оклад первого секретаря крайкома КПРФ Н.И.Осадчего на собрании краевой Ассоциации коммунистов-депутатов представительных органов государственной власти и местного самоуправления 27 сентября 2014 года
Политические итоги выборов
Уважаемые товарищи!
14 сентября по всей стране прокатился единый день голосования. На территории Краснодарского края прошли более 600 избирательных кампаний разного уровня.
Официальные результаты известны. Но, кроме формальных цифр, они отражают, главным образом, одно – монополию на произвол и безобразие, творимые в ходе выборов партией власти и ее верными слугами.
К сожалению, в нашей избирательной системе от выборов до выборов меняются только отдельные нормы, да и то в ту сторону, которая облегчает задачи для партии власти. Как пример, – норма о досрочном голосовании. Ею вновь воспользовались в ряде районов и городов, чтобы обеспечить задел для «нужных» кандидатов.
В предвыборный период мы вновь столкнулись с давлением на наших активистов и кандидатов, на их семьи. По этой причине ряд кандидатов отказались от участия в выборах, не стали баллотироваться.
Что касается самого дня голосования, то, по информации с мест, которую весь день принимал краевой штаб КПРФ, никаких сдвигов в сторону чистоты и честности выборов не произошло. Мы увидели все то же самое, что и в последние годы: представителям КПРФ чинились препятствия для осуществления контроля, списки избирателей не прошиты, реестры для голосования «на дому» не были «закрыты». Есть факты прямых вбросов избирательных бюллетеней. Против наших представителей, наблюдателей и членов УИК, устраивались всевозможные провокации – при попустительстве работников полиции. На многих участках мы держали удар и защищали справедливость, но против нас действовала безжалостная машина…
Несмотря на всю эту обстановку, КПРФ удалось убедить часть избирателей, отстоять свои результаты и добиться мандатов для своих представителей. Их, по нашим данным,160 человек.
Итоги участия КПРФ были обсуждены на заседании Бюро краевого Комитета партии 16 сентября. В Постановлении Бюро отмечено, что мы сохранили свое представительство в органах местного самоуправления на поселенческом уровне.
В ряде районов число наших депутатов увеличилось. Больше всего прибавили в Белореченском районе: здесь 13 представителей КПРФ стали депутатами в Советах поселений. 11 – в Усть-Лабинском районе, 10 – в Красноармейском. Рост также отмечен в Туапсинском и Каневском районах, где теперь будет работать по 7 депутатов от КПРФ. В Темрюкском районе сейчас – 10, в Гулькевичском – 8.
5 из 6 выдвинутых КПРФ кандидатов, включая первого секретаря райкомаЮ.Ф.Булавко, стали депутатами Совета Старощербиновского сельского поселения.
Укрепились позиции в Курганинске, где в городской Совет прошли 4 представителя КПРФ, включая первого секретаря райкома партии И.А.Смирнову. (При этом в многомандатном округе она финишировала первой).
Впервые избрана депутатом Лабинского городского Совета и первый секретарь райкома партии М.П.Гребнева.
На одного депутата больше, чем до дня выборов, стало у КПРФ в Ленинградском сельском Совете и в Приморско-Ахтарском городском Совете.
Свой авторитет и депутатский статус подтвердил первый секретарь Тимашевского райкома партии, член Бюро краевого Комитета Е.П.Иванов, вопреки жесточайшему административному прессингу вновь избранный депутатом городского Совета.
Вновь избран депутатом и Н.М.Железнев, первый секретарь Тбилисского районного Комитета КПРФ.
Однако в целом по краю роста депутатского корпуса КПРФ не произошло. Ряд местных партийных Комитетов не провели своевременной подготовки, неоправданно затянули решение кадрового вопроса и не смогли выдвинуть необходимое число кандидатов в депутаты, обеспечить должный контроль в день голосования. Также на ходе и результатах кампании, конечно, отрицательно сказались такие факторы, как давление административной машины партии власти и ограниченность финансового ресурса КПРФ.
