Россия 1 # Воскресный вечер с В. Соловьевым, Москва, 3 апреля 2016 23:07
(аплодисменты)
В: 30 апреля 1971 года Леонид Брежнев объявил о формировании новой общности под названием советский народ. Советский народ, конечно, существовал задолго до этого, но идеологическую платформу закрепил очередной исторический 24-й съезд КПСС. Вот только спустя 20 лет не стало Советского Союза, улетучилась общность, народ расселился по своим национальным квартирам, и, тем не менее, у российского народа сохраняется ностальгия по тому историческому периода. В чем причина этого феномена? Было ли советское прошлое идеальным? О чем сожалеют люди и чем гордятся?
(аплодисменты)
В: Геннадий Андреевич, ну, если угодно, ваша партия, наверно, главный приобретатель вот этого чувства ностальгии, потому что сам факт существования коммунистической идеологии, коммунистической партии был бы невозможен без всего опыта СССР.
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦК КПРФ): Не ностальгия, а у великого исторического наследия, нашего великого прошлого, которой мы гордились, и сегодня новое молодое поколение очень желает этим гордиться. Оно не желает жить в стране наркоманов, преступников, предателей и подлецов. Она желает жить в стране, которая продолжает лучшие тысячелетние традиции нашего народа. С другой стороны, о советском народе многое говорилось сразу после войны, несмотря на трудности, проблемы, репрессии. Тем не менее, я читал донесения фашистских генералов, в том числе допросы тех, кого повесили. Они заявили, что мы думали, сейчас вас трахнем - и вы рассыплетесь по национальным квартирам. Оказалось, прямо противоположенное. Даже когда прижали к кремлевской стене и к Волге, тем не менее, народ сражался, как единый народ. Я служил в армии в Германии. У меня в разведке было два десятка человек, по-моему, 12 национальностей было. Я всех помню, но я не скажу, какой национальности. Никто никого не делил, все были дружной, мощной, крепкой семьей. Служили в Германии. С нами немцы через дорогу здоровались, потому что мы были представители великой советской страны и армии-победительницы. Нас уважали.
(аплодисменты)
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦК КПРФ): Что касается Брежнева, он в целом на съезде сформулировал эту точку зрения. Ну, ее потом узаконили в Конституции, в 77-м году. Первая статья и гласила: мы, советский народ. И дальше шла расшифровка. Вот расшифровка и единая идеология, и единый народохозяйственный комплекс, единый русский язык как язык межнационального общения. Но одновременно и было записано, что каждая республика имеет свою Конституцию, имеет право выражать свои национальные особенности и все остальное. Эту гармонию разрушали не 20 лет. Я читал доктрину Даллеса, в том числе все секретные документы. Я был поражен. Первый пункт начинал... надо доказать, советскому единому народу, что им еды... в единой семье жить трудно, что лучше, чтобы они разошлись по национальным квартирам. А когда они разойдутся, разорвут вековые связи и будут тонуть поодиночке.... Вот вы видите, как мы сегодня тонем поодиночке. Поэтому будет обязательно и у Путина своя доктрина, которая пожелает объединить на основе наших лучших традиций, и этот шаг уже сделан.
(аплодисменты)
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Ну, большая часть моей жизни прошла именно в Советском Союзе. 60-е, 70-е, 80-е.
В: А у кого здесь нет?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Вот у Шаргунова, мы уже считали, Шаргунова - нет.
СЕРГЕЙ ШАРГУНОВ (ПИСАТЕЛЬ): Я 80-го года рождения.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Да. Я просто расскажу...
В: Какая недоработка...
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Для меня вот этот сове... вот этот период жизни в Советском Союзе четко делится вот на два периода абсолютно четко, и для многих людей моего поколения тоже. Шестятые... шестят... 60-е годы - ну, мое раннее детство, да, вот только вот там Хрущев ушел, Брежнев пришел. Детство мое раннее прошло в Ташкенте. И во дворе действительно, вот прав Геннадий Андреевич, говорили на трех языках: на русском, на идиш, ну, евреи говорили тогда на идише, иврит тогда никто не знал, и на узбекском.
МУЖЧИНА: Иврит был запрещен.
(говорят одновременно)
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Это правда. В 70-е годы, когда я пошел в школу, потом поступил в институт, тоже было ощущение такое стабильности.
(говорят одновременно)
В: Два еврея выясняют судьбу, пока третий рассказывает про Россию.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Было ощущение... было ощущение стабильности. Я помню, какую я испытывал гордость, когда меня как отличника учебы принимали в пионеры в мавзолее Ленина.
В: Знали бы они...
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Ну, все бывает. И вот я абсолютно уверен, что большинство наших людей, ну, мало ли кто, извиняюсь, уже реально помнит там 20-е, 30-е годы, да, таких людей практически нет. Большинство наших людей помнят именно вот это. Вот я пошел в школу, да, там в семьдесят каком... шестьдесят восьмом или девятом году.
