2013-01-25 10:22 По страницам газеты «Правда», Владимир Вишняков
25 января — 75 лет со дня рождения выдающегося актёра, поэта и исполнителя авторских песен Владимира Семёновича Высоцкого.
Много лет проработал он в Московском драматическом театре на Таганке.
Сыграл десятки ролей в спектаклях, наиболее памятные — Гамлет
(«Гамлет») и Лопахин («Вишнёвый сад»). Примечательными его работами в
кино стали роли в фильмах «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие
трагедии», «Вертикаль», «Хозяин тайги». Однако наибольшую известность
Высоцкий получил как автор-исполнитель песен под акустическую
семиструнную гитару. Артист безвременно ушёл из жизни 25 июля 1980 года.
Это был день скорби, без всякого преувеличения, для всей страны.
75-летие со дня его рождения по-разному отмечается во многих регионах страны.
С 1997 года Благотворительным фондом Владимира Высоцкого,
Министерством культуры РФ и Комитетом по культуре города Москвы
ежегодно, в канун дня рождения артиста, вручается премия «Своя колея».
Идея премии принадлежит его сыну Никите. Присуждают её совсем не
обязательно за достижения в области литературы и искусства. Главный
критерий — способность человека, независимо от его профессии, твёрдо
следовать в жизни «своей колеёй», о чём пел Высоцкий, несмотря ни на
какие препятствия и повороты судьбы. Премию получают те, кому сегодня,
возможно, Высоцкий захотел бы посвятить песню, люди, чья жизнь и
творчество созвучны темам его поэзии. Лауреатами «Своей колеи» на этот
раз стали: врач, заведующий отделением Архангельской областной детской
клинической больницы Андрей Бабицкий — за спасение новорождённых
малышей, подключённых к аппаратуре жизнеобеспечения, когда больница
осталась без электричества; священник отец Александр (Карпец) — за
спасение утопавших людей во время трагедии в Крымске; певица Елена
Камбурова, создавшая свой стиль, жанр и театр музыки и поэзии — кстати,
одна из первых, причём необычайно тактичных (чего не скажешь о
многочисленных нынешних крикунах-подражателях) исполнителей песен
Высоцкого после его смерти.
В творчестве, как и в судьбе этого талантливейшего человека, было
немало рискованных поворотов, на которых нынешние антисоветчики и жалкая
эстрадная тусовка пытаются выстроить удобный для них образ Высоцкого,
дабы хоть как-то прислониться к его поистине всенародной славе. Но
ничего у них не выходит. Подлинный Высоцкий глубоко чужд сегодняшним
либеральствующим врагам народа и бездарным сценическим кривлякам,
любующимся собой в куршевелях. И люди это хорошо понимают. Сейчас, с
дистанции времени, всё очевиднее становятся глубокая народность и
высокая гражданственность, отличавшие как творчество, так и личность
автора-исполнителя, создателя музыкально-поэтической энциклопедии жизни
страны в 60—70-е годы. Именно эти качества создали такое неповторимое
явление советской культуры, как Высоцкий. И конечно, искренность,
простота, исповедальность и огненный темперамент, буквально
распахивавшие души его слушателей и зрителей. Пример тому — хотя бы вот
эти строки, так актуально звучащие и сегодня.
Владимир ВЫСОЦКИЙ
Я не люблю фатального исхода,
От жизни никогда не устаю.
Я не люблю любое время года,
Когда весёлых песен не пою.
Я не люблю холодного
цинизма,
В восторженность не верю
и ещё —
Когда чужой мои читает
письма,
Заглядывая мне через плечо.
Я не люблю, когда —
наполовину
Или когда прервали разговор.
Я не люблю, когда стреляют
в спину,
Я также против выстрелов
в упор.
Я ненавижу сплетни в виде
версий,
Червей сомненья, почести
иглу,
Или когда всё время против
шерсти,
Или когда железом по стеклу.
Я не люблю уверенности сытой,
Уж лучше пусть откажут
тормоза.
Досадно мне, коль слово
«честь» забыто
И коль в чести наветы за глаза.
Когда я вижу сломанные
крылья,
Нет жалости во мне -
и неспроста:
Я не люблю насилье
и бессилье,
Вот только жаль распятого
Христа.
Я не люблю себя, когда я трушу,
И не терплю, когда невинных
бьют.
Я не люблю, когда мне лезут
в душу,
Тем более — когда в неё плюют.
Я не люблю манежи и арены:
На них мильон меняют
по рублю,
Пусть впереди большие
перемены —
Я это никогда не полюблю!
1968 год. |