Американские социологи также выяснили, что для все большего числа американцев российская военная мощь видится как критическая угроза Соединенным Штатам. Год назад так думали 32% опрошенных, а сейчас – 49%. Отметим, что опросы Gallup проводятся 26 лет, и новый «рейтинг» России – худший за все это время. Лишь 24% американцев относятся к нашей стране благоприятно, а в целом негативно – около 70%.
Любопытно, что опрос, проведенный Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в октябре прошлого года, показал, что граждане России относятся к США соответствующе – около 73% опрошенных видят Америку врагом №1. Это почти втрое больше, чем в кризисном 2008 году, когда американцев «недолюбливали» лишь 25%.
Свежий опрос ВЦИОМ, проведенный в середине февраля, дал предсказуемые результаты. На вопрос «Как вы думаете, существует ли сейчас военная угроза России со стороны других стран?» больше, чем две трети россиян (68%) ответили утвердительно. А усомнились в наличии внешних угроз лишь 28% граждан, хотя еще в 2014 году таких оптимистов было 42%.
Что характерно, резко увеличилась доля положительных оценок боеспособности Вооруженных сил РФ: 49% в феврале 2015, по сравнению с 24% в 2014 году и 14% в 2009 году.
Сегодняшний рост напряженности связывают, в первую очередь, с событиями на Украине. Сначала евромайдан, затем свержение президента Януковича, выход Крыма из состава Украины и присоединение к РФ, война в Донбассе. Потрясения, которые пришлось пережить жителям Украины за минувший год, включая всеобщее обнищание, военные поражения в Донецке и под Дебальцево, привели к невиданному падению доверия граждан к властям. (См. подробнее «Недоверие к незалежности»). Все это выплеснулось в масс-медиа. Но как объяснить происходящее в умах американцев и россиян? Эксперты говорят, все просто: с обеих сторон звучат упреки и обвинения, и настраивающие на «мобилизационный» тон заявления, местами больше похожие на провокации.
Лишь один из примеров – недавнее заявление министра обороны Великобритании Майкла Фэллона о «реальной, имеющейся налицо опасности» для стран Балтии со стороны Владимира Путина. По словам британского военного чиновника, российский президент хочет напасть на Эстонию, Латвию и Литву, или, по крайней мере, думает об этом. В свою очередь президент США Барак Обама, выступая с речью о глобальных угрозах миру, поставил в один ряд Российскую Федерацию и боевиков ИГИЛ. Кто-то может усмехнуться или начать рассуждать о шизофрении, но в массовом обывательском сознании все эти угрозы вполне реальны. Если о чем-то постоянно говорить в новостях, это становится как бы данностью.
Два спикера с разными взглядами прокомментировали ситуацию для «Свободной прессы». Несмотря на разницу в оценках, оба сходятся в одном: Америка с Россией действительно находятся в противостоянии. Вопрос лишь в том, насколько далеко оно зайдет, и как долго продлится?
Андрей Савельев, доктор политических наук:
- Противостояние было всегда. Просто в последнее время пропаганда развернулась так, будто завтра война или война уже идет. В Новороссии мы видим именно столкновение двух пропагандистских кампаний, американской, которая захватывает весь мир, и российской, которая в основном направлена внутрь страны. Американцы занимаются этим в течение многих лет. Была антисоветская кампания, которая велась десятилетиями. Потом все «притухло», потому что у власти в России были люди, готовые капитулировать по любому вопросу. Могу напомнить, был такой Андрей Козырев (министр иностранных дел РФ в правительстве Бориса Ельцина – прим. «СП»), который возглавлял внешнеполитическое ведомство и фактически сдавал все интересы России. Поэтому вот эта концепция России как врага №1 стала бледнеть. Но сейчас обострение международной обстановки, и в связи с тем, что действительно разворачиваются планы по ликвидации России, и в них участвуют не только Соединенные Штаты и их союзники, но и внутренние враги нашей страны, то, естественно, обострилась пропагандистская деятельность мировых СМИ. Что и привело к тому, что Россия снова стала врагом №1 в общественном сознании американцев.
«СП»: - Как это соотносится с тем фактом, что недавно, по крайней мере официально, декларировалось, что мы теперь партнеры, глобальные и стратегические, у нас даже дружба, и, в общем, все будет хорошо?