В: Борис, я правильно понимаю, что вы хотите сказать, что люди гордятся не реальным прошлым, а той легендой, которую они впитали в детстве, да?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Сейчас я скажу, смотрите. И вот я пошел в школе в 69-м году, и батон хлеба стоил 18 копеек, а литр молока 28 копеек. Тринадцать, самый дешевый тринадцать, согласен...
В: Городская булочка... Так, не начинайте.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Товарищ, дайте договорить, что такое?
В: Была городская булочка за 7 копеек.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Володь, можно, я договорю, да?
В: Батоны были до 25-ти.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Вот я закончил, институт физтех, да, там спустя 20 лет, и то же самое было абсолютно.
В: Да мы все закончили институты.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Вот он так стоил литр молока 28 копеек... Вот об этом люди в первую очередь и вспоминают.
В: Думаете?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): На протяжении жизни была абсолютная стабильность.
В: То есть вы считаете, что гордость - это стадия желудка, да?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Человек точно знал, что, если он закончил школу, он получит работу, как и все мы, да, абсолютно, но, внимание, это 60-70-е. А вот когда я стал взрослым человеком в 80-е годы, да, когда у меня там родился ребенок и я получал все проблемы советского человека, очереди невероятные, да, квартиру получить было нереалистично нужно. Ее можно было получить, нужно было долго стоять, да. Начались реальные перебои с едой. Банально, я вот своему ребенку маленькому элементарно там не мог купить простых вещей, потому что очереди, талоны и так далее.
В: То есть ваш ребенок голодал, вы его кормили грудью?
(аплодисменты)
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Не надо иронизировать.
В: Нет, у меня дети рождались в этот же период времени, но что-то нельзя было купить, но чего-то голодных, падающих я не видел.
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Голодных не было, но, чтобы купить вот элементарно нормальное мясо, да, вы могли в магазин прийти - полупустые полки, лежит что-то похожее, надо было...
НИКОЛАЙ СТАРИКОВ: Мой коллега решил всю жизнь рассказать, можно, я тоже 2 слова...
(говорят одновременно)
(аплодисменты)
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Я резюмирую.
В: Пришли к 80-ым и к мясу. Вы не умели дружить с мясниками, дальше что?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Люди, конечно же, особенно после 90-х, когда была жуткая инфляция, рост цен, безработица...
В: Они перестали любить родину, да?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Они стали вспоминать вот те 70-е, когда все было стабильно. И, конечно, в этом большая...
В: А сейчас почему они любят родину?
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): А сейчас совсем другая история. Это вообще другая история. Люди моего поколения, конечно, на фоне того, что было, они помнят 70-е стабильные, там было хорошо, а вот люди более молодого поколения, которые там не были....
В: Опрос вам не понравился, опрос, который прошел, подавляющее большинство граждан, там 90 с лишним процентов, гордятся страной. Мало этого, дальше идет, чем именно они гордятся. Выясняется, Борис, я не могу работать в режиме монолога, Борис, в режиме монолога нельзя...
БОРИС НАДЕЖДИН (ПРЕЗИДЕНТ ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА): Они гордятся мифом о советской стране, который сейчас есть.
В: Борис, какое счастье, что только вы знаете реальность. Все остальные живут ...
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ (РЕЖИССЕР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ): Я бы вернулся вот, собственно, к советской идее. Я думаю, что это, ну, вообще это абсолютно гениальное изобретение Ленина - советская идея, которая позволила вообще воссоздать евразийское пространство в виде Советской империи. Ведь в чем суть советской идеи? Советская идея в этой огромной, многоконфессиональной, многонациональной стране сказала гражданам: вы, прежде всего, советские. Мы все были, прежде всего, советскими людьми. Мы оставались русскими, украинцами, евреями, казахами, таджиками, но, прежде всего, мы были советскими людьми, и именно это позволило сплотить эту страну. Этой идеи, на мой взгляд, очень не хватает современной России. Я напомню, я напомню, что в 90-е годы Дудаев, небезызвестный лидер сепаратистской Чечни, я хорошо помню это интервью, он сказал: "Мы в СССР готовы жить, мы не хотим жить в России". А это важный момент в результате, так сказать...
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦК КПРФ): Чечня на 90 почти процентов проголосовала жить в СССР.
(говорят одновременно)
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ (РЕЖИССЕР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ): И второй момент очень важный, ведь это давало не только ощущение того, чтобы мы многонациональны, это давало еще огромное число союзников. Дело все в том, что китайцы, неважно, кто ты, китаец, индиец, англичанин, француз, ты тоже мог быть советским. Отсюда у Советского Союза было огромное число союзников. Я вот хорошо помню, я в 85-м году, молодой человек, приехал на фестиваль в Мар-дель-Плата, в жюри, с покойным Эдмоном Кеосаяном. Нас пригласил местный бармен. Эдмон говорит: "Слушай, давай сходим, это вообще прикольно". Бармен, пойти к бармену в гости. Мы пришли, семья, простая аргентинская, как говорится, семья, кстати, жена сирийка, христианка.
