Десяти лет на раскачку у России нет
— Геннадий Андреевич, слово «модернизация» теперь в числе наиболее
популярных. И хотя разные политические силы видят её по-своему, но
голосов против как-то не слышно. Удивительное единодушие наступило в
России!
— Единодушия, конечно, нет. И это, я думаю, мы еще обсудим. Но
давайте всё-таки по порядку.
ХХ век раздвинул горизонты для человечества. Научно-технический
прогресс дал многое: от автомобиля и телевизора до космической ракеты,
атомной электростанции и компьютера. Уже к 1960 году число занятых в
сфере физического труда в мире снизилось до 24%. В настоящее время оно и
вовсе составляет 10%.
Успехи науки и техники задают новые темпы развития и новые темпы
жизни. С 1950 по 2000 год мировое производство автомобилей выросло в
шесть раз и достигло 60 миллионов. За это же время пассажирские
перевозки в авиации возросли в 60 раз. Гигантский скачок сделала
медицина. Научные разработки и техническое оснащение помогли увеличить
среднюю продолжительность жизни человека с 56 лет в 1970 году до 66 лет —
в 2000-м.
Вклад Советского Союза в эти достижения был огромен. Однако
разрушение единого государства резко изменило ситуацию. В 1979 году,
когда Китай приступал к реформам, он отставал от нас по всем
показателям, а сегодня его экономика мощнее в шесть раз.
Общемировой рост продолжался, разумеется, и после разрушения
Советского Союза. Просто энергия нашего распада дала возможность
конкурентам на Западе быстрее улучшать их статистику. Россия же
перестала находиться в ряду сил, идущих в авангарде прогресса. Её
превратили в страну-донора, которая своими ресурсами обеспечивает
прогресс других.
Многочисленные заявления президента Медведева о необходимости
модернизации — признание того факта, что «не всё в порядке в датском
королевстве». Остатки колоссального советского наследия ещё спасают
страну от полной несостоятельности. Однако разграбление и нещадная
эксплуатация этого наследия оставляют нам всё меньше шансов. Не
признавать этого — значит утратить всякую способность адекватно
оценивать действительность. Поэтому и необходимость модернизации в
России не отрицает никто.
Научно-технический и социально-экономический прогресс активно влияет и
на расстановку сил в мире. Многие проблемы более не решаемы в формате
«восьмерки». Вот и приходится расширять её до «двадцатки». Тем временем
конкурентоспособность России уже сейчас под большим вопросом.
Пока мы проедаем оставшееся, планета идет вперед. В последние
десятилетия свершилась подлинная революция в средствах связи, передаче и
обработке информации. Только с 1997 по 2007 год число личных
компьютеров выросло почти в три раза и превысило 800 миллионов. Число
пользователей Интернета приближается к полутора миллиардам. Стремительно
развиваются и другие технологии. В ХХI веке мир ожидает еще большего
подъема научной мысли и технического прогресса.
— Успехи в науке и технике действительно очевидны. Почему же они не
избавляют от экономических кризисов?
— Самый короткий ответ звучит так: кризисы есть потому, что есть
капитализм.
Экономическое развитие при капитализме двигает погоня за прибылью. И
научно-технический прогресс не отменяет данного обстоятельства. Конечно,
этот прогресс радикально увеличивает производительность труда, а
значит, и позволяет повысить уровень жизни людей. Но видеть стакан
молока и выпить стакан молока — разные вещи. Прогресс дает возможность
улучшить условия жизни граждан, но только капитализм этого не
гарантирует. И причиной крупных социально-культурных достижений ХХ века
стала не добрая воля капитала, а состязание двух систем — капитализма и
социализма, подогревавшее и политическую борьбу внутри капиталистических
государств.
Авангардная роль Советского Союза здесь очевидна. Он был главным
инициатором предоставления широких социальных гарантий трудящимся.
Благодаря государственной плановой экономике страна могла мобилизовать
ресурсы для выхода на передовые рубежи научно-технического прогресса.
СССР стал лидером в космосе, атомной энергетике, молекулярной физике,
судостроении, литературе, искусстве, спорте. У нас была лучшая система
образования и самая эффективная система здравоохранения. Первенство СССР
на главных направлениях социально-экономического развития подстёгивало
соревнование двух систем, ускоряло научно-технический прогресс.