- Люди, которые стоят у власти в нашей стране и в Америке – они партнеры. И если сейчас отношения между высшими должностными лицами стран напоминают ссору, то олигархи – это два отряда, которые взаимодействуют между собой и имеют общие интересы. Между ними никакого противоречия нет, просто в одно время на поверхность выходит сотрудничество, в другое - конфронтация. Но это все для обычных людей, а под покровом тайны происходят другие процессы, где олигархия той и другой страны партнерствует между собой, продолжает свою деятельность.
«СП»: - Под олигархами вы имеете в виду финансовую верхушку у нас и у них, да?
- Олигархия – это не совсем финансовая верхушка. Просто так получилось, что у нас финансовая верхушка и власть – это практически одно и то же. Олигархия – это власть немногих в своих собственных интересах. Но у нас именно такая система и установилась. Власть немногих, действующих в своих собственных, эгоистических интересах. И в Америке тоже такая же власть, только она менее цинично выставляет себя напоказ и в какой-то степени обеспечила для своих граждан такую систему, которая позволяет грабить весь мир и предоставлять им сносный уровень существования. Вот и вся разница. Америка живет в долг, можно сказать, расхищая достояние всего мира, а наша олигархия грабит только свою собственную страну.
«СП»: - Что может или должно произойти, чтобы мы вышли из этой напряженности?
- Нам не нужно как-то пытаться менять политику Соединенных Штатов, нам бы измениться самим. Это обеспечит нам реальный суверенитет, обороноспособность и самостоятельность в развитии, независимость от внешних сил. А как будут жить США, пусть граждане там тоже сами разбираются. Там тоже много недовольных тем, что от исходных традиций, которые были заложены отцами-основателями, Америка ушла уже очень далеко. В США назревают свои внутренние конфликты.
Член Экономического совета при президенте РФ, директор Института мировой экономики и международных отношений РАН Александр Дынкин:
- Результаты опросов отражают внушаемость населения той и другой страны. Если вы посмотрите, скажем, канал Fox News, там масса жестких антироссийских материалов. Если вы посмотрите наше телевидение, то у нас все это подается примерно в той же стилистике, как на Fox News.
«СП»: - Значит, с обеих сторон идет пропаганда. Но, если так можно выразиться – а кто первый начал?
- Не знаю, смотря как глубоко уходить в историю…
«СП»: - Мы как страна не в первый раз находимся в противостоянии с Америкой. Понятно, что сейчас все «вертится» вокруг Украины, но, наверное, такой пожар взаимного противостояния не мог начаться на пустом месте, какую-то роль в этом играет, ну, историческая предрасположенность что ли – привычка видеть врагов друг в друге, как вы думает?
- Я не думаю, что такая историческая предрасположенность существует. Вспомните Вторую мировую войну, вспомните полет «Союз – Аполлон», были ведь и другие времена. Но сейчас, конечно, Украина накалила страсти, и то, что Соединенные Штаты поддерживали и спонсировали в течение последних десяти лет антироссийские настроения на Украине, это очевидный факт, и от него американцы не отказываются.
«СП»: - Я слышал от европейцев и американцев, не чиновников, конечно, а простых людей, суждения о том, что Америка навязывает остальному миру свои правила, и в этом причина неизбежности новых конфликтов. А Россия как наследница СССР, естественно, в глазах Запада выглядит как такой «естественный партнер» для игры в противостояние…
- Вы знаете, в отношениях между Россией и США были разные периоды. Во время Крымской войны, когда Россия воевала с Турцией, Францией и Великобританией, Соединенные Штаты нас активно поддерживали, например… Поэтому говорить о каких-то дьявольских кознях – нет, я не сторонник такого подхода. Но то, что сегодня Россия проявила некую самостоятельность, и то, что США опять пытаются навязать миру однополярную модель мироустройства, это очевидно. Россия – одна из крупных держав, которая с этим не согласна. И в этом кроется, на мой взгляд, корень нынешних проблем. Если США придут к выводу, что мир не однополярный, полицентричный, тогда могут и отношения улучшиться, тем более что есть масса глобальных проблем, которые требуют нашего взаимодействия.
«СП»: - Исходя из сегодняшних реалий – какова вероятность, что американцы придут к такой точке зрения?
- Я думаю, что за оставшиеся нынешней администрации два года этого не произойдет.