Михаил Делягин
Кризисные явления, охватившие все сферы общественной жизни,
сливаются в общую картину комплексной трансформации человечества, его
перехода в качественно новое и еще не понятное нам состояние. Поскольку
неизвестность пугает сильнее любой определенной угрозы, будущее
обсуждается в основном в категориях проблем, а не возможностей.
Это не значит, что будущее обязательно ужасно: это значит
лишь, что таково свойство человеческой психики. Из собственной головы не
выпрыгнешь, но нам следует помнить, что будущее имеет и светлую
сторону: просто мы ее, как обратную сторону Луны, пока не видим.
ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
Смена модели отношений человека и природы происходит, если
можно так выразиться, "с обеих сторон".
Со стороны природы модель меняется через закон сохранения
рисков, по которому массовое снижение рисков элементов большой системы
ведет к росту общесистемных рисков вплоть до ее разрушения.
Ярче всего этот закон выразил ипотечный кризис в США:
пресловутые деривативы были инструментом в первую очередь не спекуляций,
а снижения рисков инвестора. В результате риск покупателя первоклассной
корпоративной облигации был на порядок ниже риска выпустившей ее
корпорации. Массовая минимизация индивидуальных рисков привела к
возгонке риска на общесистемный уровень и распаду системы.
Другое проявление этого закона — порча генофонда
человечества из-за успехов медицины, обеспечивающей долгую и счастливую
жизнь людям с ослабленной наследственностью. Из этой проблемы нет
выхода: мы останемся людьми и будем спасать друг друга, но риск будет
накапливаться на общесистемном уровне и неминуемо реализуется — стихийно
и разрушительно.
Помимо накапливания общесистемных рисков, модель
взаимодействия человека с природой меняется и самим человечеством. Те же
самые технологии, которые обеспечили упрощение коммуникаций, обычно
называемое глобализацией, сделали наиболее выгодным из общедоступных
видов бизнеса, — а значит, и наиболее распространенным видом
деятельности — формирование человеческого сознания. В результате, если
на протяжении всей своей истории человечество меняло окружающий мир, то
теперь вектор развития разворачивается: человечество начинает заниматься
изменением себя самого.
На поверхности эти фундаментальные изменения проявляются
через стихийное повсеместное приспособление социальных отношений,
соответствующих индустриальным технологиям, к идущим им на смену
качественно новым постиндустриальным технологиям. Пока это в основном
информационные технологии, но основной их особенностью, вероятно, будет
нацеленность на преобразование человека — как сознания, так и тела, а
главное — на расширение психоэнергетических возможностей.
Увы: пока это изменение выглядит как варваризация,
возвращение средневекового общественного устройства, которому не мешают
современные технологии.
ПРОЩАЙ, ЗНАНИЕ!
Более всего бросаются в глаза изменения в сфере
образования. Во всем мире система, призванная воспитанием молодежи
формировать нацию, вырождается в вульгарный инструмент социального
контроля. Соответственно, и наука, являющаяся естественным продолжением
системы образования, вырождается в набор все более сложных ритуалов и
элемент культурной политики.
Конечно, это можно объяснить тривиальной борьбой элит за
ограждение своих детей от необходимости вынужденного соперничества с
талантливыми представителями социальных низов. Недобросовестной
конкуренции никто не отменял, — но, пока общества нуждались в
профессионалах, понятный элитный эгоизм был обречен на общественное
порицание и политическое поражение.
Что же переломило ситуацию?
То, что даже передовые общества начинают отсекать бедных от
высшего образования и извращать его смысл, — признак ненужности для них
технологического прогресса. Это возможно лишь при резком ослаблении
глобальной конкуренции.
И такое ослабление налицо.
Важнейший результат качественного упрощения коммуникаций,
знаменовавший собой начало глобализации, — формирование нового
всемирно-исторического субъекта, глобального управляющего класса,
названного Ж.Аттали "новыми кочевниками".
Упрощение коммуникаций сплачивает представителей крупных
управляющих систем (как государственных, так и корпоративных) на основе
общности личных интересов и образа жизни. В то же время освобождение
топ-менеджеров корпораций от контроля собственников (означающее и
уничтожение частной собственности) делает управленцев самостоятельными.
Глобальный класс управленцев противостоит разделенным
обществам не только в качестве нерасчлененного "хозяина" сталинской
эпохи (что тоже является приметой архаизации), но и в качестве
всеобъемлющей структуры.
Этот господствующий класс не привязан ни к одной стране и
не имеет внешних для себя обязательств. Попадая в его смысловое и
силовое поле, государственные управляющие системы подчиняются и начинают
служить ему, а не своим народам, превращаемым в "дойных коров".
Таким образом, конкуренция — больше, правда, напоминающая
прямое владение, контроль и насилие — изменилась и ведется теперь между
глобальным управляющим классом и территориально обособленными,
существующими в прежней реальности обществами.