С падением Советского Союза и социалистического содружества мир
лишился духа здоровой состязательности. Стремление к прорывным
технологиям оказалось менее востребованным, чем спекуляции на финансовых
рынках. Дутый финансовый пузырь спровоцировал мировой экономический
кризис.
И здесь вновь дала о себе знать слабость российской экономики. Самый
глубокий спад произошёл именно у нас. Из стран «большой двадцатки»
Россия — на последнем месте. По спаду внутреннего валового продукта мы в
два раза опережаем страны Евросоюза, в три раза — США и в четыре—семь
раз — страны — экспортеры нефти. Спад промышленного производства достиг
12%. Более 30% организаций и предприятий сработали с убытками.
Тут уже и самым завзятым оптимистам должно стать ясно, что разговоры о
«тихой гавани» и «сырьевой империи» — пустопорожняя и вредная болтовня.
Модернизация становится насущной задачей — задачей выживания страны.
Тем более сейчас, когда мир стоит на пороге кризисов нового рода.
Ресурсы планеты не безграничны. Мировое производство электроэнергии с
1970 по 2000 год выросло почти в три раза, а мировое потребление
ископаемых энергоносителей — в 4,6 раза. Производство зерна за 50 лет
увеличилось в три раза, мяса и рыбы — в пять раз. В ближайшее время мир
ждет резкое обострение дефицита продовольствия, чистой воды,
энергоресурсов. По их запасам Россия — явный лидер. Но при острых
демографических проблемах, примитивной экономике и разгромленной армии
эти блага создают для нас целый фронт новых угроз.
Когда-то Сталин сказал: «Мы отстали от передовых стран на 50—100 лет.
Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо
нас сомнут». Теперь у России нет даже десяти лет. Или мы немедленно
мобилизуем свой потенциал и выйдем в мировые лидеры по темпам
экономического роста, или в мировой борьбе за ресурсы страна падет
жертвой внешней экспансии.
— Вы действительно предполагаете, что ХХI век, как и минувшее
столетие, может оказаться веком больших войн?
— Давайте вспомним Югославию. Однажды она оказалась в списке
стран-изгоев у Вашингтона. Но и тогда было трудно представить, что там
начнут рваться снаряды, как в 1941 году.
Однако дело не только в этом. Свои жертвы есть и у «горячих», и у
«холодных» войн. Экспансия не всегда сопровождается сбрасыванием бомб на
жилые дома, плотины и картинные галереи. Советский Союз был уничтожен
не таким способом. Наша Родина живет в сердцах и душах людей, а вот на
географической карте её больше нет. Понимаете, нет страны, может быть,
самой великой, храброй и гуманной за всю историю человечества!
В развитии общества есть закономерности. И никому не дано их
отменить. Поэтому и в политике нет места благодушию. Оно слишком дорого
обходится для целых народов. «Хочешь мира — готовься к войне» — этот
принцип придумали далеко не «ястребы». Если один берёт меч, чтобы
грабить, то и желающий остановить его не обойдется без увесистой дубины.
ХХ век показал, как самое страшное оружие способно стать надёжным
фактором мира. Но и здесь современная Россия оказалась не способна не
только приумножить, но и сохранить доставшееся ей наследство. Нашим
армии и флоту катастрофически не хватает новых вооружений. Они вынуждены
довольствоваться вооружениями второго и третьего поколений.
Бронетехника и парк самолетов изношены уже на 80%. Программа
перевооружения тяжелыми стратегическими ракетами сорвана. Натовские же
армии шагнули далеко вперед.
Сегодня стратегические ядерные силы России имеют более трёх тысяч
зарядов. Носителями выступают межконтинентальные баллистические ракеты,
баллистические ракеты на подводных лодках и самолеты с крылатыми
ракетами. Если сокращать ядерный арсенал нынешними темпами, то к
середине следующего десятилетия российские силы ядерного сдерживания
станут слабее ещё в пять раз. Ядерные центры страны постепенно
деградируют. Они теряют профессиональные кадры. Хиреет их
лабораторно-испытательная база.
