Правда» дважды, 26—27 июля 2011 года и 13—16 января 2012-го, поднимала вопрос об учреждении почётного звания «Город трудовой славы», чтобы отметить особые заслуги тех городов, которые внесли самый весомый трудовой вклад в Победу над гитлеровской Германией и милитаристской Японией.
ОТВЕЧАЯ на наши предложения, В.В. Путин в одном из своих выступлений заметил, что слишком многим городам России пришлось бы присваивать это звание. Думаю, тут сквозит явная недооценка роли нашего героического тыла в годы Великой Отечественной войны.
Много ли у нас городов-героев? Только те, где решалась судьба нашего Отечества. После Великой Отечественной и доныне к ним, городам-героям, примыкают города воинской славы. Их значительно больше. Но как можно было не присвоить это почётное звание городам Ржеву или Вязьме? У стен этих и других населённых пунктов решалось многое. И звание они получили заслуженно.
Наконец, не случайно это звание сравнительно недавно было присвоено Петропавловску-Камчатскому, Хабаровску и Владивостоку. Там, в районе этих городов, много было сделано для разгрома войск милитаристской Японии.
Ну а почему не отдать должное городам Советского Союза, внёсшим, повторюсь, самый весомый трудовой вклад в нашу общую Победу?!
Вот только один пример. Вскоре после торжественного открытия музея на Поклонной горе в печати появились письма, авторы которых предлагали рядом с именами Героев Советского Союза увековечить имена Героев Социалистического Труда, удостоенных золотой медали «Серп и Молот» в грозные годы. Работники музея прислушались к столь важному предложению, поставив тем самым героические заслуги тружеников тыла — рабочих, инженеров, колхозников, конструкторов оружия, наркомов — рядом с такими же героическими заслугами фронтовиков. Нет, недаром поэт сказал: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд».
Не знаю, смогу ли я убедить президента прислушаться к мнению и фронтовиков, и тружеников тыла. Конечно, не надо делать из присвоения звания «Город трудовой славы» какую-то кампанию. Да, весь советский народ с первого дня нападения на нас фашистской Германии открыл в нашем тылу, на востоке страны, образно говоря, Второй фронт, создания которого мы так долго ждали от Запада.
Комсомольск-на-Амуре. Наш восточный форпост. На фронт из этого города комсомольской славы летели боевые самолёты, в воды Амура со стапелей судостроительного завода спускались подводные лодки и своим ходом через Татарский пролив достигали западных морских рубежей, где вступали в бой с военно-морскими надводными и подводными судами фашистов.
Красноярск. Пятиорденоносный «Красмаш», вошедший в строй в середине 1930-х годов, поставлял фронту зенитные орудия, которые защищали нашу Москву, а если было необходимо — подбивали вражеские танки на различных участках фронта. Да только ли одни орудия! Боеприпасы и многое другое. Красноярцы, как и страна в целом, работали под девизом «Всё для фронта! Всё для победы!».
Магнитогорск. Знаменитая на весь мир Магнитка, возникшая на переломе двадцатых—тридцатых годов. Металлургический комбинат одевал металлом и танки, и зенитные орудия, и автоматы, и винтовки. Люди комбината работали, если потребуется, и по двенадцать часов, и без выходных, и без отпусков, лишь бы дать металл смежным заводам, ковавшим оружие для фронта.
Куйбышев (ныне Самара). Сюда из Москвы был переведён Государственный подшипниковый завод (ГПЗ), изделия которого ждали и самолётостроители, и танкостроители, и многие машиностроительные предприятия. На первых порах прижился ГПЗ в конюшнях и сразу же стал выдавать подшипники различного калибра. А боевые самолёты! А боеприпасы! Город и работал, и был на страже — фронт-то сравнительно недалеко.
Я назвал лишь некоторые города Дальнего Востока, Сибири, Урала, Европейской части страны. Конечно же, таких героических городов намного больше. Но не настолько, чтобы отказаться увековечить их трудовой подвиг.
Беру чистый лист бумаги. Пишу: «Товарищи депутаты Государственной думы из фракции КПРФ! Прочитайте эти заметки. Внесите в Госдуму предложение об учреждении почётного звания «Город трудовой славы». Труженики тыла и мы, фронтовики, будем вам благодарны!»