Это год тяжелейшей расплаты за долгий период всепожирающего капитализма, не позволившего создать условий, при которых Россия способна вести независимую политику без потрясений. Год, доказавший, что суверенная внешняя политика обязана опираться на суверенную экономику. Год, который предъявил всем нашим гражданам большой счет за сырьевой пир олигархов и бюрократии.
Есть хорошая пословица: «задним умом все сильны». Так это вот точно не про нас, не про коммунистов и сторонников КПРФ.
«Капиталистический инфаркт: «сырьеномика» глохнет», - вот таким дословно было заглавие моего материала для «Правды» ровно год назад. Таким же смыслом были пропитаны все оценки депутатов-коммунистов.
Считаю принципиально важным вспомнить об этом теперь, подводя итоги 2014-го года, потому что не какие-то два, три, четыре крупных события являются его символами, а один самый главный факт: абсолютно все процессы уходящего года доказали, что историческая, политическая, экономическая правда на стороне КПРФ.
Какая партия год за годом повторяла: не заигрывайте с американцами, это потенциальный противник. Никакая «перезагрузка», никакие солдаты НАТО на Красной площади, никакие разоружения, сделки и улыбки этого не изменят. Они рассматривают Россию как земельные и природные ресурсы. Мы это говорили.
Но нашим властям нужно было дождаться момента, когда американцы выгрузят свой политический десант на центральной площади Киева, оккупируют органы власти и мозги украинцев, чтобы понять: Украина это не только газовая труба в Европу. Безмерно корыстный российский капитализм был слеп.
Какая партия годами пропагандировала свою Антикризисную программу, выдвигала конкретные инициативы по решению проблемы сырьевой зависимости, вложению средств в реальный сектор, в науку, в отечественное сельское хозяйство? Наша партия. Власти отмахивались. Некоторые СМИ улыбались: коммунисты «опять о своём». Доотмахивались и доулыбались.
Финансово-экономическая система осенью нынешнего года рухнула, обрушился рубль, началась паника. Безусловно, сыграли роль антироссийские санкции Запада. Безусловно, сказалось то, что вместо Кабинета министров мы имеем «Кабинет менеджеров». Но даже это второстепенные причины, они лишь усугубили ситуацию.
Первопричина происходящего в том, что либеральное Правительство многие годы сознательно проводило зависимый от западных банков, западного импорта и сырьевой конъюнктуры курс. А при таком курсе денежные акулы страны были просто не заинтересованы в строительстве самодостаточной экономики государства.
Теперь, когда запахло политической ответственностью, министры и финансисты засуетились.
Но ведь ещё в апреле 2013 года Геннадий Зюганов с трибуны Государственной Думы жестко заявил: «Или левоцентристский курс и профессиональная команда, или обвал неизбежен». Не для красоты была сказана фраза. В 2010 году на встрече с тогда ещё Президентом Дмитрием Медведевым лидер КПРФ требовал: необходимо вложить средства в модернизацию экономики.
Посмотрите архивы выступлений наших депутатов. Возьмем, к примеру, выступление моего коллеги, Олега Куликова, в далеком уже 2009 году. С трибуны парламента было прямо сказано: "Мистраль" поставит Россию в зависимость от страны поставщика».
Где была «Единая Россия»? Где был их патриотизм тогда, когда он помог бы стране своевременно просчитать все риски, принять верные национально-ориентированные решения.
Патриотизм не форма, не флаг, не песня, не слеза. Патриотизм - это умная и дальновидная по содержанию политика. И только после нее уместны и флаги, и песни, и слезы.
Какая партия годами активно и последовательно развивала контакты с Китаем, Кубой, Вьетнамом, государствами Латинской Америки? Со всеми странами, всеми политиками, где реализуется левый курс. Наша партия.
Что показали жизнь, время? Показали, что именно эти государства и народы первыми протянули нам руку сотрудничества в сложной ситуации.
2014 год ясно подтвердил всем нам, что мировоззрение превыше конъюнктуры, что опора на опыт, историю и знания превыше сиюминутных выгод. Если говорить о парламентской составляющей работы, то, естественно, ратификация Государственной Думой соглашения о воссоединении Крыма и Севастополя с Россией – это центральное решение года.
КПРФ сыграла во всех связанных с этим процессах важную роль. Поддерживала, защищала позицию России и крымчан, в кратчайшие сроки создала новое партийное отделение и провела серию крупных мероприятий. Своими силами организовала регулярную отправку гуманитарной помощи Юго-Востоку. Мы были активными участниками солидарных действий по всем пунктам внешнеполитической повестки.
Эта беспрецедентная для современной России консолидация разных сил, тоже является определенным итогом года. Нечего тут ни стесняться, ни оправдываться. Однако ещё и ещё раз нужно крупно выделить следующее: путать солидарность с соглашательством нельзя.
Наша «красная аксиома» такова: солидарные усилия власть увидит от нас всегда и везде там, где мы будем видеть борьбу за устойчивое развитие государства вопреки внешнему давлению. И никогда не увидит, если под соусом внешних угроз нагрузку по преодолению проблем будут спихивать на плечи трудящихся, будь это рабочий у станка, крестьянин, менеджер в офисе или представитель малого бизнеса.
Осенью не менее искренне мы поддержали ещё одну серьезную ратификацию: стратегически важный договор о Евразийском экономическом союзе. Несмотря на то, что в эпицентре общественного внимания в течение всего года, к сожалению, зачастую оказывались популистские и комичные инициативы, парламент принял большое количество серьезных назревших законов.
И эту работу мы можем занести себе в безусловный актив, так как под давлением острой экономической ситуации и под нашим давлением, наконец, достали из-под сукна и приняли такие программные инициативы КПРФ, как закон о промышленной политике и закон о стратегическом планировании в Российской Федерации. Нельзя это отдавать единороссам. Это наши идеи и наши законы, к которым они бросились как к спасательной шлюпке. Мы приняли непосредственное участие и в разработке законопроекта о деофшоризации. Боролись и «доборолись» до возвращения зимнего времени.
Если говорить о тех думских решениях, которые следует характеризовать как исключительно негативные, я бы выделил два принципиальных.
Это поправки в закон о выборах с возвращением одномандатных округов, что ведет к дестабилизации и разрыхлению политической системы в самый неподходящий момент. И, конечно, федеральный бюджет, который мы не поддержали и не поддержали правильно, потому что все прогнозы Правительства уже можно списывать в архив. В конце года мы внесли законопроект о том, чтобы Председатель Правительства докладывал отныне бюджет лично, а не устами Министра финансов.
Среди международных итогов года тоже выделяется в основном наше, левое направление: тут и крупные торгово-экономические соглашения с КНР, и решение парламента о списании практически всех старых советских долгов Республике Куба, и новые российско-вьетнамские проекты, и многое другое.
Прошедший год позволяет сказать, что целый массив позиций, которые отстаивала КПРФ, стал выходить на передний план.
Наша общая, самая острая, самая актуальная, самая срочная задача, чтобы вслед за этими позициями на этот первый план стала выходить и партия как политическая сила.
Чрезвычайно важно не упустить момент народного прозрения, перековать свою правоту в рост доверия граждан, сделать в новых условиях мощные шаги к достижению наших программных целей.