Тревожная ситуация складывается и в ВМФ. За последние 10 лет
Военно-Морской Флот России сократился на 60%. Так, из 62 атомных
подлодок осталось 12, а из 32 сторожевых кораблей — только пять. За годы
«реформ» поступление новых кораблей на флот резко снизилось. К 2015
году в составе ВМФ России сохранится не более 60 подлодок и кораблей
1-го и 2-го классов, главным образом устаревших образцов. К этому
времени флот США увеличится до 300 кораблей этих классов.
У нас было 15 авиационных заводов. Они производили примерно полторы
тысячи летательных аппаратов в год. За последние семь лет армия получила
всего 20 новых самолетов Су-27, шесть модернизированных Су-25 и три
самолета Ту-160. В программе вооружений до 2015 года вообще не говорится
о развитии беспилотных самолетов, а в ведущих армиях мира это важнейшее
направление военно-технической политики. Россия стала практически
единственной страной, передавшей армейскую авиацию из Сухопутных войск в
ВВС. Никаких разумных объяснений данному решению нет до сих пор.
Военно-промышленный комплекс страны подвергся жесточайшему
расчленению, приватизации, искусственному банкротству и распродаже за
бесценок, в том числе зарубежным фирмам. Достаточно упомянуть о таких
гигантах, как Балтийский завод, Уфимское моторостроительное
производственное объединение, Уралмашзавод, Московский вертолетный завод
им. М.Л. Миля, воронежский завод «Электроприбор», завод «Красное
Сормово», Тульский ЦНИИ систем управления, серийный завод по
производству ядерного оружия в г. Арзамас-16 (Саров). Возможности России
защищать себя серьезно подорваны.
— Но здесь своего рода модернизация уже объявлена. Вооруженным Силам
обещано придать «новый облик».
— Состояние и боеготовность Вооруженных Сил определяются несколькими
факторами. В их числе: оснащенность современной техникой и вооружением,
надежность управления войсками, уровень выучки и дисциплины, социальная
защищенность и моральный дух людей в погонах. Ни одному из современных
вызовов реформа Вооруженных Сил не отвечает. Да и проводит её министр,
ничего не смыслящий в военном деле.
Каждый день мы находим новые подтверждения тому, что концепция
военной реформы не соответствует интересам России. Ликвидируют военные
округа, армии, дивизии, полки. Их замена на бригады не находит внятного
обоснования. Численность Вооружённых Сил сокращают до миллиона человек.
Увольняют 200 тысяч офицеров и 140 тысяч прапорщиков. Заменяют
военнослужащих гражданскими лицами…
У нас было 65 военных училищ. Хотят оставить около пятнадцати.
Собирались закрыть летный испытательный институт. Раздирают на части
Академию им. Жуковского. Одну часть отдали под дом приемов Москве, на
другую претендует Кудрин — под казначейство. Уничтожают академию,
учеными которой реализованы идеи всех летательных аппаратов, созданных
отечественной промышленностью.
Если все эти действия Министерства обороны называть реформами, тогда
что следует называть диверсионной работой? Не потому ли начальник
Генштаба генерал Н. Макаров подписал директиву «О недопущении
разглашения сведений о реформировании Вооружённых Сил РФ»? Всё это —
продолжение той же политики, которая ранее обернулась решениями Путина
закрыть наши военные базы на Кубе и во Вьетнаме, вынести приговор
станции «Мир», назначить министром обороны работника прилавка.
Уничтожение академий, институтов, училищ, распродажа 40 тысяч военных
объектов — это жесточайший удар по военной науке, по подготовке
армейских кадров, по боеспособности страны. Дело ведут к тому, что
Россия отстанет от вероятного противника не на пять—десять лет, а на
пятьдесят. Реализация намечаемых правительством мер «по формированию
нового облика Вооруженных Сил» ведет к их полной неспособности отразить
возможную агрессию.
Армии и флоту нужен не очередной погром под видом придания им «нового
облика». Им нужна эффективная модернизация, которая обеспечит
структурирование всех родов войск, развитие научных учреждений,
восстановление военно-промышленного комплекса.
Переустройство государства, модернизация экономики
— Геннадий Андреевич, как вам видится тот минимум мер, без которых
всерьез говорить о модернизации страны невозможно?