Особенно напряженно проходила кампания по выборам главы города-курорта Сочи. Здесь нашим кандидатом был первый секретарь горкома И.В.Васильев. Результат – 17 процентов. Местным штабом КПРФ была проделана большая работа, реальную помощь оказала группа поддержки от Краснодарского городского отделения партии. Однако машина произвола и манипуляций была запущена на полную мощь, имели место провокации против активистов КПРФ. В связи с многочисленными нарушениями член муниципальной избирательной комиссии Е.П.Диденко при официальном подведении итогов заявила особое мнение. Исходя из этих фактов, мы пришли к выводу о невозможности политического признания официальных результатов выборов в Сочи.
На местах нашим партийным Комитетам необходимо внимательно проанализировать итоги прошедших выборов, осмыслить их уроки, дать принципиальную оценку собственной работе в разрезе «первичек» и избирательных участков, и с сегодняшнего дня начать подготовку к выборам 2015 года, когда в основном будут избираться депутаты уровня муниципальных районов и городских округов. В том числе – таких крупных, как Краснодар, Сочи, Новороссийск, Анапа, Армавир. Будет избираться и городской Совет в Туапсе.
Самое главное, повторим, – это своевременный старт. Штабы должны начать работу уже сейчас. Кандидатов нужно подбирать уже сейчас. Обучение актива по вопросам организации контроля, продумывание финансового вопроса – все это тоже нельзя откладывать на «потом»...
Главные направления работы депутатов
Одновременно с подведением итогов и началом подготовки к новым выборам мы должны включить в активную работу весь действующий депутатский корпус – и тех, кто имеет опыт, и тех, кто избран впервые.
О главном содержании нашей работы. Общая идеология деятельности наших депутатов определена программными документами КПРФ – Программой партии, антикризисными предложениями по всем сферам жизни, решениями Первого Всероссийского Съезда депутатов-коммунистов, прошедшего в июне прошлого года.
Какова наша оценка нынешней общественно-политической ситуации? Мы разделяем большие патриотические чувства в связи с возвращением Крыма и Севастополя и соглашаемся с отдельными внешнеполитическими шагами президента и его команды. Однако КПРФ не перестает быть непримиримой оппозицией той политике, которая продолжается внутри России, и не снимает своих требований смены курса и отставки правительства либерально-буржуазных реформ.
Этот курс правительства, несмотря на некоторые нюансы, в целом продолжает разрушительную политику, начатую еще при Ельцине более двадцати лет назад. Тупиковость и гибельность этого курса наглядно проявились в связи с кризисом на Украине, оживлением неонацизма и откровенно-агрессивной реакцией США, западными санкциями против России. То, о чем наша партия настойчиво говорила двадцать с лишним лет, наконец, сквозь зубы стали признавать и представители партии власти, и официальные СМИ. Таким образом, программа мер, предлагаемая КПРФ для укрепления военной, информационной и продовольственной безопасности страны, для подъема отечественного производства и уровня жизни народа, становится всё болееактуальной.
Все прошедшие годы КПРФ, включая депутатов-коммунистов, противостояла и сегодня противостоит политике хищнического разграбления России и обогащения олигархии за счёт эксплуатации народных масс. Мы последовательно выступаем против грабительской приватизации, ведущей к разрушению ключевых производств и инфраструктуры. Наши предложения направлены на ускоренное развитие высокотехнологичных отраслей, составлявших основу мощи СССР.
Вся партия и депутаты КПРФ выступают за возвращение государству контроля над банковской сферой и стратегическими отраслями экономики. Мы – за то, чтобы ограничить спекулятивный сектор и наращивать реальное производство. Именно с этой целью наши представители предлагают законопроекты и решения, направленные против паразитов, диктующих труженикам-производителям кабальные цены и грабительские условия сбыта продукции.
Мы выступаем за справедливые отношения между федеральным центром и субъектами Федерации, за реальный бюджетный федерализм, за создание надежных финансово-экономических гарантий местного самоуправления.
Мы – за сильные и боеспособные Вооружённые Силы, за выработку концепции национальной политики с учётом реальных внешних угроз для России, прежде всего со стороны блока НАТО.
Мы – за всемерное укрепление Союзного государства России и Белоруссии, за создание нового Союза братских народов – гаранта их безопасности и возрождения.
