Проблема подготовки квалифицированных рабочих кадров в последнее время все чаще становится предметом обсуждения как на самом высоком уровне, так и в регионах. И это вполне понятно. Офисных сотрудников пруд пруди, а работать на производстве чаще всего некому.
По данным службы занятости населения, в Белореченском районе на сегодняшний день около 300 вакансий, из которых 85-90% – рабочие профессии. Наиболее востребованы сегодня на рынке труда электрики, водители категории «Д» и специализированных транспортных средств, таких как погрузчики, автокары, а также машинисты экскаваторов и другой строительной техники, слесари по ремонту промышленного оборудования, сварщики. Квалификацию по таким профессиям можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования (НПО). На территории нашего района в системе НПО, например, работает профессиональное училище № 81. За годы своего существования оно подготовило свыше 4700 рабочих. В 2010-2011 учебном году в ПУ № 81 и его филиалах в станицах Рязанской, Бжедуховской, Пшехской, поселках Молодежном и Первомайском обучаются еще около 600 человек. Ребят учат профессиям строительного, пищевого, торгового, сельскохозяйственного, автотранспортного профиля: «Мастер отделочных строительных работ» (штукатур, маляр строительный, облицовщик-плиточник), «Мастер общестроительных работ» (каменщик, монтажник по монтажу стальных и железобетонных конструкций, электросварщик ручной сварки), «Повар, кондитер», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Сварщик» и другим.
Три кита в деле подготовки квалифицированных рабочих
И тем не менее, проблема рабочих кадров на рынке труда, в том числе и Белореченского района, полностью не решена. Почему? Правительство страны, работники системы профобразования, службы занятости населения, а также все те, кто сегодня заинтересован в рабочих руках, придерживаются мнения, что решать проблему недостатка квалифицированных рабочих нужно комплексно. Это и набор предлагаемых училищами и средними образовательными учреждениями профессий, и уровень выпускаемых ими специалистов, и условия труда для новоиспеченных выпускников. Составляющих для решения обозначенной проблемы много, но все вопросы могут быть учтены при выстраивании четкой системы подготовки кадров и контроля за использованием трудовых ресурсов. Именно такой выход из проблемы, принимающей все большую актуальность, наконец увидел и председатель Законодательного Собрания Краснодарского края Владимир Бекетов. Об этом он говорил во время очередного планерного совещания в кубанском парламенте, где рассматривался вопрос о перспективах и задачах развития системы профессионального образования края.
С учетом потребностей экономики
Первое, от чего нужно отталкиваться в вопросах подготовки квалифицированных кадров, – список востребованных на рынке труда рабочих профессий. Сегодня экономика меняется, и спросом пользуются те профессии, которые отчасти подзабыты либо требования к уровню подготовки которых существенно возросли. Причем в каждом конкретном регионе потребность в кадрах разная, что зависит от запросов экономики. Власти регионов, работодатели с учетом реальных потребностей могут формировать профессиональный заказ на будущих специалистов. Такой заказ позволит определиться и с профильностью учебных заведений, и с перечнем профессий, которым будут в них обучать. Тогда и безработных станет гораздо меньше, и рабочие места, такие, например, как водители специализированных транспортных средств, не будут месяцами вакантными. Необходимо констатировать, что профучилище № 81 сегодня удовлетворяет потребность муниципального образования в рабочих многих специальностей, но, к сожалению, не всех. Машинистов строительной техники, электриков, например, оно не готовит. А, наверное, могло бы…
Конкурентоспособность кадров
Молодежь, приходящая сегодня получать профессию, должна осознавать, какое значение имеют сегодня в стране квалифицированные кадры, какие требования к ним предъявляют. Если молодые люди хотят после окончания учебного заведения быть востребованными и хорошо оплачиваемыми специалистами, то и отношение к учебе у них должно быть серьезное. Зарекомендовавших себя еще на стадии обучения выпускников охотнее «разберут» работодатели, чем тех, которые ничем себя не проявили. Из 322 выпускников 2010 года с пониженным уровнем квалификации окончил профессиональное училище № 81 один процент учащихся, дипломы с отличием получили 7,7%, еще у 30% учеников – дипломы с отметкой о повышенном уровне квалификации. Основная же масса учащихся окончила училище со средним уровнем подготовки. На сегодняшний день 84% выпускников ПУ № 81 трудоустроены. Практически все они работают по той специальности, которую получили в училище. На протяжении многих лет в трудоустройстве ребят училищу помогают ЗАО «Промэкскавация», ООО фирма «Гамма», ООО «Экспресс», ООО «Кавказ», ПАТП «Белореченское». Белореченское училище, можно сказать, выполняет их профессиональный заказ.
Оплата труда – важная составляющая
Ну и последний кит – оплата труда молодых специалистов, что является не менее важной составляющей при выборе выпускниками школ своего жизненного пути. Одна часть ребят хочет всего и сразу. Поэтому после окончания того же училища ищет высокооплачиваемое место работы по своей специальности. Если зарплата их не устраивает, поиски продолжаются. Собственно говоря, а почему нет? Имеют право, может, и найдут. Только место того же сварщика, которое сегодня востребовано на рынке труда Белореченска, пока продолжает оставаться вакантным. Но есть и другая причина отказа от работы по специальности. Квалифицированным, но начинающим работникам зачастую предлагают такую низкую оплату их, как говорят, востребованного труда, что прожить на нее молодому человеку практически невозможно. У работодателя есть, конечно, своя правда: мол, пусть сначала покажет себя, зарекомендует, а потом и о повышении заработной платы можно будет подумать. Но одними посулами молодежь не заманишь. Она сегодня реально смотрит на жизнь. Тем более, что большая часть ребят, которые поступают не в институты, а идут именно в училища, не из числа состоятельной прослойки нашего общества. Эта категория молодежи вынуждена рассчитывать только на себя и свои силы. Они, как правило, кормильцы в семье, и на низкую зарплату сегодня им не прожить. Вот и ищут работу пусть даже не по своей специальности, но лишь бы платили. В системе образования необходимы глобальные перемены, в том числе стоит поменять и само отношение к тем, кто получает не вузовское, а среднее или начальное профессиональное образование. Долгие годы в училища шли те школьники, которые плохо себя вели на уроках и не успевали по школьным дисциплинам. Потому сегодня контингент учащихся в системе начального профобразования таков, каков он есть. А можно ли с таким-то «фундаментом» иметь высококвалифицированные рабочие кадры, способные мыслить по-новому и активно участвовать в модернизации страны?
Автор: Марина СТЕПАНОВА.
|