«Светлые» головы российского правительства, и
не только правительства, чуя всемерную поддержку Государственной Думы,
заселенной в основном депутатами «Единой России», решили вернуться к
этой болезненной теме, внеся рассматриваемые законопроекты. Опыта
принятия подобных законов хоть пруд пруди: авось пронесет и на этот
раз, как уже проносило не единожды. Как говорится, воры не жнут – воры
удобного случая ждут.
Внесенные законопроекты аннулируют ранее принятый федеральный закон «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»
и четырех других действующих закона этого блока, направленных на
восстановление покупательной способности обесцененных сбережений до
1992 года. В предложенных законопроектах обязательства полного
восстановления покупательной способности сбережений до 1992 года
заменяются компенсационными выплатами. Это значит, что гражданам будет
компенсировано всего лишь небольшая часть стоимости вкладов. Т.е.
вместо украденных 350 млрд. долларов населению вернут, может быть в
лучшем случае, 15-20 млрд. долларов. Порядок выплат данных компенсаций
идентичен порядку действующих с 1996 года предварительных компенсаций,
а именно: в законе о бюджете указывается общий объем средств,
выделяемых в данном году на компенсации, категории граждан, которым они
выплачиваются, и индивидуальная сумма компенсации. Конкретизирует
порядок выплат правительство Российской Федерации по своему усмотрению.
Надо заметить, что юридические обязательства
государства по поддержанию покупательной способности сбережений до 1992
года и полному возмещению потерь возникли не в связи с федеральным
законом «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской
Федерации», принятому Государственной Думой в 1995 году, а установлены
гораздо раньше законом РСФСР «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» от 24 октября 1991 года и Постановлением Съезда народных депутатов Российской Федерации «О компенсации и восстановлении сбережений граждан Российской Федерации» от 27 марта 1993 года. Конституционным судом
Российской Федерации (Постановление от 31.05.93 г., №12-п) установлено,
что неисполнение обязательств по поддержанию покупательной способности
сбережений граждан нарушает их конституционные права. Таким образом,
вообще говоря, принятие сегодня любого законодательного акта,
отменяющего обязательства государства в защите сбережений граждан, является нарушением их конституционных прав. Но, как говорится, закон назад не пишется, пока звон серебра не слышится.
Кроме того, и Гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что «…обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств, иных правовых актов», а «односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается». Именно одностороннее изменение условий договора граждан с государством и затевают авторы внесенных законопоектов.
Напомним, что в соответствии с законом «О
восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации»
сбережениям, созданным путем помещения денег в период до 20.06.91
г. на вклады в государственный Сбербанк, а также в период до 01.01.92
г. на вклады в организации Госстраха и в государственные ценные бумаги
СССР, дано общее название – гарантированные сбережения граждан. Законом предписано, что государство гарантирует
восстановление ценности данных сбережений, т.е. той покупательной
способности, которой они обладали до 1992 года, и возмещение их, как
внутреннего государственного долга. Для оформления госдолга по
гарантированным сбережениям применяются целевые долговые обязательства Российской Федерации (ЦДО).
В ЦДО заносится величина долга, соответствующая первоначальной
покупательной способности сбережений, которая выражается условной
денежной единицей «дор»долговой стоимости дора, учитывающей изменение его покупательной способности. Величина долговой стоимости дора устанавливается из соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора (набор жизненно необходимых товаров и услуг) в текущий момент времени к его стоимости в ценах 1991 года (базовая стоимость набора). Контрольная стоимость набора по закону должна определяться еженедельно. Базовая стоимость набора закреплена федеральным законом «О базовой стоимости необходимого социального набора», подписанного президентом Б.Н.Ельциным 4.02.99 г. (долговой рубль). По номиналу 1 дор
приравнен к 1 рублю СССР. Таким образом, если на 1992 год гражданин
имел сбережения на сумму, например, 1000 рублей СССР, то в долговом
обязательстве записывается сумма госдолга, равная 1000 доров. Выплаты
по этому обязательству должны производиться, исходя из
Главным законом в ряду принятых ранее законов по восстановлению сбережений является федеральный закон «О
порядке обслуживания целевых долговых обязательств Российской Федерации
в целях обеспечения неотложных социально необходимых нужд граждан
Российской Федерации». Закон принят и Государственной Думой, и
Советом Федерации Российской Федерации в 1999 году, но в силу не
вступил: он был отклонен президентом Б.Н.Ельциным и в дальнейшем
Государственная Дума 3-го созыва не смогла преодолеть вето президента,
для чего требовалось 300 голосов депутатов. Ну, а о нынешнем составе
Государственной Думы и говорить нечего. Именно этот закон вводил в
действие механизм восстановления и защиты сбережений, прописанный в
предыдущих федеральных законах.
