Национал-фашистский переворот в Киеве, поставивший Украину на грань гражданской войны. Возвращение Крыма в состав России. Мощная протестная волна русскоязычных жителей Донбасса, вставших на защиту своих прав и интересов. И в то же время беспрецедентное давление на Россию со стороны Соединённых Штатов Америки и Евросоюза. Наконец, не очень радужные перспективы с экономикой в самой России. Дальний Восток после недавних катастрофических ударов стихии… Весь этот сгусток острых проблем не мог не найти своего отражения в вопросах, с которыми люди обратились к главе государства.
Разумеется, не обошлось и без комплиментов. Особенно в связи с Крымом. Но это понятно. Свершилось великое дело, глубинное чувство патриотизма, живущее в народе, вырвалось на волю, проявился истинный характер нашего народа.
Но, судя по ответам, события последнего времени дали немало уроков самому главе государства. Больше реализма, признания трудностей, проблем, возникающих на пути. Впрочем, в ответах, касающихся истории, он так и не смог удержаться, чтобы не похвалить «белых» и не попенять по тому или иному поводу «большевикам». А ведь огромную ответственность и тяжесть решений, которые постоянно вставали перед советским руководством в условиях капиталистического окружения, теперь он мог в какой-то мере ощутить, так сказать, лично. Отсюда и резко поставленная тема патриотизма, и сквозящие в державной риторике последнего времени отсылки к «национал-предателям» и «иностранным агентам».
Путин вспомнил это, рассуждая о судьбе незадачливого украинского президента Януковича. Но и в собственном доме есть над чем голову поломать.
Вот, например, задан простой крестьянский вопрос: почему цены на зерно падают, а на хлеб растут? Пришлось президенту высчитывать проценты, уходящие на электроэнергию и т.п. «входящие». И как-то в тени осталось то, что за всеми этими «парадоксами» таится главный и ненасытный зверь — рынок, который так и не вышел из состояния «дикости». Всё по-прежнему: засилье олигархов, безудержная жажда наживы и коррупция «эффективных менеджеров».
Или вот: в посёлке Больго, пострадавшем от наводнения, построили новые коттеджи, а дороги проложить забыли. Что ж, теперь вертолётами обзаводиться? Президент усмехнулся: надо, дескать, вопрос решать. Что тут возразишь?
А что можно было ответить на такой, далеко не риторический вопрос: когда наконец пропагандистские словоизвержения властей сменятся делами?
Но это всё, конечно, не для «прямого диалога», это — «за кадром».