Мы против проводимой в стране информационной политики, через которую власть стремится закрепить социальный раскол общества, культивирует нравственную распущенность.
Партия власти продолжает свои капиталистические реформы в экономике и образовании, в медицине и жилищно-коммунальной сфере. Постоянно растут коммунальные тарифы, цены на бензин, на продукты питания. Это наносит постоянный и ощутимый ущерб интересам пенсионеров, ветеранов, инвалидов и других малообеспеченных и социально уязвимых слоев и групп, и это открывает подлинное классовое лицо власти. Одна из важнейших наших задач – громко говорить о том, какое это лицо. Срывать с него маски «защитников народных интересов». И организовывать общественный протест.
В этом смысле нам приходится идти «против течения», против всевозможных рейтингов Президента и губернатора, против той радужной и бодрой картины жизни на Кубани, которую создают послушные СМИ. Но это и есть одна из главных политических задач всех структур КПРФ, включая депутатский корпус, – вести политическое просвещение отупляемого властью народа, говорить правду о положении в стране и в крае, в районе и городе. Давать людям азы политграмоты: разъяснять, каковы сегодняшние законы, как разграничены полномочия и функции уровней власти, ее различных органов и т. д.
Эту задачу можно и нужно решать как с помощью выступлений в средствах массовой информации, так и во время проведения встреч с избирателями.
Внимание - болевым точкам развития края
Наиболее актуальными для Краснодарского края в настоящий момент являются проблемы социального развития села, развитие медицины, детство и образование, жилищно-коммунальная сфера, а также экологические проблемы.
Первое. Село.
Вследствие навязанных рыночных отношений и превращения земли в товар, вследствие разгрома колхозной системы и банкротства многих сельхозпредприятий многие сельские населенные пункты, особенно – в глубинке, деградировали. Их население сократилось, работать негде. Молодежи все меньше, пустых хат все больше.
В этих условиях мы должны делать все возможное для сохранения станиц, хуторов, поселков, поддержки их социальной инфраструктуры. Больницы, сельские клубы, школы, дороги должны быть объектами нашего депутатского внимания.
Вот пример. В прошлом году в Ленинградском районе настойчивость депутата районного Совета, первого секретаря райкома КПРФ С.И.Проценко помогла сохранить сельский Дом культуры в поселке Бичевом. Был установлен тесный контакт с фракцией КПРФ в Законодательном Собрании Краснодарского края, привлечено внимание районных властей и краевого министерства культуры. Затем удалось направить для материально-технического обеспечения и ремонта системы отопления клуба средства краевого бюджета – почти полтора миллиона рублей.
Второе. Здравоохранение.
В Краснодарском крае в настоящее время есть две тенденции. Одна – это рост и развитие центров высоких медицинских технологий, с использованием новейших достижений науки и техники. И это нельзя не приветствовать. Но одновременно нас не может не тревожить судьба и перспектива сельских учреждений здравоохранения. Например, в последнее время, в условиях дефицита медицинских кадров (а дефицит составляет 10 тысяч врачей и 18 тысяч медицинских работников среднего звена) и под флагом «оптимизации» были приняты решения о сокращении или даже полной ликвидации койко-мест в ряде участковых больниц, которые в итоге становятся амбулаториями или дневными стационарами. Это вызывает возмущение сельских жителей.
Депутаты КПРФ обязаны держать эту острую проблему в поле зрения. Вмешиваться в процесс, поднимать голос протеста, когда речь идет о явном нарушении права граждан на охрану здоровья. Информировать нашу фракцию в краевом парламенте. Ведь по поводу Щербиновского района мы уже неоднократно вступали в переписку с прокуратурой и озвучивали данный вопрос на сессиях краевого ЗСК, – в очередной раз только что, 25 сентября, – и добивались протокольного поручения министру здравоохранения (а их за это время сменили два раза) еще раз изучить ситуацию.