Восстановим в памяти суть закона. Прежде всего, он устанавливает особый вид ЦДО - социальные долговые счета (СДС),
на которых фиксируются выраженные в дорах суммы долга, подлежащие
обмену на российские рубли по долговой стоимости. Первоначально обмен
доров предполагалось производить в ограниченном объеме – до 100 доров в
год, и ограниченному кругу лиц – старше 70 лет, инвалидам, тяжело
больным, пострадавшим в чрезвычайных ситуациях и на похороны.
Ограниченность сумм выплат диктуется, в основном, состоянием экономики
страны, хотя сегодня государство обладает громадными финансовыми
резервами.
На первый взгляд процедура выплат по
социальным долговым счетам мало чем отличается от выплат
предварительных компенсаций по вкладам в Сбербанке: и сумма выплат
ограничена, и круг лиц ограничен. На самом деле, предварительные
компенсации не обеспечивают не только восстановление гарантированных
сбережений, но при их реализации проявляется целый ряд других
недостатков, приводящих к социальному и правовому неравенству граждан:
государство может уклониться от полной выплаты выделенных средств из
бюджета из-за неточностей в определении количества получателей
компенсаций; сумма компенсации для владельцев вкладов в 1000 и более
рублей СССР составляет 1000 российских рублей, для всех остальных - от
900 до 100 рублей в зависимости от соответствующей величины вклада; те,
у кого был не один, а несколько вкладов, получили несколько
компенсаций; величина компенсаций с 1996 года не меняется, хотя 1000
российских рублей в 1996 году имели покупательную способность выше, чем
сегодня.
Отличие социального долгового счета заключается прежде всего в том, что он является именным, и каждый гражданин может иметь только один
СДС. Кроме того, ему присваивается категория – номер, выделяющий его из
остальной массы СДС. Это может быть связано с возрастом владельца,
инвалидностью, болезнью и т.д., что влияет на сумму компенсации и ее
очередность. СДС состоит из двух субсчетов – новационного и основного.
Каждый из них выполняет определенные функции. Новационный субсчет
служит для оформления суммы долга и доры, находящиеся на этом субсчете,
на рубли не обмениваются. Если какую-то сумму доров, принятую
госбюджетом на текущий год, разрешено обменять на рубли, то эта сумма с
новационного субсчета переводится на основной субсчет СДС.
Доры, находящиеся на основном субсчете, можно менять на рубли по
долговой стоимости текущего момента в любое время.
Разделение СДС на два субсчета обеспечивает
простоту процедуры восстановления вкладов и гарантирует безопасность
для экономики страны. Как бы ни был велик долг, зафиксированный на
новационных субсчетах СДС, он не может привести к долговому кризису и
нанести другой какой-либо ущерб экономике. В этом случае упраздняются и
все остальные недостатки, присущие процедуре предварительных
компенсаций.
Кроме того, система СДС обладает и рядом других
достоинств. И может быть главное из них – привлечение дополнительных
средств для компенсации вкладов. Дело в том, что практика
предварительных компенсаций показала: более половины граждан,
получивших компенсации, вложили их в сбережения. Т.е. граждане не
намерены сразу тратить полученные компенсации. Поскольку основные
субсчета СДС выполняют функцию сбережений, защищенных от инфляции, то
собственникам СДС тем более выгодно накапливать деньги на этих счетах.
Таким образом, со временем, при накоплении достаточных средств на
основных субсчетах, система СДС в принципе может отказаться от
заимствования денег из госбюджета для компенсации вкладов, используя
для этой цели собственные резервы.
Как видим, законодателями, и, надо прямо
сказать, в решающей степени по инициативе коммунистов, в течение почти
десяти лет создана надежная и вполне реалистичная законодательная база
восстановления и компенсации обесцененных вкладов граждан. Для того
чтобы ее реализовать, необходимо сделать единственный шаг – ввести в
действие федеральный закон «О порядке обслуживания целевых долговых
обязательств Российской Федерации в целях обеспечения неотложных
социально необходимых нужд граждан Российской Федерации» и, как
говорится, огород новый не городить, пытаясь обмануть вкладчиков.
Вместо этого власть пытается упразднить созданную с 1991 года правовую
базу по восстановлению и защите сбережений граждан и предпринимается в
очередной раз попытка нарушить их имущественные права. Отмена законов
по восстановлению вкладов, по сути, означает закрепление произведенного
грабежа граждан на законодательном уровне.
Коммунисты-депутаты Государственной Думы,
защищая интересы своих избирателей, вне всякого сомнения, выступают
против внесенных антинародных законопроектов.