Публикуем статью депутата Государственной Думы от КПРФ В.С. Шурчанова, посвященную роли партий-спойлеров в последних избирательных кампаниях.
С некоторых пор власть предержащие (не без подсказки кремлевских аналитиков) вдруг внезапно озаботились проблемой прямо-таки безграничного расширения демократических основ нашего гражданского общества в части совершенствования партийного строительства. До апреля 2012 года на российской политической сцене функционировало 7 политических партий. Однако, маловато будет, - посчитали в Кремле, и Президент внес в Государственную Думу законопроект, снижающий количественный критерий регистрации политических партий практически аж в 100 (!) раз. До 1 января 2010 года для того, чтобы создать политическую партию необходимо было наличие в ее рядах 50 тысяч членов. Потом законодательно эта цифра постепенно снижалась до 45, 40 тысяч. Отныне же политическая партия может быть зарегистрирована при наличии всего 500 (!) членов (тут же получившая меткое образное название - «партия одного трамвая»).
Парламентское большинство в Государственной Думе, опять же, под лозунгом поборников истинной демократии и не взирая на доводы оппозиции, в едином порыве «проштамповало» принятие соответствующего закона, и он вступил в силу с апреля 2012 года. И тут началось… Новоиспеченные партии стали расти как грибы влесу после дождя (правда, как водится, не обошлось и без «поганок», о которых мы поговорим чуть позже). Только за четыре месяца (в период с апреля по июль этого года) Министерство юстиции России официально зарегистрировало 21 вновь созданную политическую партию. Таким образом, к началу предвыборной кампании, политических партий насчитывалось уже 28 (кстати, 25 из них приняли участие в региональных и местных выборах, проведенных в единый день голосования 14 октября 2012 года). На сегодняшний же день официально зарегистрировано уже 41 политическая партия (последняя из них – политическая партия «Воля» получила «свидетельство о рождении» 18 октября). Короче говоря, произошел своеобразный «партийный демографический взрыв».
Более того, процесс «зачатия» новых партий продолжается. По состоянию на начало ноября 2012 года в Министерство юстиции России представлены официальные уведомления действующих организационных комитетов по юридическому оформлению ни много ни мало … ещё более двухсот новых политических партий.
При этом, среди них заявлены политические партии с весьма «экзотическими» названиями. Например, «Субтропическая Россия», «Евразийская партия», «Партия любителей пива», «Трезвая Россия», «Россия без мракобесия», «Партия любви», «Партия здравого смысла», «Пиратская партия России», «Партия садоводов и дачников», политическая партия «Посади свое дерево», партия «Утро», партия «Незаконных судебных решений», партия «Десяти заповедей». Этот список «экстравагантных» наименований партий можно было бы продолжать и дальше.
Создается такое впечатление, что появляются эти и им подобные партии как бы в насмешку над новым законодательством,упростившим порядок создания и регистрации партий. Но, как говорится, все это было бы смешно, когда не было так грустно…
И все же вопрос - какова истинная цель этой кампании (если не сказать «кампанейщины») по «упрощенному» партийному строительству?
Всё дело в том, что наличие большого количества «мелких» политических партий, участвующих в выборах, выгодно партии власти. И вот почему. В законах большинства субъектов Российской Федерации о выборах депутатов законодательных собраний по пропорциональной системе (по партийным спискам) при подсчете голосов избирателей и установлении окончательных результатов применяется «хитроумная» методика распределения депутатских мандатов, на политическом сленге называемая методом «империале» (взято из западных избирательных технологий).
Чтобы не утруждать читателей-избирателей сложными математическими расчетами, просто обозначим главную суть этого таинственного «империале». Вся «хитроумность» данного метода распределения депутатских мандатов заключается в том, что голоса избирателей, отданные за списки политических партий, которые не преодолели пятипроцентный барьер, передаются партии- победительнице, естественно вместе с соответствующим количеством депутатских мандатов. Таким образом, партии–фавориту в выборной гонке очень выгодно большое количество мелких партий, которые заведомо или с большой долей вероятности не пройдут врегиональный парламент, но при этом наберут от 0,1 до 4,9 процентов голосов избирателей.
Для того, чтобы понять как это происходит на практике, рассмотрим таблицу с итогами состоявшихся 14 октября 2012 года выборов депутатов законодательных собраний по партийным спискамв шести субъектах Российской Федерации (в приложении к материалу).
Особенно рельефно и наглядно проиллюстрировать использование вышеназванной методики распределения депутатских мандатов можно на конкретной ситуации, сложившейся на выборах депутатов законодательного собрания Краснодарского края (см. сроку 3 таблицы).
