Кампания по выборам депутатов Государственной Думы Российской Федерации подошла, теоретически, к самой интересной фазе избирательного процесса – к периоду официальной агитации политических партий в средствах массовой информации. Но давайте посмотрим, как организован этот процесс на практике?
Избирательная комиссия провела жеребьевки бесплатного эфирного времени и печатной площади для всех 14 политических партий в краевых СМИ. Определился график публикаций и выступлений на ТВ и радио, включая дебаты между представителями политических партий.
Вспомним: закон об обязательном участии политических партий в дебатах направлен на увеличение интереса наших избирателей к выборам.
Вот, например, слова председателя Центризбиркома РФ Эллы Памфиловой по поводу дебатов: «Очень хотелось бы, чтобы в результате этой случайной жеребьевки все вы получили справедливое, равноправное, равноценное эфирное время и смогли использовать его с блеском, так чтобы нашим зрителям, телезрителям, избирателям думающим, выбирающим, было интересно следить за вашими дебатами, чтобы они были содержательные, и в результате самый главный победитель это был наш зритель, наш избиратель, который осмысленно после ваших дебатов будет делать выбор».
Можно подписаться под каждым словом, но все совсем не так радужно обстоит с дебатами на краевых теле- и радиоканалах. Результаты жеребьевки показали, что, например, на каждую партию на канале ВГТРК (ГТРК «Кубань») придется один единственный эфир — продолжительностью 10 минут для всех политических партий, участвующих в дебатах. А на краевом канале «Кубань-24» для «содержательного» диалога выделено аж по два эфира по 12 минут...
Много ли представители партий смогут рассказать за это время? Пожалуй, поздороваются и попрощаются с телезрителями.
Еще более «смешная» ситуация с выделенной бесплатной площадью в краевых и муниципальных газетах. У нас в крае с уверенностью можно сказать, что районные газеты пользуются большим доверием у населения в муниципалитетах, многие кубанцы выписывают и читают районные газеты. И, казалось бы, можно было бы хотя бы здесь, на просторах печатной прессы, дать возможность партиям донести свои программы до жителей Кубани. Ан-нет, и здесь картина не радужная.
Количество выделенной площади — в зависимости от издания — варьируется от 26,6 кв.см. до 330 кв.см. Спрашивается: какую информацию можно разместить на площади объемом в два спичечных коробка? Как, например, жители Кореновского района, где количество избирателей – 67 тысяч человек, узнают что-нибудь интересное или полезное о выборах в материале, размещенном на площади 71 кв.см? А много ли прочтут избиратели в газете «Новороссийский рабочий» в статье объемом 285 кв.см?..
А рекордсменами по предоставлению печатной площади оказались два издания: «Станица плюс» (Красноармейский район) – 26,6 кв.см. и «Тихорецкие вести», предлагающие агитировать на площади 45,7 квадратных сантиметров...
При таком освещении в местных и региональных СМИ интерес населения к политическим дебатам, да и к самими выборам тоже, вряд ли возрастет. А ведь только по-настоящему масштабная и широкая агитационная кампания, привлекающая внимание граждан России, может сделать выборы по-настоящему демократичными и легитимными, ведущими к укреплению нашей страны и ее государственности.
Галина Зивилова, член Бюро Краснодарского крайкома КПРФ