— Основные усилия должны быть брошены на четыре направления.
Реконструкция всего государственного аппарата, во-первых. Во-вторых, это
изменение отношений собственности на стратегические отрасли экономики и
природные ресурсы. В-третьих, это поддержка науки и ускоренное развитие
наукоемкого производства. Наконец, в-четвёртых, это новая культурная
революция, стержень которой — создание прогрессивной и широкодоступной
образовательной системы.
— Давайте рассмотрим каждый из этих факторов. Почему вы начали с
политической системы?
— Экономика — первооснова общественного развития. Но успешную
экономическую модернизацию обеспечит лишь напряжённая, комплексная,
научно выверенная деятельность государства.
Напомним, что развал экономики и социальной сферы, разграбление
национального достояния России произошли не сами по себе. Болезненные
для страны итоги кризиса 2008—2010 годов стали логическим следствием
всей двадцатилетней политики нынешней власти. Такие итоги требуют не
только модернизации экономики, но и переустройства политической системы.
С 1991 по 2007 год численность чиновников выросла в стране почти
вдвое: с 950 тысяч человек в Советском Союзе до 1,7 миллиона в нынешней
России. На содержание гигантской государственной машины идёт уже треть
всех бюджетных расходов. Но эта серьёзная армия крайне несерьёзно и
безответственно работает. Бюрократическая машина не только не
эффективна, но и наносит колоссальный ущерб стране и людям.
Непрофессионализм и некомпетентность провоцируются на самом верху, когда
финансами страны руководит бухгалтер, образованием — прожектёр, а
обороной — работник торговли.
Некомпетентность и безответственность кадров идут рука об руку с
разлагающей всё коррупцией. При нынешнем уровне экономической
преступности слово «модернизация» звучит как очередной «распил» денег.
Но нужно помнить: разложение госаппарата начинается не со взятки
отдельному чиновнику. Оно начинается с принуждения и мобилизации
«властной вертикали» на защиту правящей группировки. Как вы думаете, что
происходит с армией чиновников, получившей от высшей власти заказ
выдать «нужные» итоги выборов? Такая «армия» начинает воспринимать
страну как покоренную территорию, отданную ей на разграбление. Так что
экономическое мародёрство прямо вытекает из порочности политической
системы. И без её капитального ремонта приступать к экономической
модернизации — это всё равно, что вводить специальные бюджетные статьи
для «распилов» и «откатов».
Начинать нужно с политической системы. Первые шаги — это слом машины
тотальных фальсификаций при проведении выборов, создание прозрачной
избирательной системы без административного и информационного террора,
восстановление выборности губернаторов и членов Совета Федерации. Делу
повышения эффективности государственного управления послужат сокращение
числа чиновников и поддержка различных форм самоорганизации народа для
контроля за госаппаратом.
При этом уже в ближайшей перспективе законодательная власть должна
избираться народом. Исполнительные органы должны назначаться
законодательной властью и быть подотчетны ей. Судебная система обязана
работать на принципах выборности и отчетности перед избирателями.
— Дмитрий Медведев уже объявил о принятии ряда мер в системе МВД. Как
вы полагаете, в какой степени это поможет борьбе с коррупцией?
— Когда идет разговор о власти, «милицейская» тема особенно
показательна. Численность органов внутренних дел в России уже в полтора
раза превысила численность Вооруженных Сил. Для нынешней власти
собственный народ оказался опаснее внешнего врага. Поэтому и приоритет
отдан тем, кто призван защитить интересы власти и капитала. По
Конституции, нельзя ведь использовать армию внутри страны, а вот органы
МВД — можно.
Когда главной задачей стала охрана чиновников и олигархов, стоит ли
удивляться, что милиция, даже при её раздувшихся штатах, не обеспечивает
надёжную защиту граждан от распоясавшихся преступников. Криминальная
ситуация только ухудшается. Страну не спасает одеяние из решеток и
железных дверей. Число преступлений по сравнению с 1990 годом возросло
вдвое. Число грабежей — втрое. Взяточничество выросло в пять раз.
Преступления с оборотом наркотиков подскочили в 15 раз.