Привычная же конкуренция между странами резко ослабляется:
наличие глобального класса делает ее борьбой между частями одного
целого.
Ослабляется конкуренция и потому, что фундаментом
глобального управляющего класса являются глобальные монополии. Именно их
загнивание, проявляющееся как кризис перепроизводства продукции
информационных технологий (с другой стороны, как нехватка спроса), —
содержание современной глобальной экономической депрессии.
Глобальные монополии не имеют внешних по отношению к себе
рынков, откуда могла бы прийти останавливающая их загнивание
конкуренция. Поэтому выход один: технологический рывок, при котором
новые технологии, меняя лицо общества, резко ограничивают масштабы и
глубину монополизации. Глобальные монополии противодействуют ему из
инстинкта самосохранения (в первую очередь через превратившуюся в
инструмент злоупотребления монопольным положением защиту
интеллектуальной собственности).
Другим, объективным фактором торможения технологического
прогресса стало завершение "холодной войны".
Ведь ядро прогресса — открытие новых технологических
принципов (а не их воплощение в имеющих коммерческую ценность
технологиях) — принципиально антирыночно! Инвестор не понимает смысла
того, на что ученые просят у него деньги, но знает, что никакого
результата может и не быть, а если он все же будет, никто не знает,
каким он будет и когда будет достигнут. Заниматься этим можно лишь под
страхом смерти, — который и исчез с завершением "холодной войны". В
результате в последние 20 лет интенсивность открытия новых
технологических принципов резко снизилась.
Но главную роль в снижении социальной значимости знания
играет изменение характера человеческого развития.
Пока человечек менял окружающий мир, он нуждался в
максимально точном знании о нем. Хотя бы чтобы вместо чужого монастыря
не зайти "со своим уставом" в трансформаторную будку.
Когда же главным делом становится изменение своего
сознания, сфера приоритетов сжимается с науки, изучающей все сущее, до
узкого круга людей, изучающих методы воздействия на сознание.
То, что объектом изучения стал сам инструмент этого
изучения — сознание человека — порождает огромное количество "обратных
связей", резко снижающее познаваемость объекта. В результате работа с
сознанием переориентируется с поиска истины на достижение конкретного
результата, с изучения реальности на изучение возможностей
манипулирования.
Научный подход становится ненужным, — а с ним ненужной
становятся наука и обеспечивающее ее образование в их классическом виде
эпохи научно-технической революции.
Снижение познаваемости мира меняет и самоощущение общества,
которое ощущает свою ничтожность перед мирозданием. Это также
способствует архаизации.
КОМПЬЮТЕР: ПУТЬ В МИСТИКУ
Функция компьютера — формализация логического мышления.
Знаменитая эпитафия гласит: "Господь создал людей, а
полковник Кольт сделал их равными". При помощи Интернета компьютер, как
когда-то кольт, тоже уравнивает людей — теперь по доступу к
недостоверной информации. Вскоре он уравняет их и по логическим
способностям.
Это вытеснит человеческую активность в недоступную
компьютеру сферу внелогического мышления — в первую очередь творческого.
Мы уже застанем конкуренцию на основе не логического, а творческого
мышления.
Но большинство людей не умеет пользоваться творческими
способностями, а управляющие системы не умеют обращаться с творцами и
потому, скорее всего, будут подавлять их. Поэтому активность большинства
людей будет вытеснена в сферу внелогического, но не творческого
мышления: в сферу мистики (из-за снижения познаваемости мира рост
мистических настроений нагляден уже сегодня).
Потребность в лидере мистического типа налицо не только в
истерзанной либеральными вивисекторами России — триумфальное избрание
Обамы отражает ее и в передовом сегодня американском обществе. Такой
лидер действует по наитию, ничего не объясняет, требует слепой веры — и
непонятным, чудесным образом решает проблемы.
Распространение мистического типа сознания отбрасывает
человека на уровень до эпохи Просвещения. Ее главная заслуга — выделение
индивидуальности из прежнего, слитно-роевого самовосприятия;
распространение мистического сознания возвращает личность в прежнее
состояние, пока еще кажущееся животным.
СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ: ЛЮДОЕДСТВО?
В рамках индустриальных технологий каждый человек —
потенциальный источник прибыли и потому является ценностью. Осознание
этого породило общество массового потребления, "благосостояния для всех"
и средний класс.
Однако постиндустриальные технологии сверхпроизводительны —
и использующее их общество для производства прежнего количества
находящих спрос благ нуждается в качественно меньшем числе работников.
Ему нужна элита, обеспечивающая управление, исследования и культурную
среду, а также относительно немного людей, непосредственно занятых
производством.
Остальные оказываются лишними, подобно большинству россиян в
парадигме "экономики трубы". Производить им нечего: любой произведенный
ими продукт будет лишним.