Давайте будем внимательно отслеживать ситуацию во всех муниципальных образованиях. Кроме того, нам нельзя упускать из виду и то, как власть работает над подготовкой и привлечением кадров в эту отрасль. Есть правильная целевая краевая программа, но она не решает один из главных вопросов – жилье для молодых и вообще для новых специалистов. Представляется, что наша задача – постоянно напоминать властям о необходимости приобретения или строительства такого жилья. Это важно не только с точки зрения перспектив сельской медицины.
Третье. Детство и образование.
Особенно острым в последние годы, когда в стране и в крае произошел определенный подъем рождаемости, стал вопрос о гарантиях дошкольного образования. Дефицит мест в детских садах был и при демографическом спаде 90-х годов, поскольку были уничтожены многие детские сады, но сейчас проблема стала буквально кричащей.
Первыми, между прочим, этот вопрос еще с 2006 года стали поднимать коммунисты-депутаты Законодательного Собрания Краснодарского края. В результате этой активности и настойчивости у нас в крае теперь есть программы по строительству и реконструкции детских садов. Необходимо продолжать требовать от власти решения этой проблемы.
И еще одна задача – организация летнего отдыха и оздоровления детей. На всех уровнях нашей депутатской «вертикали» необходимо этот вопрос держать под контролем. Добиваться, чтобы дети попадали не только в лагеря при школах, но и на побережье, в других курортных местах. Помогать развитию туризма, восстановлению маршрутов. Создавать, строить спортивные площадки и так далее.
Четвертое. Жилищно-коммунальная сфера.
Здесь – постоянное внимание теме тарифов, их экономической обоснованности, их разумному сдерживанию. Также есть серьезная проблема водоснабжения и водоотведения. Ужасающее состояние водопроводных сетей, плохое качество воды в ряде районов и городов – вот то, что нужно исправлять.
Еще одни вопрос – капитальный ремонт многоквартирных домов. Это актуальный и острый вопрос для городов и районных центров. Партия власти на федеральном уровне приняла решение о том, чтобы переложить эту задачу на плечи самих жильцов – собственников квартир. Соответствующий закон в прошлом году принят и на краевом уровне. Наша фракция голосовала «против». Но, поскольку закон все-таки принят и вступает в силу, нашим депутатам следует искать способы контролировать, куда пойдут собранные деньги, как они будут расходоваться, кто и почему получает приоритетное право ремонта и так далее.
Пятое. Вопросы экологии.
Нередко в погоне за «инвестициями» местная власть дает согласие на рискованные и даже откровенно вредные, опасные проекты. Нередко администрация мотивирует их поддержку заботой о «создании новых рабочих мест». Здесь нашему депутатскому корпусу нужно, как говорится, ухо держать востро…
Два уже известных примера. Первый – из города-курорта Сочи. Сочинский горком партии, беспартийная общественность, депутат Госдумы С.П.Обухов, его помощник, председатель ТОСа коммунист И.В.Васильев, а также руководитель фракции КПРФ в Государственной Думе Г.А.Зюганов выступили единым фронтом против антинародной затеи – строительства ТЭС в Кудепсте. Этот гибельный проект удалось остановить.
Второй пример – из жизни Тбилисского района. Депутаты-коммунисты, включая первого секретаря райкома Н.М.Железнева, вошли в инициативную группу по организации митинга против строительства в станице Тбилисской вредного, опасного для жизни и здоровья селян химического предприятия. Давление на власть привело к тому, что глава района был отправлен в отставку, а проект остановлен.
Главное условие успеха - организованность
Теперь – о том, как нам правильно организовать свою работу. Во всех без исключения законодательно-представительных органах на территории Краснодарского края депутаты от КПРФ находятся в меньшинстве. Кому-то может показаться, что при таком соотношении сил мы обречены на прозябание в местных Советах и Думах, на роль «статистов» или «вечно недовольных». Но в действительности это не так.
Опыт последних лет показывает, что важнейшим условием успешной, результативной работы нашего депутатского корпуса является развитие и укрепление депутатской вертикали КПРФ.
Вертикаль – это систематическое взаимодействие депутатов КПРФ разного уровня – от Совета сельского поселения до Государственной Думы. Это – организация работы в форме фракций и других депутатских объединений, повседневная связь депутатов со своими партийными отделениями.
