О том, во что превратилось жилищно-коммунальное хозяйство страшно подумать. Системы жизнеобеспечения, за отлаженную работу которых обязаны отвечать соответствующие чиновники, постепенно превращаются в металлолом.
«Рыбаки копают червей. Сия картинка радует сердца любителей и защитников природы. Но огорчает жильцов дома: копают у них в подвале. И возмущает районное начальство: все это и тому подобное показывают по областному телевидению «Вести Оренбуржья». В язвительном тоне. Вот, мол, в каком состоянии жилищно-коммунальное хозяйство в районном центре Тюльгане. И вообще уровень руководства и отношение к нуждам людей. После показа репортажа Елены Ерофеевой и Ильяса Хаялина в рабочем поселке подняли на ноги милицию. Как же! С помощью неизвестных съемочная группа проникла в подвал, чем нарушила федеральный закон о противодействии терроризму! Четыре дня следователи допрашивали участвовавших в репортаже жильцов и обследовали место происшествия. Следов террористов не обнаружили. А в очередном репортаже журналисты сделали чистосердечное признание в новом нарушении антитеррористического закона. Опять открыли подвал сами, без взлома и лишних усилий. И уже отсюда вопрос ответственным лицам: почему в подвал в любое время может зайти кто угодно и полюбоваться плодами антихозяйственного терроризма против систем жизнеобеспечения дома, но почему туда не заглядывают чиновные мужи?
А в общем-то давно назрел главный вопрос – о цене «реформ» всей нашей жизни, и «реформы» жилищно-коммунального хозяйства в частности. Об этом говорит депутат Тюльганского районного совета, первый секретарь райкома КПРФ Михаил Ильич Чахеев. Он судит по собственному опыту. Прошел долгий трудовой путь, в течение ряда лет работал председателем райисполкома, был на хозяйственных постах и при повторном насаждении капитализма. Он рассказывает:
– В советское время рядом с райцентром построили угольный разрез. Для его работников в Тюльгане возвели пятиэтажные дома, микрорайон превратился в новый живописный городок. Люди получили бесплатные квартиры. Плата за обслуживание была символической. И строительство, и эксплуатация жилья осуществлялись за счет доходов от государственных и коллективных предприятий, прежде всего производственных. Только разрез давал три миллиона тонн брикетов бурого угля в год. Обеспечивался высокий жизненный уровень населения. Конечно, дома еще были новые, на них не требовалось больших затрат. Но и когда подходила пора капитального ремонта, проводилась модернизация в срок и с высоким качеством, хотя и упущения были. Предприятия выделяли огромные средства для социальной сферы. Не может быть никаких сомнений, что она получила бы на сегодня несравнимо большее развитие, если бы в результате «реформ» не были бы во многом уничтожены или подорваны промышленность, сельское хозяйство, наука. Тюльганский угольный разрез был закрыт и только в последнее время в небольшом количестве возобновил отгрузку из пластов, вскрытых еще в советскую эпоху.
Таким образом, основную массу трудящихся «реформы» ввергли в нищету, да еще и взвалили на них расходы на обветшавшее жилищно-коммунальное хозяйство. И это не все. Людям преподнесли как великое счастье, что они будут иметь дело не с государственной жилищно-коммунальной службой, а с частным промыслом, каковой примется в острой конкуренции их ублажать, им же останется вести контроль и учет всяческим удобствам.
Во всем этом просто купались в доме 11 по улице Октябрьской. В дождичек. Когда, казалось, совсем взмокли от счастья, избрали в конце прошлого года уполномоченным по правам жильцов Игоря Иосифовича Маевского. Даже при нынешнем многократном перепроизводстве юристов в стране редкий город может похвастаться дотошным знатоком законов и неотступным блюстителем технологии их применения, как сей инженер-металлург. Понятно, профессия приучает к спектральной точности до атома.
Игорь Иосифович раскопал, что только за последние четыре с половиной года из квартплаты жильцов дома на его содержание и текущий ремонт причиталось 932 тысячи рублей. Однако вот уже 20 лет никакого ремонта не было. Значит, надо пустить в дело накопления. Их явно мало. Стало быть, пора взять свою долю в государственном фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства России. Для этого направить в Москву смету.
Итак, после реформы – в два счета. Ан обчелся. Директор управляющей организации – частного общества Тюльганского жилищно-коммунального хозяйства А.К.Сидоров копилку квартплаты не предъявил, сметную документацию на ремонт дома не подготовил. Куда подевались отложенные деньги, хотя бы миллион рублей за последние годы? Надо их найти и с них начать ремонт.
