В жару сосновый лес, перегретый и красный, пахнет огненной смолой и
спиртом. Сухой, как порох. Кажется, в сосновых кронах трепещет
прозрачный голубой огонь. Кинь в такой накаленный лес окурок, или ударь в
него крохотная небесная искра — он взрывается весь, сразу , от корней
до вершин превращаясь в чудовищный шар огня. И в этом огне гибнут звери и
птицы, люди, цветы и травы. Такой бор выгорает дотла, оставляя на своем
месте чёрное жуткое пепелище.
Сегодняшняя Россия напоминает этот накалённый бор. Нет
такого замера, такого прибора, который мог бы определить взрывоопасность
страны, уровень скопившегося в её недрах метана. Есть интуитивное
ощущение, чувство близкой опасности. Это ощущение подсказывает, что за
последний год страна опустилась ещё на один более низкий уровень, осела
разом, толчком, приблизилась к красной отметке.
Непрерывные техногенные катастрофы, взрывы громадных
электростанций, обрушение шахт, непрерывное падение самолетов. Похороны,
траур, гробы, текущие нескончаемой процессией от Смоленска до Кемерова.
Чудовищные преступления и насилия, разгон железными палками
демонстрантов, и взбухающие на этой основе зловещие пропагандистские
пузыри.
Дымящийся Кавказ, который посылает своих эмиссаров в центр
Москвы и устраивает взрывы в пределах Садового кольца. В армии
расчленяют на органы молодых новобранцев. В милицейских участках пытают.
Бритоголовые молодчики бесчинствуют. И повсюду — ненависть,
раздражение, нетерпение, оскал зубов.
Среди этого громыхания и визга, среди разгула хулиганов,
грабящих магазины и склады, и разгула абрамовичей, покупающих себе
очередные клубы и яхты, события в Приморье кажутся особенно грозными.
Трудно сказать, чем на самом деле была эта группа, которую народ нарёк
"лесными братьями". Зачем она ушла в леса, добывая себе оружие? За что
нападали на постовых милиционеров, убивая их, и в их лице наказывая всю
отвратительную им систему?
Были они преступники и бандиты, или народные бунтари,
выпившие до дна чашу терпения, — не столь важно. Важно, что это
небольшое "приморское восстание" проникло в глубину народных
представлений о справедливости, о стране, о добре.
Весть о "повстанцах" мгновенно разлетелась по всему
российскому Интернету. Стала обрастать легендами и мифами. В период
катастроф и смут мифологическое сознание русского народа особенно
обостряется. В нём просыпается дремучее, сказочное, неподвластное логике
и здравому смыслу, берущее свое начало из древних глубин, где дремлют
сказания о Кудеяре-разбойнике, о Стеньке Разине и Пугачёве. Это сознание
ещё недавно выкликало великого Сталина, теперь в этом сознании
приморский бунт превращается в героический мученический поступок
нескольких удальцов, за которыми готовы последовать миллионы.
И что бы ни говорила теперь о них власть, какими бы
красками ни мазали их представители МВД, миф об этих людях ушёл в народ и
разрастается там, как таинственная подземная грибница. И как знать, не
нарекут ли этих убитых — святомучениками? Не станут ли писать
неканонические иконы, распространяя по приходам вести о том, что эти
иконы вдруг начали мироточить?
Народное чувство оскорблено царящей в сегодняшней России
несправедливостью. И это после того, как в течение 70 лет справедливость
была национальной религией. Это оскорбленное народное чувство чем
дальше, тем больше воспринимает любое деяние власти как проявление
абсолютного зла. И какими бы добрыми делами ни была занята нынешняя
власть, какими бы надбавками к пенсиям или увеличением зарплат ни
обращалась она к народу, кажется, утрачен миг, когда эти деяния
воспринимаются как благо, и не превращаются в сознании народа в коварный
обман и зло. Так было в царствование Бориса Годунова накануне Великой
Смуты. Так было в царствование последнего царя Николая.
Что может успеть сделать власть? Как уберечь лес,
наполненный взрывными спиртными ароматами, от близкого пожара? Как
уберечь себя и свой народ от испепеления? Единственный выход — начать
немедленную трансформацию социального строя. Начать немедленную
модернизацию всей русской общественной и экономической жизни. Вовлечь в
эту модернизацию всё население, весь народ, объявив её, эту всенародную
модернизацию, общим делом. Такое общее дело способно преобразить горючие
смеси в творчество. Накопившуюся в народе ненависть перевести в
созидательный труд.
Можно ли было удержать Россию от революции в последние годы
Романовых? Можно ли было избежать катастрофы, не разменять эшафот на
святость?
В ту ночь в дворце прекрасном и высоком
Все поклонялись царскому венцу.
И лишь пророк увидел "третьим оком",
Как крейсер приближается к дворцу.
Повстанцам в тёмных муромских лесах
Отвешивали сто свинцовых порций.
В святом скиту с молитвами монах
Писал икону новых чудотворцев.
Александр Проханов
|