнодорожного транспорта, нефтегазового комплекса и других сырьевых отраслей; введение моратория на рост тарифов на продукцию естественных монополий; государственное регулирование цен на горюче-смазочные материалы;
— контроль цен на товары и продукты первой необходимости, создание государственного сектора торговли с целью обеспечения конкуренции с частными компаниями;
— установление государственной монополии на производство и реализацию спиртосодержащей продукции;
— введение прогрессивного налога на сверхдоходы, освобождение бедных от уплаты НДФЛ;
— государственная поддержка АПК на уровне 10 процентов расходной части федерального бюджета, создание условий крестьянам для реализации их собственной продукции.
В аграрном секторе необходимо использовать и такой резерв, как положительный опыт «народных предприятий» – по типу подмосковного колхоза имени Ленина или совхоза «Звениговский» в республике Марий-Эл. Предприятие такого типа есть и на Кубани – СПК «Знамя Ленина» в Щербиновском районе.
КПРФ нужна масштабная краевая кампания, с использованием СМИ. Это даст нам возможность максимальной пропаганды своей программы, своих идей и предложений по развитию края. За основу мы должны взять антикризисную программу КПРФ и нашу программу на выборах депутатов Законодательного Собрания края.
Второе. Участие в губернаторских выборах дает нам возможность показать жителям края свою команду. В наших рядах немало грамотных, профессионально подготовленных людей, но главное наше отличие – это честность и ответственность перед населением. Мы и сегодня готовы идти работать, в том числе – в исполнительные структуры, в муниципалитеты, – на благо Кубани и кубанцев. В ходе кампании у нас появится шанс привлечь свежие силы, увидеть новых людей.
Третье. В этом году в большинстве муниципальных районов и во всех городских округах пройдут выборы депутатского корпуса. Мы готовимся к этой кампании и собираемся выдвинуть своих кандидатов во всех городах и районах. Проведение общекраевой кампании поможет нам скоординировать работу на местах и усилить общий фон агитации за КПРФ.
Четвертое. В следующем году начинается цикл федеральных выборов: состоятся выборы депутатов Государственной Думы. А в 2017 году истекает срок полномочий депутатов краевого Законодательного Собрания, и это еще одна большая кампания. Борьба на губернаторских выборах в текущем году должна и может стать плацдармом для последующих кампаний – по выборам депутатов Госдумы и ЗСК.
Пятое. КПРФ все годы выступала против процедуры «назначения», за возобновлениепрямых выборов главы администрации края. И теперь, когда формально этот институт восстановлен, мы не имеем морального права остаться в стороне. Мы обязаны вступить в борьбу!
Конечно, нас ожидает ряд трудностей. Первая – административный ресурс на протяжении всей кампании, от старта до дня голосования и подсчета голосов, определения результатов голосования. Но к этому не привыкать, ничего нового здесь нет.
Вторая трудность – материально-финансовая сторона дела. Кампания по выборам губернатора, конечно, требует значительных расходов. Однако дополнительное финансирование из ЦК партии нам гарантировано.
Есть и нормативно-правовой барьер – так называемый «муниципальный фильтр», то есть сбор установленного законом количества подписей депутатов и глав муниципального уровня, без которого выдвинутый кандидат не будет зарегистрирован. Но, как показывает опыт других регионов, где губернаторские выборы уже проходили по новой схеме, на практике эта задача все-таки решается.
Таким образом, перед нами – следующие задачи.
Первая. Принять решение об участии краевого отделения КПРФ в выборах главы администрации (губернатора) Краснодарского края. Это можно и нужно сделать сегодня.
Вторая задача. Мы должны подготовить и провести краевую Конференцию – сразу же после официального старта кампании, ориентировочно 20 июня – для выдвижения нашего кандидата и утверждения предвыборной программы. Решение о созыве Конференции и норме представительства от местных отделений мы также должны принять сегодня.
Третья задача. Мобилизоваться на работу с муниципальными депутатами на предмет их подписей в поддержку нашего кандидата, согласно установленной законом пропорции. Провести предварительные консультации среди местного депутатского корпуса.
Четвертая задача. С сегодняшнего дня краевому штабу необходимо работать над практическим планом кампании, всех мероприятий, подготовкой проекта предвыборной программы и над проектами нашей агитационной продукции, включая макеты аудио- и видеороликов.
Товарищи! При максимальной мобилизации всех наших сил и ресурсов, при полной самоотдаче, при слаженной командной работе мы можем достичь очень хорошего результата на выборах, результата, за который при любых самых неблагоприятных условиях нам не будет стыдно. Так давайте постараемся.