Корреспонденту "Росбалта" стали известны подробности того, как фактически было развалено дело в отношении экс-министра обороны Анатолия Сердюкова. Сделано это было не во время принятия решения его амнистировать, а раньше – когда бывшему главе оборонного ведомства вместо статьи 285 УК РФ предъявили более мягкую – ст. 293 УК РФ. Произошло это благодаря слаженным показаниям бывших подчиненных Сердюкова.
Как рассказал "Росбалту" источник, знакомый с ситуацией, изначально уголовное дело о строительстве силами Минобороны дороги к частной базе отдыха "Житное" было возбуждено по статье 285 (злоупотребление должностными полномочиями). В ходе расследования и обысков была изъята подписанная Сердюковым директива о необходимости строительства пути к "Житному", которое принадлежало зятю экс-министра Валерию Пузикову.
ВСУ СК РФ были допрошены все генералы, которые имели отношение к появлению на свет дороги, в том числе — заместитель министра обороны генерал армии Дмитрий Булгаков, начальник Главного управления железнодорожных войск генерал-майор Олег Косенков, заместитель главкома ВВС Владимир Градусов (ранее командовал полигоном Ашулуг, расположенным рядом с "Житным") и т.д. Они заявляли, что, направляя на строительство дороги силы и средства военного ведомства, просто выполняли директиву министра обороны. "В результате совершенно четко выходило, что в действиях Сердюкова содержатся признаки преступления, предусмотренные статьей 285 УК РФ, — отметил источник агентства. – За 56 млн рублей из средств Минобороны, по решению главы этого ведомства, была построена дорога к частному объекту, которая, кроме того, не была оформлена в собственность".
Частично в пользу этой версии были и показания советника министра обороны Татьяны Синиловой, совладелицы авиакомпании "Чкалов-авиа" Анны Третьяковой и ее матери, директора базы отдыха "Житное" Елены Третьяковой. Однако следствие не спешило с предъявлением Сердюкову обвинений по статье 285 УК РФ.
Сам Сердюков и его защитники на допросах вначале ссылались на то, что в "Житное" прилетали отдыхать первые лица государства — Владимир Путин и Дмитрий Медведев, а ФСО жаловалась на отсутствие нормальных подъездных путей к объекту, в связи с чем и было принято решение построить дорогу. Однако подобные заявления следствие не впечатлили, по-прежнему был открыт вопрос о предъявлении Сердюкову обвинений по статье 285.
Тогда экс-министр и его адвокаты выдвинули новую версию. Мол, база отдыха "Житное" фактически являлась военным объектом. Планировалось, что там будут отдыхать военнослужащие после учений на полигоне Ашулуг. Для их удобства и была построена дорога. Следователи попросили предъявить какие-нибудь подтверждения этой версии. Сердюков сообщил, что вопрос об отдыхе военных в "Житном" и переходе базы на баланс Министерства обороны понимался на совещании у губернатора Астраханской области Александра Жилкина. Однако, по словам источника "Росбалта", глава региона во время допроса дал показания, которые не сильно помогали Сердюкову. Жилкин заявил, что когда просили выделить землю, на которой потом появилось "Житное", действительно шла речь о том, что там будут строить военный объект. Однако то, что впоследствии на совещаниях обсуждалась возможность отдыха в "Житном" военнослужащих, Жилкин вспомнить не смог.
Спасительными для экс-министра оказались его новые показания о том, что вопрос об отдыхе военнослужащих на базе "Житное" обсуждался на одном из совещаний в Минобороны. ВСУ СК РФ допросило всех участников этого совещания (лиц, входивших в ближайшее окружение Сердюкова), которые дружно подтвердили данный факт: мол, на мероприятии в военном ведомстве действительно было решено, что на базе будут расслабляться военные, а для улучшения их транспортировки на "Житное" необходимо построить дорогу. Следствие сочло такие показания убедительными. Но благодаря им выстраивалась уже другая картина преступления: дорога строилась для нужд военнослужащих, а не зятя Сердюкова Пузикова, и единственный просчет экс-министра обороны заключался в том, что трассу "не легализовали". То есть — не оформили официально и не поставили на баланс Минобороны. Данные деяния подпадали уже не под статью 285 УК РФ, а под статью 293 УК РФ (халатность). В результате Сердюкову инкриминировали статья 293 УК РФ. И буквально сразу выяснилось, что уже летом 2014 года по данному делу истечет срок давности. Но и до этого времени ждать не стали, поскольку обвинения Сердюкову еще и подпали под принятую Госдумой амнистию. |