Иначе говоря, если мы организованны и дисциплинированны, если наша работа строится в постоянном взаимодействии депутатов с «первичками» КПРФ, с местными партийными Комитетами, с коллегами-партийцами, то никакого прозябания быть не может. Наоборот, являясь оппозицией, мы можем ставить и поднимать такие вопросы, которые никогда не поставят депутаты от партии власти. (Вот уж кто является статистами по отношению к администрации – так это абсолютное большинство депутатов-«едросов». Что им вносит администрация – за то они молча и голосуют, даже если и не очень согласны).
Организованность и дисциплина наших депутатов достигается, прежде всего,созданием фракций в представительно-законодательных органах власти и местного самоуправления. Фракции должны обязательно быть созданы в каждом Совете, где у нас есть хотя бы три депутата. Это – требование Устава КПРФ. Это – единственный путь к успеху, к положительному политическому результату.
Когда фракция четко заявляет свою позицию, не сдается под прессингом и дружно голосует, это не может быть незамечено избирателями, и не может не влиять на остальных депутатов представительного органа. К примеру, в ЗСК у нас всего 5 депутатов, но когда наша позиция точно и обоснованно выражена, – например, по отношению к закону о бюджете или о программе приватизации, к федеральным законопроектам – вместе с нами голосует еще до десяти депутатов и более.
В любом случае депутатов фракции, работающих как одна команда, уважают. С их позицией считаются.
Далее. Предположим, что в сельском или районном Совете у нас всего один-два депутата. Как действовать им?
Здесь главный вариант – тесная связь с партийной организацией, которая выдвинула нашего товарища в депутаты и помогала ему избраться. Коммунисты любой «первички» – это жители конкретного населенного пункта, они живут так же, как большинство сельчан или горожан. У них те же проблемы: цены, тарифы, налоги. Находясь в постоянном общении со своей «первичкой», регулярно отчитываясь в ней о своей работе, депутат тем самым уже имеет более или менее точную информацию о настроениях своих земляков. Он знает, какие нужно поднимать вопросы на сессиях, совещаниях, в СМИ.
С другой стороны. Сколько бы ни было наших представителей в местном Совете, их будут уважать и слушать, если «первички» и партийные Комитеты подопрут их своей внепарламентской активностью, общественным давлением на власть, – например, пикетами, митингами, коллективными обращениями жителей, сбором подписей и так далее.
Кроме того, в тех районах, где все депутаты КПРФ рассредоточены по одному-два человека в Советах разных поселений, стоит подумать о создании депутатского районного объединения – под руководством райкома партии. Так поступили в Белореченске, где сегодня 16 депутатов от КПРФ: 3 – в районном Совете и 13 – в поселениях. Вчера, 26 сентября, депутатская ассоциация образована в Туапсинском районе, где в нее вошло 9 представителей КПРФ.
Такие же действия целесообразно было бы предпринять и в других районах – даже там, где депутатов всего 3-5 человек, не говоря уже о таких районах, как Темрюкский, Красноармейский, Гулькевичский, где у нас есть по 8-10 и более депутатов.
В любом случае при наличии районной ассоциации появится возможность объединения сил, обмена опытом и информацией взаимной поддержки, координации действий.
Особо следует оговорить роль партийных Комитетов по отношению к коммунистам-депутатам и к фракциям. Главное здесь определено Уставом КПРФ: как отдельные депутаты, так и фракции работают под руководством партии. Но каков механизм этого руководства, каковы его методы, параметры?
Возьмем такой вопрос, как подготовка фракции к сессиям. Безусловно, здесь обязательным является сбор фракции накануне или хотя бы перед началом сессии, когда уже известна повестка дня, и на руках имеются проекты нормативных актов. Обсудили, выработали позицию, сделали поручение, кто по какому вопросу выступает, проголосовали на фракции (если это нужно) и – вперед, на сессию.
В ряде случаев следует проводить расширенное заседание Бюро райкома, горкома, а, может быть, и Пленум местного партийного Комитета. Это необходимо тогда, когда в повестке сессии значится, например, вопрос о принятии бюджета муниципального образования. Или кадровый вопрос. Или какой-то местный налог, его ставки и льготы. Здесь решения Бюро желательны и обязательны, фракцию в «свободное плавание» отпускать нельзя.
