После каждого съезда "Единой России" оказывается, что она на нем принимала свою Программу. Которой до этого у нее, очевидно, не было. При этой она каждый раз принимает новую программу — и не на один год, а каждый раз лет на десять-двадцать. Потом на очередном съезде этой странной организации о предыдущей программе как будто забывается — и принимается следующая.
Вот, например, что писалось год назад по поводу принятия на прошлом съезде "Единой России" ее тогдашней программы: "Не говоря о том, что ни об этой программе, ни о ходе ее выполнения, ни о своих намерениях по ее исполнению в будущем практически ничего не говорилось, Борис Грызлов, затронув тему партийной программы, заявил, что эта программа, как оказывается, была принята вовсе не год назад, а еще в 2001 году. Вот его дословное высказывание: "Программа нашей партии принималась в 2001 году, когда "Единая Россия" проходила этап становления. Сегодня мы — главная партия страны. Наш базовый программный документ должен отражать новый уровень ответственности власти".
"Какую программу в 2001 году, то есть при своем создании, принимала "Единая Россия"? Почему ее нет, скажем, на партийном сайте, как и какого-либо упоминания о ее принятии? Вот Манифест Партии "Единая Россия" "Путь национального успеха", принятый в 2003 году, есть. Программное заявление партии, принятое в 2006 году на VII съезде, тоже есть. Можно увидеть и решение VIII съезда: "Съезд принял решение считать Программу Всероссийской политической партии "Единая Россия" "План Путина — достойное будущее великой страны" — Предвыборной программой Партии на президентских выборах 2008 года". А программы партии от 2001 года нет.
Может быть, она ее и принимала — но явно уже давно об этом забыла и заменила другими документами. А сейчас, судя по выступлению Грызлова, — вспомнила. А о других забыла. Так что, решения VIII съезда теперь значатся как несуществующие?" Еще раз подчеркиваю, это писалось год назад — и как будто бы не было этого года — все можно писать заново, лишь добавляя фразу про еще один такой съезд и еще одну такую программу.
Прямо-таки "День сурка" — что в сегодняшних условиях может звучать двусмысленно.
Точно то же можно отнести к старому вопросу об обретении данной организацией своей идеологии. Сегодня как будто отмечается, что наконец-то идеология определилась: "Русский консерватизм". Однако вот что было год назад: "Грызлов заявил, что партия как занимала, так и будет занимать выверенные центристские позиции, и что свою идеологию она называет "русским консерватизмом".
"Наша идеология дает ответ на вопрос, что должно оставаться неизменным, а что должно меняться, причем максимально быстрыми темпами. Константы — это культура, духовность, патриотизм, сила государства. Переменные — это развитие науки, внедрение новых технологий, повышение качества жизни. Мы называем свою идеологию российским консерватизмом".
В этом году заявляется: "Сегодня мы принимаем Программный документ партии". Вроде бы уже принимали — или уже забыли? Или выполнили?
"…в котором вместе с задачами повышения качества жизни и проектами экономического развития будет четко обозначена наша идеология — российский консерватизм". Так ведь уже несколько лет Грызлов раз за разом повторяет именно это, правда, иногда путаясь и утверждая, что центризм и консерватизм — это одно и то же?
"…Это идеология стабильности и развития, постоянного творческого обновления общества без застоев и революций". — Грызлов просто слабо знаком с философией и социологией — развитие — это всегда есть некоторое нарушение стабильности, стабильность — сама по себе сохраняется лишь постольку поскольку ей удается тормозить развитие. Наверное, он имел в виду нечто вроде "стабильного развития" — то есть постоянного, "перманентного" развития (иначе это еще называлось перманентной революцией). Но такое развитие — и есть постоянное, перманентное нарушение стабильности.
"Российский консерватизм — это опора на духовные традиции, на великую историю, на отечественную культуру, на интересы большинства граждан страны. Это поддержка семейных ценностей, а значит — внимание к воспитанию детей и забота о старшем поколении. Это внимание к здоровью и образованию, к доступности культурных ценностей. Это защита собственности, активная поддержка малого бизнеса, в том числе — семейного бизнеса, фермерских хозяйств. Это укрепление гарантий государственного суверенитета, в том числе — высокий престиж военной и правоохранительной службы". Почти все здесь — не имеет ничего собственно русского или российского и свойственно почти любому консерватизму. А вот как Грызлов планирует защитить собственность, в частности, на средства производства, с интересами большинства граждан страны, этой собственности не имеющих — это уже новация. Просто потому, что у собственника и его наемного работника в основе своей — разные интересы, и защитить одни можно, лишь в той или иной степени ущемив другие — потому что объем материальных благ ограничен, и собственник и живет за счёт того, что присваивает себе часть богатств, произведенных тем, кто на него работает, своей собственности не имея. Можно на некоторое — иногда длительное время, достичь компромисса между этими интересами — но лишь в той или иной степени ущемляя и одни, и другие.
