Комментирует Генеральный директор Центра научной политической мысли и идеологиии д. физ.-мат., д. полит.н Степан Сулакшин.
Финансовая политика российского Центрального Банка уже десятилетия вызывает большое удивление. В основании выбранной модели функционирования данного института присутствует несколько догматов:
1. С точки зрения ответственности российский центробанк, следуя конституционной норме, выпадает из системы государственных органов. Это делает его сродни независимому коммерческому банку и не вызывает удивления, что сеньораж, или чистая прибыль банка, до недавнего времени полностью оставалась в распоряжении его менеджмента (по сути, приватизировалась). Сегодня коэффициент консолидации доходов в казне государства возрастает, но так и не достигает 100%. ЦБ России демонстрирует явные признаки коммерческого банка и доходного предприятия.
2. О догмате доходности вместо регуляторной функции говорит политика ставки рефинансирования Банка России - она привязывается и всегда выше индекса инфляции на потребительском рынке. Но центробанк является регулятором далеко не потребительского рынка, а получение прибыли, в отличие от любого коммерческого банка, вовсе не фигурирует в декларируемых целях ЦБ. Однако фактический анализ показывает, что российский Центральный Банк делает именно это. Вместо того, чтобы поддерживать экономический рост страны, ЦБ РФ уже много лет ведет эмиссионную политику Currency Board, когда рублевая масса имитируется в объеме валютной выручки поступающей в страну. А поскольку доходы поступают в основном за счет сырьевого экспорта, получается, что ЦБ превратился в экспортный банк, обслуживающий экспорт углеводородов.
3. Наконец, в законе о ЦБ указывается, что его целью является исключительно стабильность национальной валюты. В отличие от мировой классической практики, наделяющей Центробанк целями обеспечения ликвидности национальной банковской системы, содействия социально-экономическому развитию страны, российский Центральный банк этих целей не имеет и, соответственно, подобной практикой не занимается. Его фактическая императивная задача – финансовая стабилизация. Решает он ее через таргетирование инфляции, для чего (что является глубоко ошибочным) сжимает и продолжает сжимать денежное предложение в стране, тормозящее ее развитие, десуверенизирующее ее кредитную систему, выталкивающие российский бизнес за рубеж.
Весь этот набор фактов и характеристик приведен для того, чтобы показать, насколько ошибочна и иррациональна деятельность ЦБ России как фоновая его характеристика. В рамках всей политики Центрального Банка очередные шаги этого института в текущий момент иррациональны и ведут к национальному ущербу.
Шаг №1. Рост ставки рефинансирования. ЦБ не первый раз проводит подобную диверсию: в условиях финансового кризиса 08-09 гг., когда сокращался доступный рынок капиталов, сжимался и финансовый оборот национальной экономики. ЦБ вместо стимулирования их восполнения повышал ставку рефинансирования, затрудняя введение в оборот недостающих финансовых ресурсов. Все сопоставимые страны мира вводили режим смягчения монетарной политики, а Банк России делал ровно наоборот.
Шаг №2. В нынешнем режиме санкций, когда Запад отказывает российскому потребителю в доступе на рынки капитала, возникает кредитно-инвестиционный, кредитно-оборотный дефицит финансов. ЦБ вновь вносит свой «вклад» в это финансовое "малокровие" , снова повышая ставку рефинансирования. Он не собирается осуществлять ремонетизацию и компенсацию валютно-финансовой зависимости суверенной национальной рублевой массой.
Шаг №3. Курс рубля отпускается даже раньше запланированного 2015-го года. Вопрос конвертирования национальной валюты – непростой. Либеральная догма со времен Гайдара состоит в том, чтобы полностью ликвидировать государственный контроль обменного курса. Напомним, что схем бывает несколько. Фиксированный обменный курс - наиболее эффективная модель с точки зрения суверенности национальных финансов. Это схема Советского Союза. Дифференцированный обменный курс, который тоже устанавливается государством по различным товарным группам в зависимости от мировых рынков и национальных потребностей, – более гибкий, но также надежный и ориентированный на приоритет суверенитета страны механизм.
Плавающий курс национальной валюты частично регулируется Центральным Банком с помощью валютных интервенций на соответствующих курсообразующих биржевых торгах. Это схема, которой длительное время руководствовался наш ЦБ. Схема гораздо более опасная и несуверенная, потому что валютные спекулянты мирового масштаба обладают ресурсами не просто сопоставимыми, а превышающими возможности Банка России. Вопрос суверенитета становится вторичным, и цифры говорят сами за себя.
Вместо того, например, чтобы избыточная доля золотовалютных резервов была конвертирована во внутрироссийский финансово-хозяйственный оборот, приносящий по меньшей мере пяти-десятипроцентную норму прибыли, эти средства остаются замороженными ЦБ РФ в золотовалютных резервах, либо расходуются в валютных интервенциях. Например, в 2014 г. около 45 млрд долларов ЦБ России просто "пустил на ветер", компенсируя спекулятивные атаки на рубль и его негативную динамику в связи с геополитическими событиями на Украине. 45 млрд долларов! Надо только представить, сколько можно было создать материальных благ, производств, генерирующих новую добавленную стоимость, рабочих мест за эти деньги. Чтобы оценить, что это за цифры, вспомним, что одно рабочее место стоит порядка 10000$, а значит, если посчитать, то речь идет о порядке миллиона рабочих мест. Вместо этого регулируется валютный курс рубля, что можно было бы делать без затрат, а с помощью фиксированного дифференцированного курса.
Зачем это делает Центробанк? Уже упомянутая неолиберальная догма требует от любого верующего в нее безоговорочного следования ей, несмотря ни на какие препятствия и претерпевания, но допустим ли такой подход для главного и единственного эмиссионного центра страны?
Почему рубль отпускается в плавающий режим именно сейчас, в период санкций? Это трудно объяснить с точки зрения национальных интересов и безопасности, но легко объяснить, отталкиваясь от публичного заявления Президента, когда он сказал, что в стране действует пятая колонна и национальные предатели. Либеральная финансово-экономическая доктрина навязана России извне, внедрялась двадцать лет не только в официальной практике, не только в нормативно-правовых, регламентных документах страны, регулирующих финансовую деятельность, в частности ЦБ РФ, но и в научных программах, в общественном дискурсе, в умах и профессиональных цензах уже целого поколения специалистов, ставших финансистами, экспертами, помощниками высокопоставленных руководителей и государственных деятелей. Фактически создан иррациональный механизм, который работает против интересов и безопасности страны, и логика его такова: чем сильнее ущерб безопасности и интересам страны, тем вероятней принятие соответствующего решения. Это иррациональная контрлогика, прослеживается в действиях Центрального Банка уже много лет.
В условиях санкций синхронные действия Банка России с некоторыми зарубежными институтами могут свидетельствовать о следующем: усилия координируются, чтобы нанести максимальный ущерб России и заставить ее поддаться политическому шантажу и выполнить требования Запада относительно геополитической линии на Украине. Политический эшелон России должен понять эту вполне очевидную объяснительную схему, поменять закон о Центральном Банке, радикально поменять состав его менеджмента и изменить финансовую политику в стране. Иначе очередной и очень значимый ущерб развитию страны, уровню жизни, ее социально-политическому развитию, суверенности – неизбежен.