В то же время нужно уметь избежать другой крайности. Депутаты-коммунисты обязаны выполнять решения партийных Комитетов или бюро, в том числе и по вопросам депутатской деятельности. Такое требование вполне соответствует ФЗ «О политических партиях» и нормам Устава КПРФ. Но решения самих партийных органов должны быть при этом обоснованными, хорошо рассчитанными с точки зрения возможных последствий, и порой в меру гибкими. Партийное руководство должно быть разумным и точным.
Еще один момент. Депутаты-коммунисты и сторонники КПРФ должны регулярно участвовать в работе выборных органов партии: местных Комитетов и их Бюро, партконференций – независимо от того, сколько депутатов-коммунистов есть в местном отделении КПРФ. Есть смысл и в том, чтобы, как правило, все депутаты, являющиеся членами КПРФ, входили в состав районного, городского Комитета партии, а кто-то – обязательно в состав Бюро райкома, горкома. Ведь, по идее, депутаты – наиболее активные и подготовленные люди. А кадровый дефицит, как известно, у нас есть везде.
В свою очередь партийные секретари, не являющиеся депутатами (таких у нас около 20 человек), должны добиваться права участвовать в сессиях местных Советов, присутствовать на них, по возможности – выступать. Это следует делать и в тех случаях, когда у нас вообще нет ни одного депутата в Совете. Руководитель партийной организации обязан быть в курсе того, что происходит в местном представительном органе. И просвещать других.
И еще. Важнейшее требование Устава КПРФ и самой логики партийной жизни – обязательные регулярные отчеты депутатов не только перед избирателями, но и в своих партийных организациях. Это тоже механизм ответственности депутата, контроля партии за его деятельностью, корректировка, помощь, подсказка, взаимный обмен информацией и так далее…
И еще о некоторых формах и методах работы депутатской вертикали КПРФ.
Это – участие в сессиях, пресс-конференции, «круглые столы». Участие депутатов в общественно-политических публичных мероприятиях (митингах, демонстрациях). Это – совместный прием граждан, совместная работа с их обращениями.
Нужно взять на вооружение следующий принцип работы в рамках нашей вертикали. На уровне станицы или поселка, поселения местный депутат видит проблему, детально изучает ее и стремится найти решение. Не получилось, не хватает полномочий или ресурсов – выходим на уровень районного Совета. Не решили здесь – обращаемся в Законодательное Собрание. Затем подключаем тяжелую артиллерию – в лице депутатов фракции КПРФ в Государственной Думе.
Конкретный пример результативного взаимодействия в рамках депутатской вертикали КПРФ на территории Краснодарского края –защита рыбоводной отрасли: депутат районного Совета – депутаты ЗСК – депутат Государственной думы.
И последнее, но очень важное. Работа в представительных органах власти и местного самоуправления требует как принципиальности, так и гибкости, умения добиваться результата путем конкретных тактических шагов. Но есть вопросы, по которым компромиссы с партией власти исключены. Среди таких вопросов, в первую очередь, – рассмотрение и принятие бюджета – на всех уровнях.
Сейчас в коридорах российского правительства и региональной администрации уже идет процесс разработки документов очередного 2015-го бюджетного года. Вот-вот этот процесс приобретет и публичный характер, проекты бюджетов всех уровней начнут обсуждаться, согласно закону, с участием депутатов и представителей общественности. Наша задача – включаться во все эти формы обсуждения, участвовать в слушаниях, ставить вопросы, вносить предложения, имея в виду, прежде всего, наши приоритеты.
Другой принципиальный вопрос – отношение к приватизации социально-значимых объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
По таким вопросам должна быть общая, единая позиция всех депутатов от КПРФ. Они связаны с общим политическим и социально-экономическим курсом партии власти в стране и в крае. И депутаты от КПРФ, представляя единственную реальную оппозицию, не могут и не должны поддерживать этот курс…
Давайте пожелаем всем нам выдержки, мудрости и успехов на избранном нами трудном пути. На пути борьбы за поворот к социализму, народовластию и социальной справедливости!..