Людей зомбируют: смысл «реформ» в том, что частный собственник жилкомхоза будет плясать под дудку контролирующих его жильцов. Станет в трехлитровой стеклянной банке держать их квартплату и у них на глазах все до копейки раскладывать по статьям расходов. В точном соответствии с этой установкой представитель жильцов И.И.Маевский обратился с этими вопросами к директору жилкомхоза А.К.Сидорову. И по первому слову ему выложили все на блюдечке с голубой каемочкой? Как говорят, держи карман шире. Началась бесконечная волокита.
Жильцы задали вопросы о «неосновательном обогащении ООО «ЖКХ п. Тюльган», о неисполнении управляющей организацией обязательств по содержанию и ремонту дома и ряд других.
Для обсуждения своих бед с декабря прошлого года по инициативе И.И.Маевского жильцы провели около двух десятков общих собраний. Примерно три десятка встреч с местными начальниками разного уровня, в том числе с главой поселкового совета С.В.Юровым и тогдашним главой района В.Н.Шмариным. Все они отражены в протоколах и иных документах. Было направлено не один десяток жалоб, коллективных писем, заявлений, претензий, требований и иных обращений в соответствующие ведомства, в их числе областные и столичные. В том числе генеральному директору государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» К.Г.Цицину. Поступали ответы, комиссии проводили проверки. Государственная жилищная инспекция Оренбургской области сообщала о подтверждении фактов и привлечении виновных к административной ответственности, о предписаниях по устранению нарушений.
Пожалуй, с наибольшей легкостью на подъем и сочувствием откликались журналисты областной государственной телерадиокомпании. За несколько месяцев съемочные группы подготовили восемь репортажей. Показали и проржавевшие трубы, и болото в подвалах, и протекающие крыши, и т.п. Сами оказались «террористами». Задели честь мундира местной власти. Журналист Андрей Федосов произнес с телеэкрана ответное слово. Саркастично по форме, математически точно по содержанию.
Со своей стороны, районная власть против злоумышленников развернула идеологическое наступление, с использованием районной газеты. В публицистической статье о специальной сессии районного совета сформулирован убийственный довод: «О том, что справедливо и объективно должны средства массовой информации освещать происходящее, говорил и депутат Соколов, который также был возмущен сюжетами и комментариями «Вестей Оренбуржья». «Кругом то же самое, – говорил Валерий Петрович, – везде разруха. Но наш район – оазис по сравнению с другими районами, где я работал».
«Везде разруха...» Но велико ли удовольствие жить на этом фоне в оазисе, который показывают совершенно «справедливо и объективно» объективы телекамер? А первый секретарь Тюльганского райкома КПРФ М.И.Чахеев твердо стоит на том, что надо советоваться со своими избирателями и выполнять их волю. Защищать интересы трудящихся. По его приглашению приезжал в Тюльган и встречался с жителями депутат фракции коммунистов в Государственной думе Владимир Николаевич Федоткин. Он рассказал о позиции КПРФ, дал практические советы на основе огромного опыта партии в ее борьбе против антинародной политики и в «реформировании» жилищно-коммунального хозяйства. Обратился в федеральные органы.
Пример Тюльгана наглядно (с телевизионной наглядностью!) подтверждает, что передел государственной собственности в частную с любой степенью соблюдения принимаемых для этого законов ничего не прибавляет трудовому народу, а только отнимает. Куда уходит разорительная квартплата, если практически ничего не делается для сохранения систем жизнеобеспечения и телевидение то и дело показывает картины катастроф, когда кончается запас советской прочности.
Только одно заслуживает поддержки и распространения: активная позиция людей. Мне запомнилась горячая заинтересованность собрания жильцов. Доклад И.И.Маевского они дополняют дельными предложениями, готовы действовать. Отступать некуда. Это над новоявленными господами не каплет, а над человеком труда и крыша течет, и из подвала сырость прет, нужда отовсюду достает. И в темечко бьет, и под дых. В борьбе за непосредственные удобства, за свою квартиру и свой дом люди учатся самоорганизации. Они находят себе вожака, бескорыстного и неутомимого борца за общее благо Игоря Иосифовича Маевского, ставшего из инженера-металлурга народным трибуном. Рядом с ним – ветеран коммунистической партии М.И.Чахеев. Человек не отвлеченных проповедей о справедливости, а черновой работы за правду в быту. Но с уверенностью, что в коллективной работе по обустройству нормального быта в своем доме можно и нужно подниматься к осознанию коллективизма в нашем общем государственном доме. Учиться самоуправлению и в местном хозяйстве, и в масштабах страны в интересах кухарки, хлебороба, металлурга и учителя.
Фёдор Подольских. |