Общественность будоражат и преступления «оборотней в погонах». Сводки
о них продолжают дискредитировать органы МВД. По данным Управления
собственной безопасности ГУВД Санкт-Петербурга, за период с 2004 года
количество уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников милиции,
возросло в девять раз.
Всё это также имеет свои причины. Сотрудников МВД долго держали на
«голодном пайке». Мизерная зарплата и отмена льгот побуждали к
мздоимству и поиску «стороннего заработка». Всё это прямо влияло на
качество личного состава. А раздувание штатов способствовало попаданию
«в органы» преступников и ставленников криминальных структур. Масло в
огонь подливают и телевизионные сериалы, воспевающие произвол
представителей «убойных отделов».
Модернизация этой системы означает революционные по своей сути
перемены. Сама структура МВД, система оплаты труда её сотрудников,
показатели качества их работы — всё должно быть изменено в корне.
Необходимо и обновление руководящего состава МВД снизу доверху.
— Как вы оцениваете масштаб тех проблем, которые должна будет решать
новая политическая надстройка?
— Нынешняя Россия является сверхдержавой только в мечтах. Сделаться
ею на деле — задача, требующая мобилизации всех сил и средств. Нынешняя
структура производительных сил страны недееспособна. Из 140 миллионов
граждан России 107 миллионов не производят материальных благ. Это
чиновники, пенсионеры, военнослужащие, работники МВД, охранники,
заключенные и прочие. Остаётся лишь 25 миллионов человек, которые
работают в реальном производстве. Всё как в поговорке: «Один с сошкой, а
семеро с ложкой».
Но давайте посмотрим, что может положить страна в эту «ложку». За
двадцать лет после уничтожения СССР с карты России исчезли 17 тысяч
деревень. Еще в 9 тысячах чудом сохранилось по 20—30 жителей. На три
миллиона человек сократилась численность работающих на селе. Официально
подтверждаемая властями безработица достигла здесь 10%, скрытая — в три
раза выше. Средняя зарплата сельских тружеников в два раза ниже
заработной платы по промышленности, и в половине случаев она даже не
достигает прожиточного минимума. Задолженность сельскохозяйственных
организаций по выплате заработной платы превысила 1,5 млрд. рублей.
Около половины сельского населения живет за чертой бедности. Жилищное
строительство на селе свернуто.
Таковы наглядные результаты либеральных реформ в сельском хозяйстве.
Россия утратила продовольственную безопасность. Только за последние 10
лет в пять раз увеличились расходы на закупку импортного продовольствия.
Ежегодно затраты на эти цели составляют 36—38 млрд. долларов. Вместе с
тем бюджетные ассигнования на поддержку отечественного аграрного
товаропроизводителя составляют менее 2 млрд. долларов. Они в 20 раз
меньше, чем в советское время.
Подобная политика привела к сокращению валового производства
сельхозпродукции более чем вдвое. По сравнению с советским периодом в
три раза сократилось поголовье крупного рогатого скота.
Сельхозмашиностроение на грани банкротства. Высокие цены на
сельскохозяйственные машины не позволяют мелкотоварному производству
приобретать их даже по лизингу. За 17 лет машинно-тракторный парк
сократился в три раза. В сельском хозяйстве стал преобладать ручной
труд, и по производительности труда Россия отстала от передовых стран
Европы в 10 раз. При этом 42 млн. гектаров пахотных земель зарастают
бурьяном и чертополохом. Более половины сельхозугодий подвержены разным
видам деградации.
Масштабы разрушений огромны. Их можно сравнить только с
катастрофическими последствиями Великой Отечественной войны, 65-летие
которой мы готовимся отмечать. В этих условиях говорить лишь о
технической модернизации сельского хозяйства — пустое дело. Модернизация
АПК должна включать комплекс мер, охватывающий землепользование,
сельхозмашиностроение, животноводство, сельскохозяйственный и
продовольственный рынок.
Нужно комплексное обустройство села на основе государственной
концепции продовольственной безопасности. Надлежит реализовать программу
его возрождения с созданием сети социальных учреждений, развитием
транспортной инфраструктуры, жилищным строительством. Необходима
структуризация АПК, основанная на принципах крупного товарного
производства и государственной собственности на системообразующие
предприятия. Основой экономики АПК должны стать госзаказ и госзакупки.