Соответственно, они не производят, но лишь потребляют, а
точнее — претендуют на потребление. С точки зрения коммерческой
эффективности, это недопустимо, и объективная задача общества
заключается в максимальном ограничении масштабов их потребления, которое
по определению непроизводительно.
Разрыв между низкой производительностью и высоким
потреблением максимален у среднего класса развитых стран.
Сохранение прежней, коммерческой парадигмы развития ставит
перед человечеством людоедскую по сути задачу сокращения его потребления
— и мы видим обнищание среднего класса в США и даже в Евросоюзе.
Социальная утилизация среднего класса уничтожит демократию в
ее современном понимании, ибо она лишится своей цели, опоры и
оправдания. Экономика будет сброшена в жесточайшую депрессию, ибо именно
средний класс генерирует основную часть спроса.
Чтобы избежать этого, государствам придется либо
искусственно поддерживать спрос, что в рамках коммерческой парадигмы
развития возможно лишь в течение ограниченного времени, либо
поддерживать производства без учета сжимающегося денежного спроса, что
вообще несовместимо с указанной парадигмой.
Таким образом, сохранение производств, — а значит, и
благосостояния — потребует отказа от ориентации на прибыль как главную
цель человечества. Если этот переход не будет осуществлен сознательно
(что невозможно по идеологическим и управленческим причинам), он
произойдет неосознанно, стихийно, через социальную катастрофу, связанную
с социальной утилизацией среднего класса.
Это приведет к резкой дегуманизации как управляющих систем,
так и обществ в целом.
ЧЕЛОВЕК НЕ ХОЧЕТ СТАНОВИТЬСЯ НА ЧЕТВЕРЕНЬКИ
Развитие технологий (в виде технологий формирования
сознания и современных компьютерных систем) ведет к архаизации лишь в
рамках коммерческой парадигмы человеческого развития.
Единственный способ разрубить гордиев узел современных
глобальных проблем — форсирование технологического прогресса, достичь
которого можно лишь на пути отказа от корысти как основной движущей силы
человечества.
Технологии как стимул и мотив не отрицают прежнего стимула —
корысти и прибыли, но включают его в себя, — как капитал, развиваясь,
отнюдь не отрицал роль золота, но гармонично и непротиворечиво включил
его в себя, — отобрав у него при этом не только исключительность, но и
самостоятельность его общественной роли.
Мы видим, что деньги неуклонно теряют значение, уступая
свою роль символа и инструмента достижения успеха технологиям. Они менее
отчуждаемы, чем деньги и потому основанное на них господство прочнее
основанного на деньгах. С другой стороны, технологии все чаще
используются на нерыночных условиях, закрепляющих господство их
владельцев.
Стратегические решения, принимаемые самыми разными
обществами, становятся некоммерческими.
Евросоюз принял программу развития альтернативных
источников энергии к 2020 году, — но почти все они дотируются
государствами и потому нерыночны. Надежд на их рентабельность в 2020
году нет.
Нерыночен и совершаемый Китаем технологический рывок.
Замена старых технологий новыми в китайской структуре цен часто
коммерчески не оправдана, но угроза нехватки воды, почвы и энергии
заставляют огромную страну идти на рыночные риски ради внерыночного
выигрыша.
Наконец, страны Прибалтики, экономически всецело зависящие
от России, сознательно разорвали эти хозяйственные связи ради
формирования собственной идентичности.
Самоубийственное с рыночной точки зрения, это решение
направлено на достижение некоммерческой цели — формирования новых
народов, пусть даже и ценой их социальной деградации.
Это не гуманизм, не совершенствование человека (а в случае
Прибалтики и его прямая архаизация), — но это уже отход от
коммерционализации, которая, становясь всеобщей и всеобъемлющей,
становится тем самым и самоубийственной.
Вырываясь из оков рынка, человечество стремится к
восстановлению технологического прогресса, надеясь на возвращение его
гуманизирующей роли, надеясь, что технологии обеспечат "благосостояние
для всех" и остановят сползание в варварство.
Упование на технологии против всесилия рынка, при всей
наивности (как и любой надежды на лучшее будущее), перспективно. Это
современная форма социалистической идеи, превращающейся из традиционной
социал-демократической, свойственной индустриальной эпохе, в идею
технологического социализма.
Сегодняшняя форма общественной борьбы — это борьба
стремления к прибыли и стремления к технологиям, борьба глобального
монополизма и ломающего его технологического прогресса, борьба глубинной
тяги к архаизации и жажды возобновления комплексного, всеобъемлющего
развития человечества.
Она вновь, как в годы великих войн, превращает науку в
передовой край борьбы человечества за свое будущее.
Только если раньше речь шла о судьбе лишь отдельных народов
и их групп, то теперь — всего человечества без какого бы то ни было
исключения.
|