Как я отношусь к "Благодатному огню"? Да нормально отношусь! Вот "Олимпийский огонь" - мне же нравятся все эти торжественные ритуалы его возжигания, перенесения из Афин в тот город, где состоится Олимпиада, я же ничего не имею против! И мне, между прочим, в голову даже не приходит, что это Зевес, или там Гелиос нисходит с небес, чтобы его зажечь: я знаю, что это делается с помощью мощной линзы: В чем же разница с "Благодатным" огнем? Да нету никакой разницы. Смотрим, как рассказывают о "Благодатном" огне авторитетные источники.
Первым делом обращаемся к «Православной Энциклопедии», фундаментальному изданию, позиционирующему себя как один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии. Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Вышло ее уже 30 томов, до начала буквы "К", то есть статья о "Благодатном" огне должна быть.
Однако ж облом, нет такой статьи. Вот фрагмент словника:БЛАГОДАРСТВЕННЫЕ МОЛИТВЫ ПОСЛЕ ПРИЧАЩЕНИЯ молитвы, читаемые после Причащения Св. Таин«БЛАГОДАТНОЕ НЕБО» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля (празд. 6 марта)«БЛАГОДАТНЫЙ ОГОНЬ» православный журнал (с 1998 г.)БЛАГОДАТЬ нетварная Божественная сила«БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ» икона СпасителяНу что ж, нет так нет, видимо, решили благоразумно промолчать на эту тему, чтоб не скомпрометировать себя утверждением его "чудесности" и не соблазнить паству правдой о технологии его возжигания. Ничего нам не рассказали о "Благодатном" огне в "самом полном своде знаний по Православию и истории религии", нéчего, видимо, им сказать. С некоторым разочарованием захлопывая этот свод, обращаемся к следующей фундаментальной энциклопедии, "Православной богословской энциклопедiи" под ред А.П. Лопухина, коей вышло перед революцией 12 томов, тоже до буквы "К". Листаем: бла-бла-бла... Слова находятся во втором томе: БЛАГ0ГОВѢНІЕ, колонка 634, Благодать, колонка 637, БЛАГОСЛОВЕНІЕ, колонка 652, Увы, здесь, как видим, также облом. Не такой это, видимо, вопрос, чтоб рассматривать его в издании, претендующем на уважение... Даже когда "Благодатный" огонь в них упоминается, то используются предельно обтекаемые выражения, вроде "Благодатный огонь, который считается одним из чудес Православного Христианства" (кем-то считается, а мы тут совершенно ни при чем), чтоб читающий поверхностно уверился в том, в чем и так уверен, а читающий трезво и скептически не имел бы оснований для упреков и насмешек: Святые отцы, если тщательно разбираться в текстах, не говорят ни о каких чудесах. То, что по-русски принято называть "схождением Благодатного огня", по-гречески официально именуется Tελετή Αφής του Αγίου Φωτός, то есть церемония (обряд) зажигания Святого огня (дословно - света). Ни Иерусалимский патриарх, ни кто-либо из его клира в публичных заявлениях не говорит о чудесной природе огня и его схождении с неба.
"Когда в 1099 году крестоносцы захватили Иерусалим и перебили как мусульман, так и православных, то «чудо» кончилось. Пришлось отыскивать недобитых греческих попов, знающих его «секрет». Фокусничество было разоблачено. Папа Римский, католики отказались от этого вранья. И наш авторитетный православный ученый выдающийся литургист, профессор Ленинградской Духовной академии Николай Дмитриевич Успенский (1900-1987) посвятил разоблачению мифа о «сверхъестественности» Благодатного Огня антиобрядоверческую Актовую речь 9 октября 1949 года «К истории обряда святого огня, совершаемого в Великую Субботу в Иерусалиме». Казалось бы, вопрос закрыт. Нообрядоверческий миф ныне востребован неофеодальными политиканами, пытающимися загнать нас в зомбированную архаику и духовный дурман.
Профессор Николай Успенский, разоблачив обман с «чудом схождения» Благодатного Огня, закончил свою Актовую речь в Ленинградской Духовной академии следующим объяснением живучести этого обряда:
«Нам могут задать вопрос: что же смотрят палестинские иерархи и сам иерусалимский патриарх? На этот вопрос мы находим ответ в упомянутых выше дневниках преосв. епископа Порфирия. Приведя свой разговор с патриаршим наместником, филадельфийским епископом Дионисием (позднее митрополит Вифлеемский), где последний говорил о способе зажигания св. огня, преосв. Порфирий пишет: «Рассказавши все это, митрополит домолвил, что от одного Бога ожидается прекращение благочестивой лжи. Как он ведает и может, так и вразумит и успокоит народы, верующие теперь в огненное чудо великой субботы. А нам и начать нельзя сего переворота в умах, нас растерзают у самой часовни Св. Гроба». [Порфирий /Успенский Константин Александрович/, епископ. Книга бытия моего: Дневники и автобиографические заметки епископа Порфирия /Успенского/. Часть IV: С 18 марта 1850 по 3 апреля 1853 г. Под редакцией П. А. Сырку. – Санктъ-Петербург: Издание Императорской Академии Наук на иждивении Императорского Православного Палестинского Общества, 1896, стр. 301]
Вся интрига "сойдет - не сойдет", даже само слово "схождение" вместо правильного "возжигание", весь акцент на чудесность огня, - выдуманы даже не русской православной церковью, а попросту русскими свободными и демократическими журналистами, вроде того, не хочу называть по имени, который только что отснял ленту о "чудесах" "Пояса Богородицы" :))))Вот они, издания, которые пылают огнем страстной веры. Если б чудо состояло в самовозгорании, то самой истинной религией был бы зороастризм :)))
|