"Российский консерватизм — открытый консерватизм. То есть готовый к дискуссии — и внутрипартийной, и с оппонентами. Вот это, наверное, действительно нечто новое в установках "ЕР". Потому что до сих пор она практически никогда не принимала предложения своих оппонентов и в дискуссиях с ними не участвовала, если не имела надежной возможности прочно заткнуть оппоненту рот.
Не участвовала даже в предвыборных дебатах. И понадобился окрик президента, чтобы она пообещала — пока только пообещала принимать в них участие. Но после последних выборов 11 октября — можно понять, почему она на это согласилась.
Потому, что на прежних выборах опасалась, что поскольку неизбежно проиграет их своим оппонентам — это приведет к падению поданных за нее голосов. А на последних убедилась, что вопрос о том, сколько голосов подадут за нее избиратели, — вообще не связан с тем, сколько голосов будут насчитаны послушными ей Избиркомами.
Поэтому и не страшно — как ни провалишься в ходе дебатов — процент насчитанных голосов все равно останется на прежнем уровне.
"Консерватизм, который готов воспринимать новые идеи, а значит — способен обеспечить модернизацию страны", — вот интересно, по отношению к консерватизму новым — является коммунизм (социализм). Способен "русский консерватизм" Грызлова воспринять и пропитаться последним? Или коммунизм — это не новая идея. И тогда "русский консерватизм" Грызлова (РКГ, или "грызлизм") тогда должен защищать ее, как наследие прошлого…
Правда, следует оговорка: "Способный сохранить и приумножить. Нашу идеологию можно выразить и в таких простых словах: мы создаем новое и сохраняем лучшее!" — Пожалуй, это главное. Наконец, в программу партии записано: "Единая Россия" — за все хорошее, и против всего плохого".
Раньше-то наблюдатели этого не знали, и думали, что эта партия хотя и за хорошее — но не за все, и хотя и против плохого — но только частично. Или вообще "За все плохое и против всего хорошего". Теперь внесена ясность: именно вообще за все хорошее, и именно вообще против всего плохого.
Кстати, остается все же не вполне ясным, как это соотнести с декларированной опорой на традиции, хотя бы и только духовные (кстати, а не духовные традиции партия никакие защищать не будет?). Вот была такая традиция "Самодержавия, православия народности" — а была традиция вольнодумства и освободительного движения. На какую будет опираться "Единая Россия"? Поскольку она сказала, что опираться будет на собственников, — наверное, на первую. Тем более, что обещает партия "развитие без революций" (это же нужно обладать такой неграмотностью, чтобы думать, что можно развиваться вообще без революций). Или идеологи "ЕР" не знают, что революция — это характеристика типа процесса, типа созидания, а не синоним слова "разрушение и кровопролитие".
Однако, как она будет относиться к интересам большинства, на которое она тоже хочет опираться — если эти интересы потребуют решительных социальных изменений… Молчит.
Вообще, "модернизация" — это определенный исторический вид революции. Это ускоренное создание нового — при неизбежном разрушении старого. Как можно пообещать провести "модернизацию" не допуская революции — это все равно, что, скажем, поймать щуку, ни в коем случае не опускаясь до рыбной ловли. То есть — чтобы сама приплыла.
И вот тут, похоже, и лежит центр всех идей "Партии власти "Единая Россия" — то есть, провести модернизацию — но так, чтобы ничего не делать. И одновременно ничего не делать — так, чтобы не допустить "застоя".
То есть главное — ничего не делать. Но все, что произойдет без своего участия, — объявить своей заслугой. Например, наступление будущей весны.
Под заявленным определением идеологии "ЕР", "русского консерватизма" вполне могли бы подписаться последние русские самодержцы.
Правда, итог реализации их программ "развития без развития" — известен. И многобещающ. Сергей Черняховский, газета "Завтра" |