Тема двоевластия глубока и многогранна. Речь идет не столько об
известном "священном тандеме". Хотя эта тема, понятное дело, волнует
всех. Речь идет о власти как таковой, которая, будучи опосредованной
другими центрами силы, теряет свои властные свойства, превращается в
нечто, противоположное себе самой.
Знатоки кремлёвской кухни, вышедшие из политической
подворотни, — пусть они переливают слова из реторты в реторту, выпаривая
очередную сплетню. Мы же отдадим себе отчёт в том, что проблема
залегает гораздо глубже.
Философский словарь определяет двоевластие, как "одно из
важнейших проявлений раскола общества, народа и власти, правящей элиты и
локальных сообществ, выражающееся в стремлении расколотых частей
сформировать свои центры власти в той или иной форме и степени,
противостоящие центрам власти противоположной стороны..." Но процесс
деления субъекта властной воли невозможно объяснить перекосами
политической системы или особенностями индивидуальной психики тех или
иных носителей власти. Возможно, дуальность мировосприятия, как и
двоевластие (Doppelherrschaft. — нем.) заложены в природе человеческого
сознания изначально и присущи любой социальной иерархии. Однако в
условиях царящей двусмысленности и двоемыслия, в атмосфере смыслового
раскола дуализм сознания ведёт к поляризации полюсов власти,
возникновению двух или более пульсирующих центров.
Лев Троцкий в политическом эссе о двоевластии замечает:
"Двоевластие не только не предполагает, но, вообще говоря, исключает
дележ власти на равные половины и вообще какое-либо формальное
равновесие властей."
Двоевластие, отражая глобальную неустойчивость мира,
возникает в "точке неравновесия", на перекрестках истории, в периоды
выбора между диаметрально противоположными возможностями.
Попытка проехаться сразу, одновременно "по трём мостам"
подрывает основы управления государством. Одни его части входят в
жёсткое противоречие с другими. Причем ни одна из этих реализуемых
тенденций не раскрывается в полной мере, что приводит к возникновению
множества химер, бесконечных комбинаций, некоторые из коих предполагают
даже раскол между властью и государством.
Тема двоевластия в России открывает таинственную тему двойничества и самозванства.
Рисунок Алексея Касмынина
|
Двойничество на индивидуальном уровне есть отслоение от
личности индивида его теневого "Я", которое в час "икс" способно
заменить собой таковую. Появление двойника приводит к путанице и
ощущению иллюзорности происходящего: "Доктор Джекил и мистер Хайд, два
человека в одном".
Двойник-антипод "зеркалит" оригинал и заставляет оригинал
"зеркалить" себя. Напоминающее игру искусственное деление на "доброго" и
"злого" следователя часто применяется на допросах. А фигура
средневекового придворного шута — этой таинственной царской тени,
сумрачного пересмешника трона — является ключом к загадке двойничества
во власти.
Разумеется, дуумвират — это не всегда двоевластие, хотя в его конструкции дремлют призраки такового.
Двоевластие — это есть катастрофическая трансформация власти, предвосхищающее рождение новой власти.
Тит
|