При этом государство обязано обеспечить паритет цен на промышленную и
сельскохозяйственную продукцию.
— Диспаритет цен действительно душит село. Но и это не спасает нашу
промышленность…
— Посмотрите, что происходит. Общая учетная стоимость основных фондов
в России составляет 60,4 триллиона рублей. Из них 29,7% приходится на
транспорт и связь, 22,7% — на операции с недвижимым имуществом. А на
обрабатывающие производства — основу высокоразвитой экономики —
приходится всего 8,5%. Примерно столько же приходится на добывающую
отрасль. Производство средств производства и товаров народного
потребления стало необязательным занятием. Ситуация такова, что
промышленность нам впору не модернизировать, а создавать заново.
Нам уже угрожает безнадёжная отсталость. В основных отраслях
экономики производительность труда сейчас в два-три раза ниже, чем в
советский период. Поэтому проблема эффективности экономики приобретает
особую остроту. А эффективность эта определяется прежде всего уровнем
технической оснащенности, которая, в свою очередь, зависит от
инвестиций.
В 2009 году инвестиции из России за рубеж составили 65 млрд.
долларов, а из-за рубежа в Россию — 81 млрд. Таким образом, страна
получила всего 16 млрд. иностранных инвестиций за год. Направляются же
российские инвестиции в основном в такие страны, как Кипр, Нидерланды,
Виргинские острова, Люксембург. И получает Россия иностранные инвестиции
в основном из этих же стран, но не в реальный сектор экономики, а в
спекулятивный. Вот почему иностранные инвестиции практически не
оказывают влияния на модернизацию отечественной экономики. С 1991 по
2008 год чистый отток капитала из России составил около 2 трлн.
долларов.
Между тем износ промышленного оборудования в стране подошел к своему
пределу. Станочный парк изношен на 75%, а энергетическое оборудование —
на 80%. Инвестиции фактически не доходят до реального сектора экономики.
Амортизационные отчисления и государственные средства разворовываются.
Техническое состояние основных производств в катастрофическом состоянии.
Треть предприятий убыточна.
Перевозки грузов и пассажиров железнодорожным и автомобильным
транспортом сократились в два раза, морским — в три раза, внутренним
водным — в 3,5 раза, авиационным — в 2,5 раза. В частности, это
объясняется тем, что число морских грузовых судов уменьшилось на треть, а
пассажирских — более чем вдвое. На столько же снизилось число речных
судов. На треть — воздушных. Да и транспортные тарифы стали доступны
далеко не каждому.
По существу в России нет единой транспортной системы. Есть лишь
многочисленные разрозненные компании и частные владельцы. Нет и
государственной политики, которая удовлетворяла бы потребности населения
в транспортных услугах. Вот почему четыре сотни городов и поселков
России лишились внутреннего автобусного сообщения. В сравнении с 1990
годом число автобусов сократилось почти на 90 тысяч, трамваев — на 5400,
троллейбусов — на три тысячи. Обратитесь к статистике, сравните эти
цифры с показателями советского времени, и вы увидите, какой кипучей
жизнью жила страна 20 лет назад.
— Кстати, всё это плохо вяжется с утверждением о неэффективности
государственного управления экономикой при социализме.
— Это один из тех злобных мифов, которые настойчиво развенчивает наша
партия. Довольно тяжело защищать успехи капитализма, зная факты. Так, в
настоящее время число грузовиков в России увеличилось вдвое по
сравнению с советским периодом, но во столько же раз сократились
грузоперевозки. Рабочий парк железнодорожных вагонов увеличился на
треть, а перевозки грузов упали вдвое. Вот вам и эффективность.
А строительная отрасль… Она и вовсе погрязла в откровенном
жульничестве. Сегодня она стала основным резервуаром «отмывания» денег.
Дутые сметы, дутые проекты, разворованные инвестиции, коррупция,
экономическая преступность стали её верными спутниками. Модернизировать
эту отрасль можно только кардинально — подчинить реальным сметам,
реальным проектам, СНиПам, учредить неусыпный государственный контроль.
«Модернизация» означает «социализм»?
продолжение следует...