Открывающий круглый стол депутат Валерий Рашкин привёл в пример Швецию, где отходы перерабатываются практически на 100%. Более того, решив проблему с собственным мусором, Швеция зарабатывает на утилизации отходов из других стран.
«При этом решение мусорной проблемы, которое нам предлагают, – это строительство мусоросжигательных заводов, – рассказал Рашкин. – То есть от самого примитивного способа – простого складирования мусора на гигантских полигонах – мы шагаем на следующую ступень, также давно устаревшую из-за того вреда, который наносится окружающей среде при сжигании мусора. Мусоросжигание – это самая опасная и дорогая технология, и непонятно, почему именно этот вариант пытаются выдать за единственное решение проблемы. Естественно, против строительства мусоросжигательных заводов выступает местное население, которое попросту боится за свою жизнь и здоровье, за жизнь и здоровье своих детей».
Координатор движения «Экология» Анна Дмитриева считает, что экологические проблемы в России намеренно замалчиваются: «В 2016 году на заседании правительства Дмитрий Медведев озвучил 300 горячих точек на экологической карте России, в районе которых проживает около 17 млн человек. Мы с вами понимаем, что только на территории Московской агломерации проживает больше, а в зоне экологического бедствия проживает значительно большее количество человек: учёные оценивают его примерно в 40 миллионов».
На мероприятии выступило много экологов и «зелёных» активистов, которые рассказывали о проблемах своих районов. Естественно, прошлись по всем «горячим точкам» Подмосковья: Волоколамск, Серпухов, Ногинск. Досталось главе Рузского городского округа Максиму Тарханову, которого буквально освистали. На границе Волоколамского и Рузского районов Московской области, около деревни Щелканово, расположена временная площадка по размещению мусора. Это место находится на территории промзоны бывшего Сычевского ГОКа, где в связи с нарушением технологии ведения работ, были вскрыты толщи пород Подольско-Мячковского водного горизонта, который является основным источником питьевой воды для запада Москвы и Московской области. То есть складирование здесь мусора может привести к попаданию ядовитых веществ в воду, которая используется для водоснабжения густонаселенных районов, и, в конечном итоге, к экологической катастрофе. Тарханов заявил, что экспертиза не подтверждает тот факт, что воде был нанесён какой-то вред, чем вызвал недовольство экозащитников.
Все собравшиеся согласились с тем, что нужно в корне менять сам подход к утилизации отходов. Сначала в стране нужно ввести раздельный сбор отходов и довести его до показателей не менее 70% от общего количества мусора. Параллельно нужно выстраивать мусороперерабатывающую отрасль, а на строительство мусоросжительных заводов нужно, напротив, наложить мораторий.
Необходимо совершенствовать и систему регулирования деятельности промышленных предприятий, стимулируя их к замене устаревших технологий новыми. Мизерные штрафы никак не стимулируют промышленные предприятия внедрять современные технологии по очистке и предотвращению загрязнения окружающей среды. Большинство владельцев крупных промышленных предприятий не задумываются о будущих поколениях, их волнует только сиюминутная прибыль. Поэтому сегодня предприятия по факту «покупают» себе возможность наносить ущерб окружающей среде. Более того, средства, полученные от взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду, носят нецелевой характер, хотя должны были бы тратиться, прежде всего, на компенсацию вреда, наносимого здоровью людей.
Собравшиеся предложили свои меры и поправки в законодательство для решения экологических проблем. Все они будут учтены при составлении итоговой резолюции круглого стола, которая будет направлена в профильные ведомства.
https://www.youtube.com/watch?v=71NcflcK79U