Итак, по спискам политических партий в региональный парламент согласно пропорциональной системе должно было быть избрано 50 депутатов. В выборах приняли участие 17 политических партий. Наряду с известными четырьмя парламентскими партиями, списки своих кандидатов выставила и целая вереница наспех слепленных «политических карликов» - партий-«обманок», типа «Коммунисты России», КПСС, «Партия за справедливость», «Партия свободных граждан» и некоторые другие псевдо «оппозиционные» партии. По итогам выборов по пропорциональной системе из 17партий только двум удалось провести своих представителей в региональный парламент: список партии «Единая Россия» набрал почти 70% голосов избирателей, а список КПРФ – чуть менее 9%. Остальные 15(!) партий не преодолели даже минимального пятипроцентного барьера, чтобы получить хотя бы один депутатский мандат. Но … этим 15 партиям, тем не менее, удалось отвлечь на себя внимание оппозиционно настроенных избирателей и в совокупности набрать более 21,5% голосов. А это, между прочим, ни много ни мало 10 депутатских мандатов. Ну а теперь, уважаемые читатели, как говорят, отгадайте с трёх раз - кому были приплюсованы эти проценты и соответственно отданы дополнительные депутатские мандаты. Правильно отгадали – «Единой России». Таким образом, можно «поздравить» тех избирателей, которые, сами того не подозревая, «подарили» партии власти свои голоса и помогли «провести» дополнительно 10 депутатов - единороссов в региональный парламент Краснодарского края, хотя и проголосовали они совершенно за другие, якобы оппозиционные, партии.
Примерно аналогичная ситуация сложилась и в других регионах, где проходили выборы депутатов законодательных собраний. 5 «дополнительных» депутатских мандатов поучили представители партии «Единая Россия» в Республике Удмуртия, по 3 мандата – в Республике Северная Осетия-Алания, Пензенской и Саратовской областях, 2 – в Сахалинской области.
А в общей же сложности, в законодательные собрания шести вышеназванных регионов, в результате использования этогопресловутого метода «империале», дополнительно «попали в депутаты» 26(!) представителей партии «Единая Россия», за которых на самом-то деле избиратели и не голосовали. Вот такая вот интересная получается арифметика. Ну что же, как говорится, на ошибках учимся.
Кстати об арифметике. Как было отмечено, в настоящее время уже официально зарегистрирована 41 политическая партия. Давайте представим себе, что все они участвуют в региональных выборах депутатов законодательного собрания, в который по партийным спискам необходимо избрать, допустим, 50 депутатов. По итогам выборов партия «Единая Россия» набирает 7,1% голосов избирателей, КПРФ – 6,9%, а остальные 39 партий – от 0,1% до 4,9% (в сумме 86%). В этом случае при таком раскладе партия-победительница «забирает» себе 49 депутатских мандатов, КПРФ достается 1 (хотя разница между ними всего 0,2%), а остальным, простите, 0 - ничего. Конечно, эта ситуация, доведенная до абсурда, вряд ли может произойти в действительности, но, тем не менее, она весьма наглядно иллюстрирует «демократичность» выборов при нашей многопартийности, которая обслуживает правящую партию.
Таким образом, одна из главных задач развернутой кампании по «упрощенно-ускоренному» партийному строительству – это размывание протестного электорального поля при проведениивыборов, дробление голосов неискушенных в тонкостях выборных технологиях избирателей, голосующих за, якобы, оппозиционные партии. Для практической реализации этой цели (явно не без участия партии власти) создаются партии - «спойлеры». Это в продолжение темы, начатой в начале нашего разговора, о «поганках», выросших в «политическом лесу». В переводе с английского «to spoil» - это «гадить», «отравлять», «портить». Кстати, надо признать – весьма удачный, а главное правильный, точный перевод. Используемый же в политике термин «спойлер» – это кандидат на выборах, который не имеет шансов победить, но оттягивает на себя часть голосов избирателей за другого кандидата со схожей программой, повышая тем самым шансы на победу кандидата с противоположной позицией по главным вопросам.
Вот и появляются на свет политические партии - «спойлеры»типа КПСС («Коммунистическая партия социальной справедливости») и «Коммунистов России».
Хорошо хоть еще, что в соответствии с федеральным законом «не допускается в наименовании вновь создаваемой политической партии, как в полном, так и в сокращенном, использовать наименования существующих политических партий и наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения». А то ведь, чего доброго, у нас нашлись бы умники использовать и аббревиатуру КПРФ. Как вам нравится, например, такое наименование - «Коммунистическая партия речного флота» или «Корпоративная партия рыболовов и филателистов». А что, «круто» или «прикольно», как нынче говорит молодежь, а главное – сокращенно КПРФ получается.
Из анализа прошедших в единый день голосования 14 октября 2014 года региональных выборов следует сделать правильные выводы. Они проводились в новых реалиях, обусловленных особенностями российской многопартийности. Вот почему нашим избирателям нужно терпеливо и доходчиво разъяснять одну простую истину: прежде чем голосовать за неизвестную партию даже с привлекательным «оппозиционным» наименованием, которая с большой долей вероятности не сможет пройти в региональный парламент, избиратели должны совершенно отчетливо осознавать, что со столь же большой долей вероятности их голоса в конечном итоге достанутся все той же партии власти.
Это тем более важно в связи с тем, что впереди нас ждут новые выборные баталии регионального и местного значения, в ходе которых нужно учесть допущенные ошибки и не позволить в очередной раз искусственно рожденным «политическим карликам» усиливать позиции партии власти.
По предварительным сведениям Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в единый день голосования 8 сентября 2013 года должны быть проведены выборы депутатов законодательных собраний Республик Башкортостан, Бурятии, Калмыкии, Саха (Якутии), Хакасии и Чеченской Республики, Забайкальского края, Архангельской, Владимирской, Ивановской, Иркутской, Кемеровской, Ростовской, Смоленской, Ульяновской и Ярославской областей.