АВИГДОР ЭСКИН (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ /ИЗРАИЛЬ/): А у американцев не американцы, что ли? Я не понимаю.
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ (РЕЖИССЕР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ): Ну, я не про это говорю. Короче говоря...
АВИГДОР ЭСКИН (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ /ИЗРАИЛЬ/): А в чем гениальность-то?
В: Сейчас услышишь.
КАРЕН ШАХНАЗАРОВ (РЕЖИССЕР, НАРОДНЫЙ АРТИСТ РОССИИ): И я говорю, а вы, собственно... Они говорят, а вы понимаете, для нас советские люди это как люди с другой планеты. Это почти боги. Вот какое было отношение в мире вообще к этому институту советского человека. И в этом смысле, конечно, сама по себе советская идея, она необыкновенно притягательна, потому что она дает ощущение единства. Ну, конечно, в Советском Союзе были проявления национализма, разумеется, были. И в армии, порой, чурками называли, понятно, так сказать, людей из Средней... кто в основном, плохо по-русски говорил. Были, так сказать, безусловно, были. И элементы антисемитизма были, это все известно. Но, все равно в идеологии, в основе государства было, прежде всего, вот этот момент. Все равны, все национальности равны и мы все, прежде всего, советские. Это делало нас единым народом.
(аплодисменты)
АВИГДОР ЭСКИН (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ /ИЗРАИЛЬ/): Тема нескончаемо важна для осознания сегодняшних дней и для того, чтобы люди могли самоопределяться в рамках собственного наследия, собственной культуры. Если было бы все, как вы говорили, Геннадий Андреевич, то Советский Союз сегодня существовал бы и был первой мировой державой. Если бы не было бы этих проблем, тогда если они были бы решены Лениным, то вообще бы сегодня мы не обсуждали бы эту тему, потому что был бы Советский Союз. Была бы сегодня Восточная Европа, объединенная с Западной Европой под великой идеей советского человека. Ленин, кстати, говорил не о советском человеке, а о пролетарском интернационализме, об уничтожении религии, и я советую всем просто почитать псалмопевца, который говорил, что если Господь не построит дом, то вотще старались зодчие. Если изначально основой строительства государства был атеизм, было полное отрицание Бога, библии, преследование всех абсолютно религиозных групп. Это было с первых дней. Или я что-то путаю? Нет, я с кем-то путаю, может быть, кого-то. Это во-первых, начнем с этого. Если было бы иначе...
НИКОЛАЙ СТАРИКОВ: Не о том, не о том.
АВИГДОР ЭСКИН (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ /ИЗРАИЛЬ/): Почему не об том? Я говорю о том, о чем вот говорили до меня. Что, если бы было бы все вот так вот, мы бы сегодня вообще бы об этом не говорили, во-первых? То есть тот факт, что Советский Союз перестал существовать, это как раз таки результат, прежде всего, провала национальной политики, потому что именно националистические течения, именно они привели каких-то людей в Кремле к мысли, что надо сужать границы, надо избавляться от среднеазиатского подбрюшья. Все то, о чем говорил Попов и его окружение, было как раз основано на том, что надо пытаться сохранить славянское, русское большинство, которому угрожала уже Средняя Азия и так далее. Тема бесконечно важная, но просто давайте все-таки будем как-то близки к фактам. Национальная идея в Советском Союзе проснулась во время Второй мировой войны не как советская идея, а именно как русская идея. И спасибо русскому народу, именно русская культура - это та культура, которая примиряла людей на Кавказе, это та культура, которая привела к тому, что на Кавказе отказались от кровной мести, были достижения великие. Вы дали грамоту людям, вы дали национальные чувства эвенкам и чувашам, кого только нет. Были великие достижения, вне всякого сомнения. Но если бы не было изначально тех подводных камней и тех вот мин замедленного действия, которые изначально вы подложили тогда бы, еще раз повторяю, Советский Союз сосуществовал бы и сегодня.
Россия 1 # Воскресный вечер с В. Соловьевым, Москва, 3 апреля 2016 23:21
В: Да, Геннадий Андреевич.
ГЕННАДИЙ ЗЮГАНОВ (ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЦК КПРФ): Одну ремарку. Хочу сказать вот, поддержать Карена. Ведь суть идеи Ленина была, она предельно проста. Он понял, что империю разбили и спалили в Первой мировой войне. Он понял, что собрать ее на идее имперской невозможно, что невозможно собрать на идее русского национализма, что можно ее собрать на идее справедливости, дружбы народов, уважения к человеку труда, классном образовании, современной науки. И он предложил равный союз равных народов. И страна, обезумевшая в войне, стала на глазах собираться, когда проводили политику в интересах всех народов. Тогда и Союз развивался успешно.
Полный текст материала читаем здесь:
https://kprf.ru/tv/153480.html